Опытно-экспериментальная деятельность Стекло
методическая разработка (старшая группа)

Самородина Ирина Сергеевна

Цель:  Учить устанавливать причинно-следственные связи на основании

опытов.

Задачи:

-Обобщить знания детей о свойствах стекла методом сравнения его с другими материалами (пластмассой, резиной), путём исследования.

-Расширять и активизировать словарный запас при ознакомлении детей с природными и искусственными материалами.

-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_steklyannoy_strane.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

Стекло

Цель:  Учить устанавливать причинно-следственные связи на основании

опытов.

Задачи: 

-Обобщить знания детей о свойствах стекла методом сравнения его с другими материалами (пластмассой, резиной), путём исследования.

-Расширять и активизировать словарный запас при ознакомлении детей с природными и искусственными материалами.

-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.

Материал к занятию: видеоматериал,  стаканы из разного материала, песок, сода, вода, стекла по количеству детей, стеклянные, пластмассовые, резиновые предметы, фишки, сундучок.

Ход деятельности

Сегодня к нам пришла посылка и письмо из необычной, волшебной страны.

Игра "Угадай-ка"

Это не живое. Это в доме. Это на кухне. Это посуда, но в ней не готовят пищу. Из него пьют. У него есть ручка.

-Из чего сделан стакан?

-Какой стакан?

-Сегодня я приглашаю вас в стеклянную страну, чтобы рассказать о стекле и стеклянных изделиях.

-Какие предметы из стекла вы знаете?

(показать слайд)

Сегодня мы с вами будем исследователями и будем исследовать свойства стекла.

1 опыт:

-Вот у нас на столе стакан. Мы положим в него шарик.

-Какого цвета шарик?

-Мы его видим?

-Какой мы делаем вывод, какое свойство стекла?

-Давайте посмотрим через свои стеклышки.

-Они прозрачные?

Первое свойство стекла – прозрачность, стекло прозрачное.

-Скажите, где используется это свойство стекла?

2 опыт:

-У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан)

- А это какой стакан? (показывает бумажный стакан)

-Я наливаю в них воду. Ой, что происходит?

-Почему из бумажного стакана течет вода?  

-Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Второе свойство стекла - водонепроницаемость, стекло не пропускает воду.

3 опыт:

-У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая)

-Давайте, проверим чашки используя свойства стекла.

-Так что получается - все эти чашки стеклянные?

-Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям, которые стоят на столе).

-Ребята что вы слышите?

-А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем, фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет.

Предложить детям стукнуть друг об друга пластмассовые звездочки и стеклышки.

Третье свойство стекла – мелодичность. Давайте, скажем, стекло мелодичное.

-Чем еще стекло отличается от пластмассы?

4 опыт:

-А вот у меня на столе стаканы. Как вы

думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)

-Сейчас проверим.

Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

5 опыт:

-Что произойдет если я уроню стеклянное изделие?

-Правильно оно разобьется, значит, можно сказать, что стекло хрупкое.

Пятое свойство стекла - стекло хрупкое.

-Будем проводить опыт?

-Конечно, нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия.

-Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?

-Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?

-Как надо собирать разбитое стекло?

-А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках?

Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.

-Зная свойства стекла, вы можете его сравнить с другими материалами. Предложить сравнить с резиной.

Динамическая пауза

«Отражение в стекле» (выполняется стоя)

-А хотите узнать, как появилось стекло?

-Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла.

-Ребята кем мы сегодня с вами были?  

-А что мы исследовали?

-Какими свойствами обладает стекло?

Зная свойства стекла можно загадать

загадку:

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь,

 а ударюсь- разобьюсь.

-А кто придает форму предметам из стекла?

-Дети, хотите испробовать себя в качестве мастеров стеклодувов? Я предлагаю вам на прогулке побывать стеклодувами.

-У всех жителей стеклянной страны есть одна красивая тайна. Они откроют её, если по стеклянному предмету легонько ударить. И тогда стекло зазвенит!

6. Игра "Угадай предмет по звону"

Вначале дети слушают, как звенит каждый предмет, затем с закрытыми глазами дети угадывают, какой предмет звенит? После этого обсуждают почему он звенит. (От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздуху вблизи предмета. В конце концов дрожание воздуха доходитдо наших ушей и мы слышим: "Дзинь! "

7. Беседа о стекле.

-В этой необычной стране все предметы стеклянные. Подумайте, быть стеклянным хорошо или плохо? Игра "Хорошо-плохо"-А вы знаете как делают стекло? Послушайте легенду: прошло почти 500 лет с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли однажды по пескам пустыни усталые путники. Они решили отдохнуть и развели костёр, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершилось таинство: слияние соли с песком. И родилось чудо! Твёрдый, как камень, прозрачный, сверкающий на солнце слиток лежал утром на том месте, где был костёр. Люди впервые увидели стекло!

У нас в России есть очень много стекольных заводов: в Ростове, в Краснодаре, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Брянске и т. д. На этих заводах изготавливают стекло и стеклянные изделия.

8. Посмотрите, пожалуйста, видео из Венеции "Изготовление лошадки"

-Где делают стекло и стеклянные изделия? Как называют человека, который создаёт стеклянные изделия? Почему его так называют? Из каких частей состоит слово стеклодув? Каким инструментом пользуется мастер стеклодув для выдувания изделия?

Рассказ о свойствах стекла

В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в исследователей. Мы начнём исследовать свойства стекла. Вызвать одного ребёнка проводить опыт (положить в стакан фишку). Ребята стакан пустой или нет? (нет) Что в стакане? ( цветная фишка)  А как вы узнали, что в стакане  фишка? (Стекло прозрачное) Запомните это слово. Теперь подойдут к столу и проверят прозрачность стекла ещё два человека. (дети опускают в стаканы фишки, смотрят друг на друга через стакан) Почему мы видим, что лежит в стакане? Потому, что стекло прозрачное. А что ёще делают из прозрачного стекла? Посмотрите вокруг себя? (стёкла на окнах, в машинах, аквариумах) Вот ребята мы с вами исследовали первое свойство стекла: прозрачность (За правильные ответы дети получают фишки)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.).

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Вот  стеклянные  чашки

Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)

Вот стеклянные блюдца

Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)

Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают «замочек»),

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг).

Работа с технологическими картами (признаками «цвет», «рельеф», «температура», «влажность»- ТРИЗ

Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т.д. по признакам). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.

Игра «Хорошо-плохо» -ТРИЗ

В: Продолжаем исследовать стекло  (выходит один ребёнок воспитатель предлагает ему  налить  воду  в стакан). Пропускает ли стакан воду? (нет) А вот есть такое слово водонепроницаемое. Значит стекло-  водонепроницаемое (вода не проходит через него), то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. ( дети произносят слово хором) Запоминают ещё одно свойство стекла.

В:Есть у стекла ещё одно свойство. Послушайте (воспитатель ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому) Что вы слышите? (стекло издаёт приятный мелодичный звук) предлагает детям повторить опыт)  Стекло звучит  при  соприкосновении с другими предметами. Итак ребята,   давайте вспомним  с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. (Вот мы постучали по стеклу. Какое свойство?( звук) Налили воду (водонепроницаемое). Положили цветную фишку? (прозрачность).Молодцы хорошо.

Дидактическая игра «Выбери предметы из стекла» ( по картинкам) Играет группа детей.

Игра «Что видел, а что запомнил».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки. Игра повторяется два  раза с заменой предметов.

Рефлексия

В:  Дети перечисляют свойства стекла, затем благодарят Стеклянную Королеву за интересное путешествие.
Игра"Скажи наоборот"

лёгкий-тяжёлый; прозрачный-тёмный; звонкий-глухой; бьётся-не разбивается;

стеклянный-деревянный; хрупкий-твёрдый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...