Тема: «Если дружный ты – это хорошо, а когда наоборот?»
план-конспект занятия (старшая группа)
Социально-личностная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – формирование социальных навыков и моделей взаимодействия. Эти две сферы развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Представленная образовательная ситуация заключается в создании условий и выборе адекватных средств для развития у ребенка реалистичного представления о своих сильных и слабых сторонах личности, формирования адекватной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.1_obrazovatelnaya_situatsiya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Тема: «Если дружный ты – это хорошо, а когда наоборот?»
Основные цели: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Дидактические материалы:
Оборудование: таблички с личностными качествами, два смайлика (добрый – злой), цветные карандаши, мяч, зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров по количеству детей
Краткая аннотация к работе: Социально-личностная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – формирование социальных навыков и моделей взаимодействия. Эти две сферы развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Представленная образовательная ситуация заключается в создании условий и выборе адекватных средств для развития у ребенка реалистичного представления о своих сильных и слабых сторонах личности, формирования адекватной самооценки.
Ход образовательной ситуации
- Введение в ситуацию.
Дидактические задачи
- Мотивировать детей на включение в ситуацию общения
Сегодня хотелось бы поговорить с вами о дружбе. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить».
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, зачем дружат люди?
- Кого можно считать своим другом, а кого – нет?
- Какие правила нужно выполнять, чтобы с тобой дружили? (правила записываются воспитателем)
Игра: «Посмотрим друг на друга». В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь. Посмотрите внимательно на своего соседа справа, и расскажите нам о нем: что в нем есть хорошего, какими положительными качествами он обладает. А после скажите, от чего ему нужно избавиться, чтобы стать лучше. Хотите ли вы узнать, какие качества помогают быть дружными? Сможете?
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи
- Актуализировать у детей представления о качествах личности
Игра: «Противоположности» Каждый человек имеет свой характер, привычки и вкусы, манеру поведения. Особенности характера могут быть различными: каждый из нас имеет определенные качества, которых может не быть у другого человека. Какими положительными качествами обладает настоящий друг?
- Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной;
- формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания
Сейчас я буду называть вам качество человека, ваша задача – назвать противоположное качество.
- Трудолюбивый –
- Щедрый -
- Отзывчивый -
- Добрый -
- Внимательный -
- Дисциплинированный –
- Вежливый -
- Общительный -
- Ответственный -
Смогли ли вы назвать противоположные качества человека?
Почему не смогли? (потому что не знаем, как называются противоположные качества)
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи
1. сформировать представление у детей о положительных и отрицательных качествах личности;
2. формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.)
Упражнение «Темные и светлые качества личности». На доске нарисованы два смайлика (добрый – злой), достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске. При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи
- развивать умения определять положительные и отрицательные качества личности в самом себе
Упражнение «Светофорики». Детям раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Воспитатель показывает качества, прикрепленные на доске в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только светлые или темные.
6.Осмысление.
Дидактические задачи
- провести рефлексию деятельности детей на занятии
Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
Удалось ли нам узнать, какие качества помогают быть дружными? Где эти знания можно применять?
Литература:
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы коррекции. Изд. Центр «Владос» - 2005.
- 4.Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
- «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников. / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «Детство – Пресс», 2008.
- .Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива» // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012 – 416 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна
Конспект занятия по валеологии в средней группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель Гладкова Любовь Ивановна ...
Конспект образовательной деятельности по валеологическому воспитанию детей Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится" Воспитатель: Пучкина В.А. МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин
Конспект образовательной деятельностипо валеологическому воспитанию детей Тема: "Если сладко спиться, сон хороший снится"Воспитатель: Пучкина В.А.МБДОУ Д/С К/В №4, г. Кропоткин...
НОД в подготовительной группе "Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!"
Занятие в подготовительной группе по формированию у детей навыков культурного поведения...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот…?» (старшая группа)
Тематическое планирование на неделю (старшая группа)...
занятие в подготовительной группе на тему: Если добрый ты- это хорошо"
занятие в подготовительной группе на тему: "Если добрый ты- это хорошо"...
Социально-коммуникативное развитие. Тема: «Если добрый ты-это хорошо»
Цель: расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....
Нравственная беседа «О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!» с детьми средней группы.
Нравственная беседа«О добре и зле» «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо!»с детьми средней группы. Цель: П...