«Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»
статья

Веденина Оксана Викторовна

Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в ДОО. Философия бережливого производства основана на представлении предприятия как потока создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развитии персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Концепция и принципы бережливого производства используются сегодня на множестве предприятий и организаций по всему миру. Планирование и организация рабочего пространства кабинетов, групп, посредством внедрения инструмента 5S. Что такое система 5S? Это система организации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ, получила свое наименование от первых букв названий составляющих ее этапов: - Сортировка - «Избавься от ненужного!» 

 - Соблюдение порядка - «Каждая вещь на своем месте!» - Содержание в чистоте - «Содержи рабочее место в чистоте!» Сделай свое место комфортным и безопасным. - Стандартизация - «Создай стандарт рабочего места». Стандартизируй все улучшения, проведенные в процессе.

Совершенствование  - «Постоянно совершенствуй свое рабочее место!» Сделай так, чтобы система 5S стала неотъемлемой частью твоей жизни.  

[1,c.27-30]. Следующим шагом бережливого производства является использование инструментов визуализации в процессе реализации бережливого проекта, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Под визуализацией понимают приемы и методы, используемые при расположении всех инструментов, оборудования и материалов оптимальным способом, позволяющим быстро оценить состояние системы, корректность выполнения процесса и его стадию. Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки. [1,c.24]. В случае если детском саду несколько входов, то обязательно должна присутствовать внешняя визуализация (навигация) и внутренняя, особое внимание можно уделить разметке пространства. Разделительными  линиями красного цвета размечены открывания дверей, линии зон безопасности, различным алгоритмам.  В группах детского сада для работы применяются алгоритмы - это описание последовательности действий для достижения определенного результата. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации, простые для восприятия  и доступны для выполнения.  Также в группах  наклеивают маркёры в виде картинок, где что должно находиться, благодаря которым воспитанники четко знают, где находятся краски и альбомы, ножницы и клей, где лежит конструктор, а на какой полке книжки.   Один из инструментов бережливого управления - это доска задач,  визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») - что актуально для любого образовательного учреждения. На базе доски задач организовываем короткие совещания на 10-15 минут, чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доску задач используем не только в решении педагогических вопросов, но и внедряем в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе (технология Л.В. Свирской «План - дело  - анализ»). Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность и самостоятельность. Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5S, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты.

.                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»

    Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в ДОО. Философия бережливого производства основана на представлении предприятия как потока создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развитии персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Концепция и принципы бережливого производства используются сегодня на множестве предприятий и организаций по всему миру. Планирование и организация рабочего пространства кабинетов, групп, посредством внедрения инструмента 5S. Что такое система 5S? Это система организации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ, получила свое наименование от первых букв названий составляющих ее этапов: - Сортировка - «Избавься от ненужного!» 

 - Соблюдение порядка - «Каждая вещь на своем месте!» - Содержание в чистоте - «Содержи рабочее место в чистоте!» Сделай свое место комфортным и безопасным. - Стандартизация - «Создай стандарт рабочего места». Стандартизируй все улучшения, проведенные в процессе.

Совершенствование  - «Постоянно совершенствуй свое рабочее место!» Сделай так, чтобы система 5S стала неотъемлемой частью твоей жизни.  

[1,c.27-30]. Следующим шагом бережливого производства является использование инструментов визуализации в процессе реализации бережливого проекта, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Под визуализацией понимают приемы и методы, используемые при расположении всех инструментов, оборудования и материалов оптимальным способом, позволяющим быстро оценить состояние системы, корректность выполнения процесса и его стадию. Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки. [1,c.24]. В случае если детском саду несколько входов, то обязательно должна присутствовать внешняя визуализация (навигация) и внутренняя, особое внимание можно уделить разметке пространства. Разделительными  линиями красного цвета размечены открывания дверей, линии зон безопасности, различным алгоритмам.  В группах детского сада для работы применяются алгоритмы - это описание последовательности действий для достижения определенного результата. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации, простые для восприятия  и доступны для выполнения.  Также в группах  наклеивают маркёры в виде картинок, где что должно находиться, благодаря которым воспитанники четко знают, где находятся краски и альбомы, ножницы и клей, где лежит конструктор, а на какой полке книжки.   Один из инструментов бережливого управления - это доска задач,  визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») - что актуально для любого образовательного учреждения. На базе доски задач организовываем короткие совещания на 10-15 минут, чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доску задач используем не только в решении педагогических вопросов, но и внедряем в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе (технология Л.В. Свирской «План - дело  - анализ»). Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность и самостоятельность. Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5S, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты.

.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

        Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...

Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Внедрение инноваций в педагогическую деятельностьдошкольных образовательных учреждений. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учрежден...

Проект В номинации «Лидер» «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»

Статья посвящена актуальной проблеме внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО, направленных на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, с...

Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

  Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...

Презентация опыта работы"Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ"

Внедрение подходов бережливого производства  началось с  2018 года по инициативе губернатора  Нижегородской области во все сферы деятельности человека.Система образования Нижегородской ...

Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО

Умение человека строить свою жизнь рационально, организованно, самостоятельно и творчески закладывается в дошкольном возрасте. Внедрение технологий «бережливого производства» помогает повы...