Ранняя профилактика социального неблагополучия детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Выступление на районном методическом объединении педагогов психологов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_psih_shishkina.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность, и именно в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Следует отметить, что именно семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Кроме того, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения формирует в ребёнке моральные ценности. Безусловно, взаимоотношения дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строятся с учетом этих требований, ещё и потому, что на современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности. А взаимодействие детского сада и семьи - это исключительно важное социальное и педагогическое явление, специально организованный, педагогически управляемый процесс формирования и развития личности, и раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики.
Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей. Именно совместная работа детского сада и родителей в развитии личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Основополагающие принципы работы по ранней профилактике семейного неблагополучия ДОУ заключаются в следующем:
1. Изучение семьи, как одной из условий эффективной воспитательной работы с неблагополучными семьями.
2. Обеспечение органической связи и единства в работе детского сада и семьи. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи воспитания ребенка хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере владеют ими.
3. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями.
4. Использование эффективных разнообразных форм работы детского сада с родителями воспитанников, в том числе и с неблагополучными семьями.
Реализация представленных принципов помогает сотрудникам учреждения охватить все стороны воспитательного взаимодействия, поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении воспитательных задач, тщательно согласовывать совместные действия.
С целью профилактики и социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского учреждения.
В детском саду большое внимание уделяется организации таким формам работы с родителями как:
коллективные (родительские собрания, праздничные мероприятия, конкурсы, анкетирование)
индивидуальные (консультации, беседы, посещение родителями занятий, ), информационно – ознакомительные (открытые просмотры занятий, выставки детских работ, фотовыставки),
информационно – просветительские (информационные стенды, папки – передвижки, буклеты, тематические выставки).
Посредством стендов, тематических папок - передвижек, памяток родители получают рекомендации, советы по вопросам исполнения ими обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателями и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
На стадии раннего выявления неблагополучия в семье педагогами ДОУ проводится целенаправленная работа по дальнейшему предотвращению фактов неблагополучия в семье. С данной категорией родителей проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, воспитывающихся в данных семьях. Наряду с вышеперечисленными формами работы члены семей группы риска активно привлекаются к участию в общественной жизни детского сада: родительские собрания, конкурсы для детей и родителей, выставки поделок, праздники и развлечения, спортивные соревнования и другие мероприятия в соответствии с планом ДОО.
Взаимодействие детского сада и семьи – это исключительно важное социальное и педагогическое явление, специально организованный, педагогически управляемый процесс формирования и развития личности. В результате сложившегося взаимодействия сформирована система совместной деятельности всего коллектива учреждения и родителей, что позволяет осуществлять более эффективное сотрудничество детского сада и семей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста. Практико-ориентированный проект
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста Практико-ориентированный проект Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредст...
Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.
Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...
Причины и преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
Почему возникают проблемы в поведении? Эта статья поможет разобраться в причинах и способах устранения негативного поведения детей....
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность.Работа посвящена одной из самых значимых и дискуссионных проблем возрастной психологии- исследованию эмоционального развития детей. Несмотря на то, что проблема эмоционального развития за...
Практика по ранней профилактике правонарушений среди детей дошкольного возраста и защите их прав «Пойми меня»
Работа по профилактике асоциальных явлений в детской среде, предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и защиты их прав, неблагополучия детей и их семей, повышен...
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "...