Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8»
Выступление на ММО
инструкторов по физической культуре
на тему:
«Развитие физических качеств
у детей старшего дошкольного возраста
посредством степ – аэробики»
Разработал:
Балбукова Ольга Александровна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 8»,
высшей квалификационной категории.
Дата проведения: 27. 01. 2021г.
г. Сорочинск, 2021 год
Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
Ни для кого не станет открытием тот факт, что для российского образования наступило время эксперимента, которое позволяет и выявляет прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе. Современному обществу необходимо изменение целевой установки воспитательной деятельности, где ключевыми позициями должны стать охрана и укрепление здоровья детей (определено в ФГОС ДО), постановка более гуманных целей и принципов образовательной работы с дошкольниками, обеспечение преемственности между сферами социального становления ребенка. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому мы можем помочь каждому ребёнку раскрыться, создать все условия для реализации его потенциала.
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Эта тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, физические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врождённых анатомофизиологических, биологических, психологических особенностей, которые определяют скоростно-силовые и временные характеристики человека. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Физические качества существенно отличаются друг от друга по различным параметрам и по особенностям их влияния на организм; знание и учет этих особенностей позволяют выбрать вид двигательной деятельности, наиболее полно соответствующий не только состоянию здоровья, но и возрасту, особенностям характера и привычек, образу жизни человека.
Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нем. К таким упражнениям относятся оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, передвижение на лыжах, плавание, езда на велосипеде.
В последнее время в ДОУ всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, степ-аэробика и др.
Степ - аэробика возникла как вид особой двигательной активности, затрагивающей глубинные процессы энергообеспечения организма и обладающей большим оздоровительным воздействием. Доступность этого вида основывается на простых упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Особенно эффективно степ - аэробика проявила себя в развитии выносливости. Другими словами, она получила первоначальное развитие как оздоравливающая тренировка, то есть тренировка для всех.
Стимулировать на творчество, поиск новых форм методов работы с детьми, всё это дает переход ДОУ на новый этап – режим развития, режим поиска. Такой путь оказался достаточно эффективным и эффектным, а дальнейшее продвижение степ - аэробики в сферу образования и физическую культуру явилось одним из требований времени. Актуальность моего выбора определилась образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения. В своём исследовании опыта работы я остановилась на проблеме влияния степ-аэробики на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Объектом исследования моего опыта выступает физическое развитие детей. Предметом исследования является развитие физических качеств посредством степ-аэробики. Цель моего опыта – изучить роль занятий степ-аэробикой в физическом развитии детей. Исходя из целей и подтверждения опыта, предусматривается решение задач:
- анализ литературы;
- с помощью тестов и врачебного контроля выявить уровень физического развития детей;
- разработать комплекс упражнений по степ-аэробике и апробировать их на практике.
В контексте моего исследования, на первом этапе были выявлены основные проблемы, сформулированы идеи по их решению. Изучена и проанализирована методическая литература, были разработаны конспекты занятий.
На втором этапе - были изготовлены степ – платформы, разработаны технологические карты выполнения упражнений, начата работа по внедрению степ – аэробики в воспитательно-образовательный процесс.
Уточнила подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов «двигательные способности», «физические способности», которые эффективно развиваются у старших дошкольников на занятиях степ -аэробикой. Обратила внимание на способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними, которые принято считать методами развития физических качеств личности. Степ-аэробика – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности. Она развивает выносливость и работоспособность, гармонично вырабатывает красивые, выразительные и точные движения, развивает двигательный и творческий потенциал ребенка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же, отмечена новыми игровыми штрихами. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Особенность занятий степ – аэробики в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре. Упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ) развивают - силу мышц и подвижность в суставах. Упражнения циклического и ациклического характера, подвижные игры и задания, беговые серии — выносливость. Быстрота - это бег из различных исходных положений, передвижения в разных стойках. Ловкость - это упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, игры с внезапно меняющимися условиями (эффективность упражнений до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически). Выполнение основных движений направленных на развитие двигательной памяти: запоминание; припоминание техники двигательного действия в процессе игры. Танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ – аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см. Степы обладают для детей особой привлекательностью: как некоторые ограничители персонального пространства - «домики». Для нас подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ - платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений). Данные движения развивают подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, познавательными, увлекательными?
Занятия степ-аэробикой осуществляется в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера продолжительностью 25—35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- как игровая ситуация, взаимосвязанных заданий, упражнений;
- как подвижная игра;
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в форме танцевальных и спортивных упражнений, театрализованной деятельности;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.
Формы обучения включают последовательное освоение материала:
- двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);
- соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
- комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
- части комплекса (определённое количество комбинаций);
- комплекс упражнений оздоровительной аэробики.
Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.
Оздоровительная степ-аэробика – это такой вид деятельности, когда педагог организует процесс, что называется, «вживую», поэтому требования к показу особые.
Во-первых, широко используются зеркальный показ.
Во-вторых, используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль за детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивается ещё и безопасность на занятиях.
Реализация опыта носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер и строится на следующих принципах: - комплексность и интегративность – подразумевают решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно – образовательного процесса, преемственность возрастных различий и всех видов деятельности; – принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, научно- обоснованными и практически апробированными методиками.
– принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей; - принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей;
- принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой;
- принцип не нанесения вреда.
Технология обучения подразумевает 3 этапа:
1. Этап ознакомления основных движений степ – аэробики
2. На этапе разучивания лежит процесс многократного повторения, усложнения (танцевальные связки, переходы, разные подходы к степ-платформе) отдельных движений, шагов и двигательного действия в целом.
3. На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнений, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка.
Пользуясь приобретенными двигательными навыками, дети самостоятельно придумывают собственную композицию.
Широко использую линейный метод обучения – многократное повторение того или иного элемента ногами, с последующим добавлением движений рук и головы.
Комбинационный метод (блоковый) - представляет собой разучивание комбинации из нескольких шагов. Подготовка и разучивание комбинаций – это методический процесс, включающий определение целей комбинации, определение методов разучивания, составление комбинаций.
Чтобы занятия были яркими, стараюсь постоянно находить интересную музыку. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Так же в занятия включаю подвижные игры, дыхательную гимнастику, самомассаж, игривой стрейчинг и т. д.
Игровые задания на степах:
«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.
«Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.
«Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.
«Перебрось мяч» - парное упражнение. Перебрасывание мяча, стоя на степах.
«Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.
«Стоп - кадр» - имитация фотографических изображений (варианты).
«Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.
Подвижные игры с использованием степов:
«Пингвины на льдине»
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.
«Уголки»
Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на степах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:
«Мышка, мышка, продай мне свой уголок»
Ребенок отказывается, водящий идет к другому ребенку. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.
«Цирковые лошадки»
Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей).
Упражнения для профилактики плоскостопия (упражнения выполняются в соответствии с текстом)
Вылез мишка из берлоги,
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошёл,
И на пяточках потом.
На качелях покачался,
И к лисичке он подкрался:
"Ты куда бежишь, лисица?"
"Солнце село, спать пора,
Хорошо, что есть нора!" (каждый бежит в свою норку - степ)
Для этого постоянно пополняю картотеку подвижных игр, комплексов оздоровительных гимнастик, различные материалы в соответствии с содержанием каждого из них. Интерес детей к выполнению упражнений степ – аэробики возрастает, когда у них появляется уверенность в своих силах. В своей работе использовала контрольные занятия, которые позволяют выявить уровень физической подготовленности детей, наметить план индивидуальной работы. Оценка правильности выполнения движений – один из важных факторов формирования у детей интереса к двигательной деятельности. Анализируют и оценивают свои движения и движения товарищей, обязательно отмечаются успехи, подсказывается, как можно выполнить то или иное упражнение еще лучше. В конце таких занятий детям вручаются значки – сувениры. Дети с большим удовольствием посещали занятия по степ-аэробике, в результате заметно повысился интерес к физической культуре и спорту. Дети стали увереннее, выносливее, улучшилась координации, равновесие, чувство ритма и согласованность движений с музыкой.
Результатом моей работы с детьми стало участие на семинаре руководителей ДОУ города, где представляла свой опыт в виде показа открытого занятия с детьми. Выступления детей со степ - аэробикой на праздниках 8 Марта и выпускном вечере родителям. Составила материалы и консультации для родителей, вводили день открытых дверей. В домашних условиях можно изготовить степ-доску и проводить полноценные занятия по степ-аэробике. Являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов, подбираю материал для занятий и размещаю опыт своей работы на своём сайте.
Данный педагогический опыт может быть полезен не только инструкторам по физической культуре, воспитателям, но и родителям которые заинтересованы в оздоровлении своих детей.
Так чем же хороша степ – аэробика для детей?
Во – первых, в отличие от большого спорта, редко случаются травмы.
Во-вторых, психика ребёнка не травмируется, он не чувствует себя неудачником, если он не лучший.
В – третьих, нет погони за результатами.
Это направление носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, к тому же к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход. В этом случае успех педагога (развитие психофизических качеств) и ребёнка (овладение навыками двигательной активности) будет обеспечен.
Испольуемая литература:
- Белова Т.А. "Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми" (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009).
- Кузина И. "Степ-аэробика для дошкольников" (Дошкольное образование, 2008).
- Сулим Е.В. "Детский фитнес" (Физкультурные занятия для детей 3-5 лет, 2014).
- Сулим Е.В. "Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг, 2012.
- Фрилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной игры «Лапта»
(обобщение опыта)...
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Подвижная игра-ведущий вид деятельности дошкольника....
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Как подвижные игры помогают развивать физические качества у детей...
Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...
«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»
В данном материале коротко описано влияние занятий стэп-аэробикой на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкол...
Презентация опыта работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Материал демонстрирует процесс работы над опытом работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"...