Проект «Куклы на все времена», 2018г
проект (старшая, подготовительная группа)
Задачи проекта:
- развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности;
- развивать связную диалогическую речь и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с различными видами кукол;
- содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки, желание открывать её «тайны»;
- создать условия для декоративно-прикладного экспериментирования с разными материалами;
- формировать умение мастерить тряпичную куклу, воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии, интерес к обыгрыванию куклы;
- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_na_vse_vremena.docx | 994.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Куклы на все времена»
Разработала: Мыцкина Е.В.
2017г.
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: развитие у детей основных компонентов познавательной и речевой деятельности, а также познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с выдвинутой идеей.
Задачи проекта:
- развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности;
- развивать связную диалогическую речь и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с различными видами кукол;
- содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки, желание открывать её «тайны»;
- создать условия для декоративно-прикладного экспериментирования с разными материалами;
- формировать умение мастерить тряпичную куклу, воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии, интерес к обыгрыванию куклы;
- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
Актуальность проекта: Кукла – не просто игрушка, а игры с куклами важнее, чем может показаться. Разыгрывая сюжеты из жизни кукол, каждый ребенок выражает свои опыт и знания и через игру осваивает мир эмоций. На куклу можно сердиться, о ней можно заботиться, ее можно воспитывать, можно ей сочувствовать. Одним словом, тренировать все чувства, которые вне игры порой сложно выразить.
Любовь людей к куклам не проходит уже сотни лет и только набирает обороты. Несмотря на то, что у людей появилось масса других забав и игрушек – компьютерные игры, телевизор, кино, виртуальная реальность – старые добрые куклы по-прежнему занимают одно из первых мест в рейтинге популярности у детей и даже у некоторых взрослых. А многие родители по-прежнему считают, что вместо кино ребенку полезнее сходить в кукольный театр. Даже коллекционирование кукол по-прежнему не сдает свои позиции.
Связано это, в первую очередь, с тем, что многие повзрослевшие девочки воплощают свои заветные мечты и покупают себе те самые вожделенные в далеком детстве куклы, которые родители не могли или не хотели им покупать. Однако есть и те, кто покупает кукол просто потому, что определенная кукла просто «запала в душу», и такое случается даже чаще, чем мечты детства. Но есть и те, кто идет дальше и начинает собирать свою коллекцию.
Предполагаемые результаты проекта:
- Развитие интереса детей к познавательно – исследовательской деятельности.
- Закрепление умений детей изготавливать куклы разными способами применяя различный материал.
- Получить эмоциональный отклик от своей работы.
- Включение детей в самостоятельную и совместную с педагогом деятельность, что приведет к повышению самооценки.
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
- Создание выставки кукол в группе.
План реализации проекта «История куклы»
Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап | |
Сбор информации по теме «Какие куклы бывают», об истории возникновения куклы, о традициях и обычаях русского народа, о способах изготовления обрядовых кукол. Опрос родителей: «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома» Познавательная беседа с детьми «Куклы моих предков». Наглядная информация для родителей «Народная кукла в игровой деятельности современного ребёнка» | Воспитатель, родители, дети |
Основной этап | |
Организация творческой мастерской «Мастерская кукольницы» (Изготовление лоскутных кукол своими руками: кукла – пеленашка, кукла – закрутка, кувадка, куклы – креставушки, куклы – коляды и т.д.) | Воспитатель, родители, дети |
Познавательные беседы: «Куклы –обереги» «Традиции русского народа» | Воспитатель, родители, дети |
Выставка детских работ «Наши руки не для скуки» | Воспитатель, родители, дети |
Создания музея «Куклы трёх поколений» | Воспитатель, родители, дети |
Презентация «Какие бывают куклы» | девочки, воспитатель |
Беседа «Знакомство с театральной куклой» (ростовые куклы, куклы би-ба-бо, настольные) Игры – драматизация с театральными куклами. | Воспитатель, дети |
Организация сюжетно- ролевых игр в игровых зонах:
| Воспитатель, дети |
Творческая мастерская: «Секреты бумажной куклы» (куклы из конусов и цилиндров) «Дизайнерский наряд» (оденем бумажную куклу Олю) | Воспитатель, дети |
Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле» (мультимедиа) | Воспитатель, дети, родители |
Организация дидактических игр «Как раньше и как сейчас», «Волшебный сундучок», «Юный модельер», «Оденем куклу», «Народные костюмы» | Воспитатель, дети |
Заключительный этап | |
Презентация проекта Выставка кукол «Куклы во все времена»
| Воспитатель, дети, родители. |
Продукты проекта:
Фотоматериалы, изготовление кукол из лоскутов и ниток, выставка «Куклы трех поколений», презентация проекта «Какие куклы бывают».
Приложение.
НОД
«Русские народные игрушки»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О русских мастерах-умельцах
На весь мир молва идет.
Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).
Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.
(Звучит фонограмма – музыка, смех)
Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).
Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.
Игровое задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.
Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.
У работящего в руках дело огнем горит.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
От лени-болезни, от труда – здоровье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).
Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.
(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?
Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».
Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).
Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.
Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?
В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)
Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?
Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.
Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?
(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).
Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?
(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).
Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.
Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».
Проводится игра «Найди игрушки»
Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)
Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.
НОД с детьми старшей группы «Игрушки наших прабабушек».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушки, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.
Задачи:
- Познакомить детей с простой куклой закруткой.
- Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки.
- Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
- Закреплять умение скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции при прослушивании, умеет поддерживать беседу, рассуждает, активно участвует в подвижной игре, с увлечением изготавливает куклу Пеленашку по образцу и схеме.
Материал для занятия:
Лоскут ткани для туловища светлого цвета – розового, белого.
Лоскутки квадратной формы размером 8*8 см 2 шт, тесьма.
Готовые куклы, изготовленные педагогом и куклы современные.
Содержание организованной деятельности
Организационный момент.
На столе стоят современные куклы.
Воспитатель: Вот куклы, в которые вы играете каждый день и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные, и во все эти куклы играют.
(Воспитатель подводит детей к сундучку.)
— А сундук то какой волшебный. Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочек.» Давайте вместе скажем такие слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
(Дети произносят слова. А воспитатель открывает сундучок. Воспитатель достает из маленького сундучка куклы тряпичные.)
Рассказ воспитателя.
Но были еще и тряпичные куклы, которые делали сами своими руками. Сегодня мы поговорим об этих куклах. Посмотрите, из чего они сделаны? (дать потрогать и хорошо рассмотреть) Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Эти куклы обрядовые, это обереги.
Оберег — от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Ее делали на кануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
(Воспитатель дастает другую куклу Утешницу).
А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали. Ребенок забывал про слезы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетками. Незаметно Утешительницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза. Посмотрите, какая интересная куколка, свернутая в маленький кулечек. Раньше новорожденных детей плотно – плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребеночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. Ее клали в люльку к ребенку. Интересные эти куклы. Хотели бы вы поиграть в такие куклы?
Физкультминутка.
Игра «Потанцуй с куколкой».
Игра пляска с любой выбранной куклой под любую русскую мелодию.
— У кого куколка в руках, тот пустился с нею в пляс.
Дети стоят с куклами в кругу, под русскую народную мелодию пляшут, остальные дети хлопают. Звучит колыбельная песенка, и дети «засыпают». Те, у кого были куклы передают их другим детям. Игра повторяется.
Продуктивная деятельность.
— А хотите сделать их своими руками? Сегодня я научу как делать куклу Пеленашку.
(Педагог подробно рассказывает и показывает, как надо делать такую куклу. Дети мастерят вместе с воспитателем куклу.)
Покажите друг другу какие получились у вас куколки. А теперь можно уложить куколку спать или «покормить» ее, покачать в колыбельке (заранее приготовленные небольшие колыбельки детьми подготовительной группы из коробочек).
Рефлексия.
— О каких куклах вы сегодня узнали ?
— В какую игру играли?
— Какую куклу мастерили сами?
Куклы выставляются для показа родителям, по желанию детей забираются домой.
Какие бывают куклы?
Ку́кла — предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов.
Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».
Виды кукол
Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.
На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов.
В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой или Русальной неделях.
Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр.
На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами.
В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.
Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.
С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.
Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.
Кукла как детская игрушка
Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.
Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.
После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барбии её свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.
Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.
Кукла (кукла-актер) и персонаж спектаклят
Петрушка театра «Бродячий вертеп», 2008
В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский Петрушка, английский Панч, турецкий Карагёз и другие.
Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.
Авторская Кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.
Кукла может служить украшением интерьера или стать членом семьи, явиться незабываемым подарком или просто всколыхнуть воспоминания о детстве. Но кукла может принести в дом и зло, сделать детей неврастениками. Таких кукол сейчас очень много, поэтому у многих людей ностальгия по тем, нашим добрым куклам.
1. Пупсы-младенцы. Наверное, это самые популярные куколки. С виду очень простые, пупсы развивают в ребенке очень важные качества – доброту, внимание, сочувствие, умение помогать и заботиться. Неважно, это маленький резиновые голыш или брендовый младенец, который умеет плакать и пить из бутылочки. Главное назначение такой куклы – стимулировать активность ребенка и дать ему почувствовать себя в роли заботящегося взрослого.
2. Куклы-девочки и куклы-мальчики. Как правило, такие куклы похожи на детей 3-6 лет. Они подходят детям этого же возраста, когда в игре появляется активный ролевой элемент. Девочкам (и, кстати, мальчикам тоже) очень нравится кормить куклу из ложечки, возить на такси по магазинам, лечить от простуды, переодевать и знакомить с остальными игрушками.
3. Матрешки. Да-да, матрешка тоже кукла. Она отлично подходит для игр в первые годы жизни, развивает мелкую моторику и учит малыша понятиям один/много, больше/меньше, снаружи/внутри, открыть/закрыть.
4. Театральные куклы. Марионетки, пальчиковые куколки и мягкие куклы на руку предназначены для того, чтобы большой компанией друзей или всей семьей разыгрывать любимые сказки или сочинять собственные сюжеты.
5. Вальдорфская кукла, изначально созданная для вальдорфской системы воспитания, заслуженно стала популярной в среде родителей и педагогов, которые заботятся о физическом и эмоциональном здоровье детей. Традиционные вальдорфские куклы изготавливаются из натуральных тканей. Тело куклы передает естественные пропорции человека или животных, не искажая их образа. Черты лица изображены условно – глазки-точки и улыбка полумесяцем. У вальдорфской куклы нет жесткого образа, а значит она ничего не навязывает ребенку, стимулируя развитие воображения.
Виды кукол по материалу:
1. Пластиковые куклы. Такие куклы встречаются чаще всего. Их легко изготавливать, они достаточно дешевые и при этом «неприхотливы» в игре. Пластиковые и резиновые куклы не бьются, их можно купать в ванной и протирать от грязи влажной тряпочкой.
2. Деревянные куклы. Известно, что дерево – самый безопасный, гипоаллергенный и экологически-чистый материал. Куклы из дерева не бьются, хранят тепло прикосновений и дарят неповторимые тактильные впечатления, особенно если дерево не покрыто лаком.
3. Керамические куклы (фарфор, глина). Из керамики делают особые, коллекционные куклы, с которыми невозможно играть. Дорогостоящие куклы, изготовленные вручную и одетые в дизайнерские наряды, украшают интерьер и радуют глаз хозяина.
4. Бумажные куклы. Помните, в детстве у многих такие были. Продаются журналы и специальные наборы, откуда девочки вырезают картонные фигурки кукол и целый бумажный гардероб. Наряды закрепляются на фигурке с помощью небольших бумажных загибов. Это отлично развивает мелкую моторику. А платья при желании можно вырезать и раскрашивать самим.
5. Мягкие (текстильные) куклы. Красоток из хлопка и других натуральных тканей удобно брать в путешествие и спать с ними в обнимку. Они подходят малышам, так как не содержат твердых и острых деталей.
Виды текстильных кукол
Большинство текстильных кукол не являются игровыми. Хотя бы с той точки зрения, что их не рекомендуется стирать, ведь многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы.
Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся.
А еще многие куклы украшены разными аксессуарами, включая мелкие пуговки, цветочки и т.п., которые так и хочется оторвать:) Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек: куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.
Итак, виды кукол:
- Первая и на данный момент, наверное, самая популярная текстильная кукла это, конечно же, Тильда. Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее.
В настоящее время, Тильда – это не только игрушки, но и огромная рукодельная «индустрия». Под брендом Тильда ежегодно выпускаются книги с новыми выкройками и идеями, коллекции Тильда тканей, а также различные аксессуары Тильда.
- Второе место по популярности и распространенности занимают так называемые, Снежки (ударение на Е), они же Снежные девочки, они же Куклы с большими ногами. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно стоят на ногах -это достигается благодаря плотной набивке куклы и особой формой ноги с усиленной стопой. У Снежек есть сходная с тильдой черта – глазки-точечки и отсутствие рта. Сейчас существует огромное количество «модификаций» Снежек, в том числе с расписными лицами.
- Тыквоголовки, или Тыковкам. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы (из 2-х половинок).
4. Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь.
- Рэггеди Энн.. Лицо куклы: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик.
- Русские куклы-обереги, или славянские куклы. Куклы эти древнее всех американских переселенцев:) Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Так, например, девушка на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу (кукла Кормилка или Рожаница).
Изготовлением подобных кукол занимались исключительно женщины. Прежде чем приступить к работе мастерице следовало особым образом настроиться, ведь от качества ее труда зависела судьба семьи. Тряпичные куклы-оберегри безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут. - Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека.
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение. - Тряпиенсы, или тряпичные барби. Эти куклы пришли к нам из Японии, или может Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты – прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки.
- Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. Эти куклы авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы.
Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок…
10. Авторская текстильная кукла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукла Кубышка кубанская. Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".
Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы и родителей по образовательной области "Художественное творчество" - изготовление тряпичных кукол бесшовным способом в рамках реализац...
Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»
Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....
Мастер-классы "Куклы на все времена"
В книге собраны мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов. Сделана вручную кукла – добрый и теплый символ вашего дома. Несмотря на примитивность тряпичной куклы, она все активнее прижив...
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...
Мини-музей "Куклы на все времена"
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладени...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности.2018г.
Проект. Фотоотчет.Диагностика....
Диплом за участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества "Куклы. Традиции и время"
Своими руками я сделала куклу "Барышня -Крестьянка" и приняла участие в открытом конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества "Куклы. Традиции и время"...