Педагогический проект
проект

Хухорова Марина Константиновна

Педагогический проект

«Детский сад – детский сад»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Детский сад – детский сад»

 

2016 г.

Участники проекта: воспитатели и дети детского сада

Выполнили и разработали:

Кадочникова Н.А.

Мамыкина З.И.

Турнаева О.Ю.

Хухорова М.К.

Вид проекта: длительный, продуктивный, исследовательский, познавательный, игровой для детей 1.6 -7 лет.

Актуальность.

В ФГОС ДО говорится, что образовательная программа должна быть направлена на «позитивную социализацию ребёнка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками», развивать потенциал ребёнка «как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Эти ориентиры и требования ФГОС естественным образом реализуются в процессе взаимодействия групп детей разного возраста в ДОО.

В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта при условии расширения образовательного пространства детского сада через разновозрастные взаимодействие детей.

В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство всех возрастных групп. Разновозрастное взаимодействие детей способствует организации общения между ними.  Взаимодействие и общение в совместной игре, продуктивной деятельности, экскурсии оказывает положительное влияние на развитие, как младших, так и старших дошкольников. Преимущества разновозрастного общения состоит в том, что младшие дошкольники реально видят, чем овладели старшие дошкольники и чему они могут научиться в ближайшем будущем. Кроме того, старшие дошкольники сами могут выступать в роли социальных партнеров для младших дошкольников в детском саду. Они могут показать младшим дошкольникам образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, продуктивной деятельности, быть экскурсоводами, проконтролировать правильность выполнения задания, оказать помощь.

Все это способствует: формированию у детей коммуникативных способностей, умению разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умению работать в группе сверстников, пониманию собственной значимости для окружающих, формированию толерантности, социальной зрелости.

Таким образом можно конкретизировать результаты разновозрастного взаимодействия:

  1. Более глубокое принятие социальных, в том числе и гражданских ценностей, и норм, культурных традиций, поскольку дети тонко чувствуют свою ответственность к большому, а не только ближайшему социуму.
  2. Более широкое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, поскольку каждый ребёнок получает опыт общения с детской группой другого возраста, педагогами других групп.
  3. Интенсивное развитие социальной мотивации поведения дошкольников.
  4. Опыт взаимной помощи, ответственности старших и младших детей.
  5. Развитие инициативы и творчества в ситуации высокой социальной значимости.
  6. Развитие и обогащение коммуникативной деятельности и коммуникативных умений в расширенной социальной среде.

Исходя из актуальности, перед нами встает проблема:

Дети разных возрастных групп недостаточно взаимодействуют друг с другом и мало используют пространство всего детского сада. В каждой группе детского сада возникает свой микросоциум со своими лидерами, ведомыми и аутсайдерами, где каждый занимает свою социальную нишу. Дети с малой социальной активностью не могут проявить свои лучшие качества, они эмоционально переживают свои неудачи, но они не могут изменить ситуацию в свою пользу.  Однако в общении с детьми другого возраста или другой группы, с детьми из своего двора они очень активны, раскрепощены, проявляют лидерские качества. Возникает противоречие между имеющимся социальным опытом детей в рамках своих возрастных групп (своя групповая комната, свой коллектив, свои педагоги) и опытом взаимодействия с другими людьми вне своей группы.

Отталкиваясь от проблемы, выдвигаем гипотезу:

Если мы организуем взаимодействие детей разных групп, то мы расширим образовательную среду детского сада и будем способствовать более качественному социальному развитию детей.

Из вышесказанного мы поставили цель:

- расширение образовательного пространства детского сада через разновозрастное взаимодействие детей.

Для решения поставленной цели  наметили задачи:

  1. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность с детьми детского сада.
  2. Обогащение предменетно-развивающей среды групп.
  3. Способствовать коммуникативному и познавательному развитию детей.
  4. Разработать план совместной деятельности групп.

 Проект реализуется  в три этапа.

Подготовительный этап

  • Изучение методической литературы
  • Разработка плана взаимодействия групп

Основной этап

  • Написание проекта
  • Фотоотчёты взаимодействия групп.
  • Составление технологических карт в соответствии с планом взаимодействия групп
  • Реализация плана взаимодействия каждой группы.
  • Изучение возможностей образовательной среды каждой возрастной группы

Заключительный этап

  • Презентация проекта
  • Соцопрос образовательной эффективности взаимодействия детей в условиях расширенного образовательного пространства.

Из выше указанного материала хотелось бы наметить ожидаемый результат проекта:

Ожидаемый результат.

  1. Дети детского сада активно принимают участие в совместной деятельности.
  2. Предметно развивающая среда пополнена раздаточным и наглядным материалами.
  3. Повысился уровень социально-коммуникативного развития
  4. Разработан план для совместной деятельности групп.

Тема для взаимодействия детей разных возрастных групп может быть любой. Она должна давать возможность старшим и младшим детям найти свой интерес, новизну, свою «творческую нишу». В тематическом плане можно отследить расширение образовательного пространства детского сада через разновозрастные взаимодействия детей.

Тематический план

Месяц

Группы

Цель

Совместные дела

Сентябрь

Вторые младшие подготовительные группы

Взаимодействие детей в процессе изготовления осеннего букета

 Сбор осенних листьев, изготовление букета из осенних листьев

Октябрь

Первые младшие и подготовительная группы

Взаимодействие детей в процессе изготовления атрибутов и подготовки к спектаклю «Колобок»

Изготовление масок,

инсценировка сказки «Колобок»

Ноябрь

 Первые младшие и средние группы

Взаимодействие детей в процессе изготовления открытки к празднику мам

Изготовление открытки к маминому празднику

Декабрь

Средние и старшие группы

Взаимодействие детей в процессе

изготовления поделки-цепочки

Рассматривание украшения на окнах, ёлки, группы, изготовление поделки цепочки

Январь

Младшие группы

Взаимодействие детей в игровой деятельности

«Играем, развиваемся»

Игры на развитие мелкой моторики и сенсорике

Февраль

Старшая и подготовительная группы

Взаимодействие детей в спортивном развлечении «Весёлые старты»

Игры соревновательного характера  на ползание, бег прыжки

Март

Старшая группа и  вторая младшая группа

Взаимодействие детей в процессе посадки лука

Посадка лука, рассмотреть огород на окне

Апрель

Средние и подготовительная группа

Взаимодействие детей в игровой деятельности

«Путешествие в космос»

Экскурсия в мини музей группы, участие в игровой деятельности

Май

Старшая и  средние группы

Взаимодействие детей в

экскурсии  в мини музей группы

Рассматривание книг, обмен книгами

Для разработки проекта была изучена и реализована следующая методическая литература:

Литература:

  1. Захарова, Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка [Текст]: кандидат педагогических наук / Т. Н. Захарова. – Ярославль, 2012. – 253 с. 4. Ковалева, Т. М. Открытость образования.
  2. Н. Князева, И. Агафонова, Е. Цветкова «Проектирование взаимодействия групп детей разного возраста, //Дошкольное воспитание №82016.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное образование. 2013. №2.
  4. Огоновская А.С. Образовательная- событийная среда как средство развития личности //Образование и наука.  2013. №3. С. 37-48

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие «Детский сад-детский сад»» МАУДО «Детский сад №9» г. Ялуторовск, 201 6 г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта при условии расширения образовательного пространства детского сада через разновозрастные взаимодействие детей . Преимущества разновозрастного общения состоит в том, что младшие дошкольники реально видят, чем овладели старшие дошкольники и чему они могут научиться в ближайшем будущем. Кроме того, старшие дошкольники сами могут выступать в роли социальных партнеров для младших дошкольников в детском саду. Они могут показать младшим дошкольникам образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, продуктивной деятельности, быть экскурсоводами, проконтролировать правильность выполнения задания, оказать помощь.

Слайд 3

Результаты разновозрастного взаимодействия : 1. Более глубокое принятие социальных, в том числе и гражданских ценностей, и норм, культурных традиций, поскольку дети тонко чувствуют свою ответственность к большому, а не только ближайшему социуму. 2. Более широкое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, поскольку каждый ребёнок получает опыт общения с детской группой другого возраста, педагогами других групп. 3. Интенсивное развитие социальной мотивации поведения дошкольников. 4. Опыт взаимной помощи, ответственности старших и младших детей. 5. Развитие инициативы и творчества в ситуации высокой социальной значимости. 6. Развитие и обогащение коммуникативной деятельности и коммуникативных умений в расширенной социальной среде.

Слайд 4

ПРОБЛЕМА: Дети разных возрастных групп недостаточно, взаимодействуют друг с другом мало используют пространство всего детского сада.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА: Е сли мы организуем взаимодействие детей разных групп, то мы расширим образовательную среду детского сада и будем способствовать более качественному социальному развитию детей.

Слайд 6

ЦЕЛЬ: Расширение образовательного пространства детского сада через разновозрастное взаимодействие детей.

Слайд 7

ЗАДАЧИ:

Слайд 8

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Слайд 9

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Слайд 10

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Захарова , Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка [Текст]: кандидат педагогических наук / Т. Н. Захарова. – Ярославль, 2012. – 253 с. 4. Ковалева, Т. М. Открытость образования. 2. Н . Князева, И. Агафонова, Е. Цветкова «Проектирование взаимодействия групп детей разного возраста, //Дошкольное воспитание №82016. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное образование. 2013. №2. 4. Огоновская А.С. Образовательная- событийная среда как средство развития личности //Образование и наука. 2013. №3. С. 37-48

Слайд 11

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...