Тема: «Если дружный ты – это хорошо, а когда наоборот?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кошкина Екатерина Сергеевна

Социально-личностная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – формирование социальных навыков и моделей взаимодействия. Эти две сферы развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Представленная образовательная ситуация заключается в создании условий и выборе адекватных средств для развития у ребенка реалистичного представления о своих сильных и слабых сторонах личности, формирования  адекватной самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.1_obrazovatelnaya_situatsiya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: «Если дружный ты – это хорошо, а когда наоборот?»

Основные цели: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Дидактические материалы: 

Оборудование: таблички с личностными качествами, два смайлика (добрый – злой), цветные карандаши, мяч, зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров по количеству детей

Краткая аннотация к работе: Социально-личностная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – формирование социальных навыков и моделей взаимодействия. Эти две сферы развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Представленная образовательная ситуация заключается в создании условий и выборе адекватных средств для развития у ребенка реалистичного представления о своих сильных и слабых сторонах личности, формирования  адекватной самооценки.

Ход образовательной ситуации

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи

  1. Мотивировать детей на включение в ситуацию общения

        Сегодня хотелось бы поговорить с вами о дружбе. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить».

  • Скажите, пожалуйста, как вы думаете, зачем дружат люди?
  • Кого можно считать своим другом, а кого – нет?
  • Какие правила нужно выполнять, чтобы с тобой дружили? (правила записываются воспитателем)

        Игра: «Посмотрим друг на друга». В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь. Посмотрите внимательно на своего соседа справа, и расскажите нам о нем: что в нем есть хорошего, какими положительными качествами он обладает. А после скажите, от чего ему нужно избавиться, чтобы стать лучше. Хотите ли вы узнать, какие качества помогают быть дружными? Сможете?

  1.  Актуализация знаний.

 Дидактические задачи

  1. Актуализировать у детей представления о качествах личности

Игра: «Противоположности» Каждый человек имеет свой характер, привычки и вкусы, манеру поведения. Особенности характера могут быть различными: каждый из нас имеет определенные качества, которых может не быть у другого человека. Какими положительными качествами обладает настоящий друг?

  1. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной;
  2. формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания

        Сейчас я буду называть вам качество человека, ваша задача – назвать противоположное качество.

  • Трудолюбивый –
  • Щедрый -
  • Отзывчивый -
  • Добрый -
  • Внимательный -
  • Дисциплинированный –
  • Вежливый -
  • Общительный -
  • Ответственный -

Смогли ли вы назвать противоположные качества человека?

Почему не смогли? (потому что не знаем, как называются противоположные качества)

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи

1. сформировать представление у детей о положительных и отрицательных качествах личности;

2. формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

        -Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.)

        Упражнение «Темные и светлые качества личности». На доске нарисованы два смайлика (добрый – злой), достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске. При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи

  1. развивать умения определять положительные и отрицательные качества личности в самом себе

        Упражнение «Светофорики». Детям раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Воспитатель показывает качества, прикрепленные на доске в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только светлые или темные.

6.Осмысление.

Дидактические задачи

  1. провести рефлексию деятельности детей на занятии

         Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Удалось ли нам узнать, какие качества помогают быть дружными? Где эти знания можно применять?

Литература:

  1.  Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. Изд. Центр «Владос» - 2005.
  2. 4.Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
  3. «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников. / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «Детство – Пресс», 2008.
  4. .Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива» // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012 – 416 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна

Конспект  занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится»  Воспитатель  Гладкова Любовь Ивановна          ...

Конспект образовательной деятельности по валеологическому воспитанию детей Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится" Воспитатель: Пучкина В.А. МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин

Конспект образовательной  деятельностипо валеологическому воспитанию детей  Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится"Воспитатель: Пучкина В.А.МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин...

НОД в подготовительной группе "Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!"

Занятие в подготовительной группе по формированию у детей навыков культурного поведения...

занятие в подготовительной группе на тему: Если добрый ты- это хорошо"

занятие в подготовительной группе на тему: "Если добрый ты- это хорошо"...

Социально-коммуникативное развитие. Тема: «Если добрый ты-это хорошо»

Цель: расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....

Нравственная беседа «О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!» с детьми средней группы.

Нравственная беседа«О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!»с детьми средней группы.       Цель: П...