Сообщение на педсовете «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Сообщение на педсовете «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_fursova_e.a.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Приёмы обучения речевому этикету дошкольников» заголовок 1 слайд
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский. 2 слайд
3 слайд Проблема формирования речевого этикета и этического поведения детей сейчас очень актуальна. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Дети всё больше времени проводят у телевизора, компьютера, играют в планшет и другие гаджеты , они не умеют общаться между собой.
Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
3 слайд Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Обучение детей правилам этикета проводится в два этапа:
- на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации;
- на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа.
4 слайд Основу речевого этикета составляют речевые (этикетные) формулы.
В речевой этикет включаются:
- обращение,
- знакомство,
- приветствие,
- привлечение внимания,
- приглашение,
- просьба,
- согласие и отказ,
- извинение,
- жалоба,
- сочувствие,
- поздравление,
- прощание,
- благодарность и другие.
5 слайд Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.
6 слайд Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1.Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей ….
2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов.
3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке.
4.Поощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение.
Главное место в работе занимает речь воспитателя. Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации.
Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: ”Мне кажется, что ты ошибся…”, ”Ты не мог бы…”, “Я советую тебе…”, “Я думаю, что…”, “Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить…”.
7 слайд Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются :
1.игры-инсценировки,
2.дидактические игры,
3.речевые упражнения,
4 речевые ситуации,
5 словесные игры.
Игры- инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг.
Дидактические игры и речевые упражнения – например:
- “Кто скажет больше слов – приветствий”,
- “Скажи по-другому”,
- “Как сказать бабушке (маме) приятное слово”,
а также обыгрывание ситуаций –
- “Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу”,
- “Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился”.
Настольно – печатные игры. Например,
- игра – лото “Как мы одеваемся”
- игра “Настольный телефон”
Большое значение в освоении речевого этикета имеет
прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.
К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты.
8 слайд Формулы комплементов:
- одобрение внешности (“Ты сегодня выглядишь очень нарядно”, “У тебя красивая улыбка”);
- одобрение личностных качеств “Ты очень веселый”;
- одобрение деловых качеств “Ты хорошо рассказываешь сказки”.
дидактические игры и упражнения:
- “Лучший комплемент для мамы”,
- “Доброе слово для друга”.
Предлагается обсуждать с дошкольниками такие вопросы как:
- Вспомни, не обидел ли ты кого – нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился?
- Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто – нибудь?
Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
- Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому – нибудь с просьбой?
- Подари кому – нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
9 слайд Знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами
с успехом можно использовать мнемотаблицы. 10, 11 слайд
Для закрепления правила рекомендуются простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю “бедного телефона”, уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки.
Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
Вывод: Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника.
В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...
Обучение речевому этикету.
Речь человека - это своеобразная визитная карточка, это свидетельство уровня образованности человека, его культуры. Культура речи - это система требований, регламентаций относительно упот...
Сообщение на педсовет на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связ...
Методы и приёмы развития речевого этикета. Использование проектной деятельности в ДОУ.
Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы...
Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников" 24.03.2020
Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников"...
сообщение к педсовету по театрализованной деятельности с дошкольниками
Сообщение к педсовету по театрализованной деятельности с дошкольниками ,методические рекомендации педагогам...