Проект В номинации «Лидер» «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»
статья
Статья посвящена актуальной проблеме внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО, направленных на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников.
Ключевые слова: 5S, карточка проекта, картирование процесса, доска задач, визуализация, Обея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_material_atanova_a.a._shabalina_v.i.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области
Проект
В номинации «Лидер»
«Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»
Авторы: Атанова А.А., заведующий
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района
Белгородской области
Шабалина В.И., старший воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района
Белгородской области
Статья посвящена актуальной проблеме внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО, направленных на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников.
Ключевые слова: 5S, карточка проекта, картирование процесса, доска задач, визуализация, Обея.
Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детский сад.
Философия бережливого производства основана на представлении предприятия как потока
создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном
улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развитии персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Концепция и принципы бережливого производства используются сегодня на множестве предприятий и организаций по всему миру. Вместе с тем, бережливые технологии находят применение не только в промышленности. Методы сокращения потерь, стандартизации деятельности, постоянного улучшения и оптимизации процессов, а также другие инструменты данной системы успешно применяются в организациях образования, здравоохранения, социального обслуживания и государственного управления
Одним из лидеров внедрения бережливых технологий в нашей стране является Государственная корпорация «Росатом», производственная система которой основывается на культуре бережливого производства и принципе непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне. Системное применение методов и инструментов бережливого производства, реализация соответствующих проектов и обучение сотрудников позволили достичь на предприятиях Госкорпорации существенной экономии, снизить себестоимость выпускаемой продукции, сократить товарные запасы на складах и сроки планово-предупредительных ремонтов. [1, c.4].
Бережливое производство — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
В ходе разработки и многолетнего развития концепции бережливого производства была сформирована система инструментов и методов, используемых для практического внедрения ее принципов и подходов на предприятиях и в организациях. Указанные инструменты изначально разрабатывались для использования в промышленности и имеют соответствующую специфику. Как правило, при внедрении в организации принципов бережливого производства соответствующие инструменты и методы используются комплексно, взаимно дополняя, поддерживая и усиливая друг друга.
Вместе с тем, основные методы и подходы бережливого производства применимы в организациях любых сфер деятельности, включая сферу образования.
И наша область не является исключением. На основании приказа № 1915 от 24 июня 2019г. департамента образования Белгородской области «О создании пула «опорных» площадок ДОО по внедрению бережливых технологий», наш детский сад «Родничок» стал опорной площадкой в региональном проекте по внедрению бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области».
Целью проекта является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
Работа по проекту началась с анкетирования родителей. Участниками опроса стали 76 человек, по результатам анкетирования 98% родителей, которые ответили положительно.
Важным этапом реализации процесса внедрения бережливых технологий является
формирование команды, ответственной за практическое выполнение мероприятий. Деятельность команды организована в форме рабочей группы, создание которой утверждено приказом за подписью заведующей МБДОУ.
Изучили учебно-методическое пособие «Бережливая школа», посетили обучающие семинары для представителей «опорных» площадок ДОО на базе МБДОУ №20 «Калинка» г.Старый Оскол.
Запланировали по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, посредством внедрения инструмента 5 С.
Что такое система 5С? Это система организации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ, получила свое наименование от первых букв названий составляющих ее этапов:
- Сортировка - «Избавься от ненужного!» Ненужные предметы ведут к потере пространства, времени и денег. Все предметы классифицируются на три категории: «нужные», «нужные не срочно» и «ненужные». В соответствии с присвоенным статусом определяется место хранения каждого предмета.
- Соблюдение порядка - «Каждая вещь на своем месте!» Расположили предметы так, чтобы их было легко найти и использовать.
- Содержание в чистоте - «Содержи рабочее место в чистоте!» Сделай свое место комфортным и безопасным.
- Стандартизация - «Создай стандарт рабочего места». Стандартизируй все улучшения, проведенные в процессе.
- Совершенствование - «Постоянно совершенствуй свое рабочее место!» Сделай так, чтобы система 5С стала неотъемлемой частью твоей жизни.
[1, c.27-30].
В результате внедрения системы 5С выбросили макулатуру, ненужные предметы, которые хранились годами и от некоторых вещей не так-то просто было избавиться. На фоне наглядного улучшения рабочего места, стала очевидной неэффективность многих других выполняемых работниками ДОУ процессов.
Дальнейшим шагом было использование инструментов визуализации в процессе реализации бережливого проекта, посмотрел, вспомнил, повторил в действии.
Под визуализацией понимают приемы и методы, используемые при расположении всех инструментов, оборудования и материалов оптимальным способом, позволяющим быстро оценить состояние системы, корректность выполнения процесса и его стадию.
Научные исследования подтвердили, что мозгу легче обрабатывать картинки, чем текст, и людям легче коммуницировать визуальным способом, чем только текстовым.
Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки. [1, c.24].
Создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду дошкольного учреждения безопасной, понятной, доступной, и особенно необходимо при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду несколько входов, поэтому присутствует внешняя визуализация (навигация) и внутренняя, особое внимание мы уделили разметке пространства, разделительными линиями красного цвета, размечены открывания дверей, линии зон безопасности, различным алгоритмам.
Алгоритм – это схема, в которую заложена определенная информация, которая несет систему методов и приемов обеспечивающую эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации.
Во всех группах детского сада для работы применяются алгоритмы это описание последовательности действий для достижения определенного результата. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации, простые для восприятия и доступны для выполнения.
Педагоги разместили в раздевалках на дверцах детских шкафчиков алгоритм последовательности одевания на прогулку, а изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог посмотреть как правильно и быстро одеться. «Моем руки правильно» располагается в туалетной комнате над раковинами, ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Советуем родителям расположить такую инструкцию дома над раковиной, такие единые требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры быстро и постоянно.
Воспитатели используют алгоритмы: заправки кровати в спальне, правила сервировки стола, сюжетно - ролевые игры, уход за комнатными растениями, схемы дежурств. Также в группах наклеили маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь воспитанники четко знают, где находятся краски и альбомы, ножницы и клей, где лежит конструктор, а на какой полке – книжки.
Со старшими дошкольниками используем в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысило уровень самостоятельности дошкольников и способствует формированию новых значимых навыков. Педагоги создают такую ситуацию, в которой дети почувствуют необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.
Использование в педагогическом процессе алгоритмов, позволяет воспитателям сократить время на обучение и одновременно решает следующие задачи: развивает основные психические процессы (память, внимание, восприятие, образное мышление), способствует формированию у детей умений кодировать информацию, то есть, преобразовывать предметы, образы в абстрактные знаки и символы.
Дошкольники, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей хотя бы от части хлопот.
Один из инструментов бережливого управления Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.
На базе доски задач организовываем короткие совещания на 10-15 минут, чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доску задач используем не только в решении педагогических вопросов, но и внедряем в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе (технология Л.В.Свирской «План — дело — анализ»). Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Задача взрослых не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что считает важным, нужным для блага ребенка или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.
В 2020 году МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье разработан проект «Внедрение доски задач в планирование развлечения детьми старшего дошкольного возраста» технология «План-дело-анализ»).
Так как детский сад является «опорной» площадкой, у нас создана зона (помещения) «Обея», в которой размещена мебель (стол и стулья), магнитно – маркерная доска, мольберт, материал для практических занятий по освоению инструментов и методов бережливых технологий
Зона самостоятельной деятельности и индивидуального консультирования оснащена: ноутбуком, электронными пособиями:
-книга «Бережливая школа»- Н.Новгород 2019г.,
-методические материалы по внедрению бережливых технологий, разработанные ГК
«РОСАТОМ»;
- результатами реализации бережливых проектов ДОО Ивнянского района (в эл. виде): презентации защиты проектов, итоговые кейсы проектов.
В информационной зоне «Обея» представлены: нормативные документы и локальные акты по организации и проведению внедрения бережливых технологий в деятельность МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье Ивнянского района Белгородской области:
- приказ департамента образования Белгородской области «О создании пула «опорных» площадок ДОО по внедрению бережливых технологий»,
-приказ МБДОО «О создании опорной площадки по введению бережливых технологий»,
-положение об «опорной» площадки МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье Ивнянского района Белгородской области по внедрению бережливых технологий,
- информация о реализуемом проекте в детском саду «Родничок» с.Верхопенье (карточка проекта, карты текущего и целевого состояния процессов)
муниципальные приказы:
- о проведении районного семинара для руководителей и лидерских команд дошкольных учреждений по теме «Реализация регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области («Бережливый детский сад»),
-о проведении мероприятия по защите бережливых проектов ДОО на базе
«опорной площадки» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье.
- Дорожная карта по реализации регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»).
Администрация и сотрудники детского сада «Родничок» единодушны в решении о том, что работать стало комфортнее. Проект по внедрению Лин-технологий в детском саду доказывает, что методика и инструменты Бережливого производства успешно адаптируется к организациям и ситуациям любого характера.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты.
.
№ п/п | Наименование мероприятия | Примерные сроки проведения | Ответственный (ФИО, должность) |
1 | Организация и проведение обучающих мероприятий по внедрению бережливых технологий в деятельности 2 ДОУ района на базе «опорной» площадки | 03.02.2020-13.02.2020г. | Атанова А.А. заведующий ДОУ |
2 | Внедрение инструмента организации рабочего пространства (5С) в деятельность педагогов 2 ДОО Ивнянского района | 02.03.2020 -13.03.2020 | Василенко Н.М. воспитатель ДОУ |
3 | Создание фабрики процессов для освоения бережливых технологий на базе «опорной» площадки ДОО Ивнянского района и организация апробации их деятельности с педагогами ДОО | 01.04.20-23.04.2020 | Шабалина В.И. старший воспитатель |
4 | Защита проектов в 2 ДОУ района по визуализации безопасного пространства и режимных моментов с детьми на базе «опорной» площадки МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 23.02.2020.- 31.03.2020 | Силина Т.И. воспитатель |
5 | Проведение процедуры закрытия проектов 2 ДОО Ивнянского района по визуализации безопасного пространства и режимных моментов с детьми на базе «опорной» площадки МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 01.06.2020 11.06.2020 | Шабалина В.И. старший воспитатель |
6 | Реализация проекта МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье по внедрению доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе (технология «План-дело-анализ») | 01.04.2020 29.05.2020 | Воронкова Н.В. воспитатель |
7 | Проведение процедуры закрытия проектов 2 ДОО района по внедрению в деятельность с детьми элементов визуализации игрового времени и пространства на базе «опорного» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 22.06.2020 30.06.2020 | Шабалина В.И. старший воспитатель |
8 | Защита бережливых проектов в 2 ДОО района по созданию брэнда группы, ДОО на базе «опорной» площадки МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 01.07.2020 10.07.2020 | Силина Т.И. воспитатель |
9 | Проведение процедуры закрытия проектов 2 ДОО района по созданию брэнда группы, ДОУ на базе «опорного» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 19.10.2020 23.10.2020 | Шабалина В.И. старший воспитатель |
10 | Проведение процедуры закрытия проектов 3 ДОО района по обеспечению удобной логистики внутреннего и внешнего пространства на базе «опорного» МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье | 23.11.2020 04.12.2020 | Атанова А.А. заведующий |
Литература:
1. А.Г. Чернов, О. Бараева «Бережливая школа». Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие.- 2019. — 106 с, ил. (Электронная версия) Нижний Новгород: АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова,
2.Методические материалы по внедрению бережливых технологий, разработанные ГК
« РОСАТОМ»;
3. Интернет ресурсы: director.rosuchebnik.ru › article › instrumenty-berezhlivogo-upravlen. Статья по теме: «Инструменты бережливого управления в детском саду и школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...
Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Внедрение инноваций в педагогическую деятельностьдошкольных образовательных учреждений. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учрежден...
Семинар "Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ"
бережливое управление в ДОУ...
Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...
«Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных учреждений»
Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого ...
Презентация опыта работы"Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ"
Внедрение подходов бережливого производства началось с 2018 года по инициативе губернатора Нижегородской области во все сферы деятельности человека.Система образования Нижегородской ...
Внедрение бережливых технологий в деятельность МБДОУ дс 26
Внедрение бережливых технологий в деятельность МБДОУ дс 26...