Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»
статья (старшая группа)

Балбукова Ольга Александровна
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его потенциала. В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

Выступление на ММО

инструкторов по физической культуре

 на тему:

«Развитие физических качеств

у детей старшего дошкольного возраста

посредством степ – аэробики»

Разработал:

Балбукова Ольга Александровна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 8»,

высшей квалификационной категории.

Дата проведения: 27. 01. 2021г.

г. Сорочинск, 2021 год

Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»

      В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка,  формируется личность человека.

     Ни для кого не станет открытием тот факт, что  для российского образования наступило время эксперимента, которое позволяет и выявляет прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе. Современному обществу необходимо изменение целевой установки воспитательной деятельности, где ключевыми позициями должны стать охрана и укрепление здоровья детей (определено в ФГОС ДО), постановка более гуманных целей и принципов образовательной работы с дошкольниками,  обеспечение преемственности между сферами социального становления ребенка. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее   чем раньше. Поэтому  мы  можем помочь каждому ребёнку раскрыться, создать  все условия для реализации его потенциала.

     В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка:  выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Эта тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, физические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врождённых анатомофизиологических, биологических, психологических особенностей, которые определяют скоростно-силовые и временные характеристики человека. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

     Физические качества существенно отличаются друг от друга по различным параметрам и по особенностям их влияния на организм; знание и учет этих особенностей позволяют выбрать вид двигательной деятельности, наиболее полно соответствующий не только состоянию здоровья, но и возрасту, особенностям характера и привычек, образу жизни человека.

     Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нем.  К таким упражнениям относятся оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, передвижение на лыжах, плавание, езда на велосипеде.

    В последнее время в ДОУ всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей:  упражнения  ритмической  гимнастики,  игрового стретчинга,  степ-аэробика и др.

     Степ -  аэробика возникла как вид особой двигательной активности, затрагивающей глубинные процессы энергообеспечения организма и обладающей большим оздоровительным воздействием.  Доступность этого вида основывается на простых упражнениях. Эффективность – в её разностороннем воздействии на  опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Особенно эффективно степ - аэробика проявила себя в развитии выносливости. Другими словами,  она  получила первоначальное развитие как оздоравливающая тренировка, то есть тренировка для всех.

    Стимулировать на творчество, поиск новых форм методов работы с детьми, всё это дает переход ДОУ на новый этап – режим развития, режим поиска. Такой путь оказался достаточно эффективным и эффектным, а дальнейшее продвижение степ - аэробики в сферу образования и физическую культуру   явилось одним из требований времени.  Актуальность моего  выбора  определилась  образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения. В своём  исследовании  опыта работы я  остановилась на проблеме влияния  степ-аэробики  на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста. В  период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Объектом исследования моего опыта выступает физическое развитие детей. Предметом исследования является развитие физических качеств  посредством   степ-аэробики.  Цель моего опыта  – изучить роль занятий степ-аэробикой в физическом развитии детей. Исходя из целей  и подтверждения опыта,  предусматривается решение задач:

- анализ литературы;

- с помощью тестов и врачебного контроля выявить уровень физического развития детей;

- разработать комплекс упражнений по степ-аэробике  и апробировать их на практике.

      В контексте моего  исследования,  на  первом этапе были выявлены основные проблемы, сформулированы идеи по их решению. Изучена и проанализирована методическая литература, были разработаны конспекты занятий.

     На втором этапе -  были изготовлены степ – платформыразработаны технологические карты выполнения упражнений, начата работа по внедрению степ – аэробики в воспитательно-образовательный процесс.

Уточнила  подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов  «двигательные способности»,  «физические способности», которые эффективно развиваются у старших дошкольников на занятиях степ -аэробикой. Обратила внимание на способы выполнения физкультурных упражнений в определенных сочетаниях и пропорциях объема, интенсивности, отягощений и отдыха между ними, которые принято считать методами развития физических качеств личности.  Степ-аэробика – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности. Она развивает выносливость и работоспособность, гармонично вырабатывает красивые, выразительные и точные движения, развивает двигательный и творческий потенциал ребенка.  Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же, отмечена новыми игровыми штрихами. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Особенность занятий степ – аэробики в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба),   вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре. Упражнения,  направленные  на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ) развивают - силу мышц и подвижность в суставах. Упражнения  циклического и ациклического характера, подвижные игры и задания,  беговые серии — выносливость. Быстрота -  это   бег  из различных исходных положений, передвижения в разных стойках. Ловкость -  это упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, игры с внезапно меняющимися условиями (эффективность упражнений до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически). Выполнение основных движений направленных на развитие двигательной памяти: запоминание; припоминание техники двигательного действия в процессе игры.  Танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ – аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг».  Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см. Степы обладают для детей особой привлекательностью: как некоторые ограничители персонального пространства  -  «домики». Для нас подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой.  Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ - платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений). Данные движения развивают подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.

     Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, познавательными, увлекательными?  

Занятия степ-аэробикой осуществляется в различных вариантах:

- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера продолжительностью 25—35 мин.;

- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);

- как игровая ситуация, взаимосвязанных заданий, упражнений;

- как подвижная игра;

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

- в форме танцевальных и спортивных упражнений, театрализованной деятельности;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- как степ-развлечение.

    Формы обучения включают последовательное  освоение материала:

- двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);

- соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);

- комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);

- части комплекса (определённое количество комбинаций);

- комплекс упражнений оздоровительной аэробики.

Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

      Оздоровительная степ-аэробика – это такой вид деятельности, когда педагог организует процесс, что называется, «вживую», поэтому требования к показу особые.

Во-первых, широко используются зеркальный показ.

Во-вторых, используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль за детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивается ещё и безопасность на занятиях.

    Реализация  опыта носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер и строится на следующих принципах:                                                                                                                                                              - комплексность и интегративность – подразумевают решение оздоровительных   задач в системе всего воспитательно – образовательного  процесса, преемственность возрастных различий и всех видов деятельности;                                                                           – принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, научно- обоснованными и практически апробированными методиками.  

  – принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;                                                                              -  принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей;

- принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой;

- принцип не нанесения  вреда.

     Технология обучения подразумевает 3 этапа:

1.      Этап ознакомления основных движений степ – аэробики

2.   На этапе разучивания лежит процесс многократного повторения, усложнения (танцевальные связки, переходы, разные подходы к степ-платформе) отдельных движений, шагов и двигательного действия в целом.

3.   На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнений, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка.

     Пользуясь приобретенными двигательными навыками, дети самостоятельно придумывают собственную композицию.

Широко использую  линейный метод обучения – многократное повторение того или иного элемента ногами, с последующим добавлением движений рук и головы.

Комбинационный метод (блоковый) - представляет собой разучивание комбинации из нескольких шагов. Подготовка и разучивание комбинаций – это методический процесс, включающий определение целей комбинации, определение методов разучивания, составление комбинаций.

      Чтобы занятия были яркими, стараюсь постоянно находить интересную музыку. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Так же в  занятия включаю  подвижные игры, дыхательную гимнастику, самомассаж, игривой стрейчинг и т. д.

Игровые задания на степах:

«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.

 «Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

«Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.

«Перебрось мяч» - парное упражнение. Перебрасывание мяча, стоя на степах.

«Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.

 «Стоп - кадр» - имитация фотографических изображений (варианты).

 «Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.

Подвижные игры с использованием степов:

 «Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на степах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка, продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому ребенку. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

 «Цирковые лошадки»

Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей).

Упражнения для профилактики плоскостопия (упражнения выполняются в соответствии с текстом)

Вылез мишка из берлоги,

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошёл,

И на пяточках потом.

На качелях покачался,

И к лисичке он подкрался:

"Ты куда бежишь, лисица?"

"Солнце село, спать пора,

Хорошо, что есть нора!" (каждый бежит в свою норку - степ)

Для этого постоянно пополняю картотеку подвижных игр, комплексов оздоровительных гимнастик,  различные материалы в соответствии с содержанием каждого из них. Интерес детей к выполнению упражнений степ – аэробики возрастает, когда у них появляется уверенность в своих силах. В своей работе  использовала  контрольные занятия,  которые позволяют выявить уровень физической подготовленности детей, наметить план индивидуальной работы. Оценка правильности выполнения движений – один из важных факторов формирования у детей интереса к двигательной деятельности.  Анализируют и оценивают свои движения и движения товарищей, обязательно отмечаются успехи, подсказывается, как можно выполнить то или иное упражнение еще лучше. В конце таких занятий детям вручаются значки – сувениры.  Дети  с большим удовольствием посещали  занятия по степ-аэробике, в результате заметно повысился интерес к физической культуре и спорту. Дети стали увереннее, выносливее, улучшилась координации, равновесие, чувство ритма и согласованность движений с музыкой.

     Результатом моей работы с детьми стало участие на семинаре руководителей ДОУ города,  где представляла свой опыт в виде показа открытого занятия с детьми. Выступления детей со степ - аэробикой на праздниках  8 Марта и  выпускном вечере   родителям.  Составила  материалы и   консультации для родителей, вводили  день открытых дверей. В домашних условиях можно изготовить степ-доску и проводить полноценные занятия по степ-аэробике.  Являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов, подбираю материал для занятий и размещаю опыт своей работы на своём сайте.

      Данный педагогический опыт может быть полезен не только инструкторам по физической культуре, воспитателям, но и родителям которые заинтересованы в оздоровлении своих детей.

Так чем же  хороша степ – аэробика для детей?

Во – первых, в отличие от большого спорта, редко случаются травмы.

Во-вторых, психика ребёнка не травмируется, он не чувствует себя неудачником, если он не лучший.

В – третьих, нет погони за результатами.

Это направление носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, к тому же к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.  В этом случае успех педагога (развитие психофизических качеств) и ребёнка (овладение навыками двигательной активности) будет обеспечен.

Испольуемая литература:

- Белова Т.А. "Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми" (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009).

- Кузина И. "Степ-аэробика для дошкольников" (Дошкольное образование, 2008).

- Сулим Е.В. "Детский фитнес" (Физкультурные занятия для детей 3-5 лет, 2014).

- Сулим Е.В. "Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг, 2012.

- Фрилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие. 2016.

 

 

     

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Как подвижные игры помогают развивать физические качества у детей...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»

В данном материале коротко описано влияние занятий стэп-аэробикой на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкол...

Презентация опыта работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Материал демонстрирует процесс работы над опытом работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"...