Методы и приёмы развития речевого этикета. Использование проектной деятельности в ДОУ.
статья (старшая группа)
Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы: уметь слушать партнера по общению; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_razvitiya_rechevogo_etiketa.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы развития речевого этикета. Использование проектной деятельности в ДОУ.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1. Обращение взрослых и сверстников.
Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать.
2. Беседа
Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.
3. Чтение художественных произведений
Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.
4. Заучивание стихотворений.
Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
5. Сюжетно-ролевая игра.
С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
6. Дидактическая игра с куклой типа: детский сад встречает новенькую девочку...
7. Метод проектов.
Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике.
Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа.
Во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой, или организационную форму целенаправленной деятельности. Работу специалистов в таких проектах не называют проектированием. В этом смысле в обучении применяется термин «проект», как форма исследовательской деятельности обучающихся. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – это Интернет.
В-третьих, проект – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.
В некоторых публикациях термины «моделирование» и «проектирование» используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо синонимами. Что касается проектирования и конструирования, то их различие носит достаточно относительный характер. Но всё же отличие видят в том, что проектирование может быть и теоретическим, а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.
Педагог ведёт воспитанника по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью дошкольника, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, и имитационного моделирования и другие. Если под способностью понимать владение обобщенным способом деятельности – как по отдельности, так и в их комбинациях. Если этого добиться, то потенциально могут меняться все психические функции ребёнка.
Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Основные требования к использованию метода проектов в ДОУ:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Для эффективного использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этим методом педагогами:
1. проведение занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
2. проведение комплексных блочно-тематических занятий;
3. использование в образовательном процессе интеграции:
- частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим);
- полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
4. использование метода проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ:
1. постановка цели воспитателем;
2. вовлечение дошкольников в решение проблемы;
3. составление плана;
4. обсуждение плана с детьми и родителями;
5. обращение к специалистам ДОУ за консультацией;
6. составление плана-схемы проведения проекта вместе с детьми;
7. сбор информации;
8. проведение мероприятий основной части проекта;
9. домашнее задание;
10. самостоятельные творческие работы;
11. презентация проекта;
12. подведение итогов.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает выбрать ребёнку наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. Драматизации, детского дизайна;
2. ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её. Ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатели ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группой участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т.д.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные, например: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Книжкина неделя» и др.;
- межгрупповые, например: «Математические коллажи», «Мир животных», «Времена года» и др.;
- творческие, например: «Мои друзья», «Любим сказки», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и др.;
- индивидуальные, например: «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» и т.д.;
- исследовательские, например: «Мир воды», «Питание и здоровье» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на весь учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого. А затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи. С использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
Ш этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений и навыков. |
IY этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана – схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Таким образом, главное значение использования метода проектов в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации дошкольного обучения.
Вывод: метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы: уметь слушать партнера по общению; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Культура общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Главное значение использования метода проектов в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации дошкольного обучения и к социальной действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речевой культуры через проектную деятельность"
исследовательский проект...
Консультации для родителей в рамках проекта "Развитие речевой культуры через проектную деятельность"
развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников...
«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей с системными нарушениями речи».
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
laquo;Методы и приёмы стимулированияречевой деятельности у детей дошкольного возраста»...
"Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Проблема задержки речевого развития. Из опыта работы....
«Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской речевой деятельности. Ценность детского фольклора заключается в том, что ...
Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».
Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...