Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Подвижная игра-ведущий вид деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_na_metod_o.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
« В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
П.Ф. Лесгафт
Актуальность
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств…» приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155.
Один из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования звучит так: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
«Детская игра - это не забава». П. Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы.
Изучив литературу о физических качествах, я выбрала путь, который показался самым верным - развивать физические качества ребенка с помощью игры. Ведь игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни.
Игра, - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. (см. Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования.)
– Значение подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.
В практике дошкольного образования подвижные игры используются регулярно. Согласно исследованиям М. А. Руновой, традиционные подвижные игры для дошкольников, предлагаемые программами включают в себя разнообразные сравнительно простые по двигательному содержанию игры. Спортивные игры, которые позволяют осваивать движения более сложного порядка используются сравнительно редко, так как регламентируются строгими правилами трудными для понимания дошкольников. Выходом из этой ситуации является обучение дошкольников подвижным играм, включающим в себя элементы спорта.
Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. (см.Э. Я. Степаненкова. «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»)
В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Передо мной встала цель:
Изучить влияние подвижных игр как средства развития физических качеств. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через подвижную игру;
2. обогащать двигательный опыт детей за счёт подвижных игр;
3развивать у детей интерес к подвижным играм;
4.содействовать охране и укреплению здоровья детей, повышать функциональные возможности детского организма через подвижную игру
Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой рекомендует создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников.
В настоящее время медики обеспокоены тем, что дети физически не развиты. Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений ( см. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду)
Ловкость | способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки |
Быстрота | способность выполнять движения с минимальной для данных условий затратой времени |
Гибкость | способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. |
Выносливость | Способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью |
Сила | Способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения |
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.
Значение подвижных игр как эффективного средства формирования и развития физических качеств у старших дошкольников заключается в характерной особенности подвижной игры – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Педагогическое воздействие в подвижных играх следует направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями.
Методическое обеспечение:
Э.Я . Степаненкова «Сборник подвижных игр»
В.С .Кузнецов,Г.А.Колодницкий «Физические упражнения и подвижные игры»
Н.Е.Власенко «300 подвижных игр для дошкольников»
Е.А.Бойко «Лучшие подвижные и логические игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Как подвижные игры помогают развивать физические качества у детей...
Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...
Опыт работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкол...
Презентация опыта работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
Материал демонстрирует процесс работы над опытом работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"...
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...
Презентация на тему "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."
Презентация на тему "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...
План по самообразованию «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
Одним из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие. Подви...