Сообщение на педсовете «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

Сообщение на педсовете «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_fursova_e.a.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников» заголовок  1 слайд

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский. 2 слайд

3 слайд    Проблема формирования речевого этикета и этического поведения детей сейчас очень актуальна. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Дети всё больше времени проводят у телевизора, компьютера, играют в планшет и другие гаджеты , они не умеют общаться между собой.

Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

3  слайд   Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Обучение детей правилам этикета проводится в два этапа:

- на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации;

- на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа.

4 слайд   Основу речевого этикета составляют речевые (этикетные) формулы.

В речевой этикет включаются:

  1. обращение,
  2. знакомство,
  3. приветствие,
  4. привлечение внимания,
  5. приглашение,
  6. просьба,
  7. согласие и отказ,
  8. извинение,
  9. жалоба,
  10. сочувствие,
  11. поздравление,
  12. прощание,
  13. благодарность и другие.

5 слайд  Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.

6 слайд         Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:

      1.Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей ….

      2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов.

      3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке.

      4.Поощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

      5.Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.

      6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.

      7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

       8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

      9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение.

Главное место в работе занимает речь воспитателя. Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации.

Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: ”Мне кажется, что ты ошибся…”, ”Ты не мог бы…”, “Я советую тебе…”, “Я думаю, что…”, “Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить…”.

7 слайд  Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются :

1.игры-инсценировки,

2.дидактические игры,

3.речевые упражнения,

4 речевые ситуации,

5 словесные игры.

      Игры- инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг.

Дидактические игры и речевые упражнения – например:

  • “Кто скажет больше слов – приветствий”,
  • “Скажи по-другому”,
  • “Как сказать бабушке (маме) приятное слово”,

а также обыгрывание ситуаций –

  • “Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу”,
  • “Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился”.

Настольно – печатные игры. Например,

  • игра – лото “Как мы одеваемся”
  • игра “Настольный телефон”

Большое значение в освоении речевого этикета имеет

прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.

К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты.

 8 слайд   Формулы  комплементов:

- одобрение внешности (“Ты сегодня выглядишь очень нарядно”, “У тебя красивая улыбка”);

- одобрение личностных качеств “Ты очень веселый”;

- одобрение деловых качеств “Ты хорошо рассказываешь сказки”.

      дидактические игры и упражнения:

  • “Лучший комплемент для мамы”,
  • “Доброе слово для друга”.

Предлагается обсуждать с дошкольниками такие вопросы как:

  1. Вспомни, не обидел ли ты кого – нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился?
  2. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто – нибудь?

Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?

  1. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому – нибудь с просьбой?
  2. Подари кому – нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

9 слайд   Знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами

с успехом  можно использовать мнемотаблицы. 10, 11 слайд

      Для закрепления правила рекомендуются  простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю “бедного телефона”, уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки.

Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.

Вывод: Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника.    

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...

Обучение речевому этикету.

 Речь человека - это своеобразная визитная карточка, это свидетельство уровня образованности человека, его культуры. Культура речи - это система требований, регламентаций относительно упот...

Сообщение на педсовет на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связ...

Методы и приёмы развития речевого этикета. Использование проектной деятельности в ДОУ.

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы...

Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников" 24.03.2020

Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников"...

сообщение к педсовету по театрализованной деятельности с дошкольниками

Сообщение к педсовету по театрализованной деятельности с дошкольниками ,методические рекомендации педагогам...