Проект "В гости к маленькой синичке"
проект (старшая группа)
Пhоект включает в себя занятие познавательного цикла "Живые барометры", беседы о птицах, занятие по художественно-эстетическому развитию "Синичкин день",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gosti_k_malenkoy_sinichke.docx | 180.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В гости к маленькой синице».
Тип проекта. Информационно-познавательный.
По содержанию – « Ребёнок и природа»; ребёнок – субъект проектирования;
внутри ДОУ при участии родителей и детей одной группы; коллективный; краткосрочный.
Проблема. Узнать, почему существует синичкин день и когда он бывает?
Материал: иллюстрации, научно – познавательная литература.
Проект для детей 5-6 лет « В гости к маленькой синице».
Форма защиты: изготовление коллективной работы «Синичкин день»
Содержание.
Первый этап - во время прогулки дети совместно с педагогом обращают внимание,
что с каждым днём становится всё холоднее и на участке появляется много синичек.
Воспитатель сказала, что скоро наступает Синичкин день, поэтому мы видим,
столько много птиц. Дети сразу же проявили интерес и задали вопросы: «Разве есть
такой праздник? О чём он говорит? Что он означает? Воспитатель провела
занятие познавательного цикла, где с детьми закрепляли приметы поздней осени.
Педагог сказала, что именно 12 ноября отмечаем Синичкин день. Дети опять задали
вопрос: « Кто придумал этот праздник? Почему существует этот день?».
Второй этап - вместе со взрослыми стали искать соответствующую литературу:
энциклопедии, художественную литературу, а также искать материал из
интернета. Из литературы дети узнали, где живут синицы, какие виды синиц существуют.
Были рассмотрены иллюстрации этих синиц. Из материалов интернета дети узнали,
почему существует этот праздник. Совместно с родителями дети оформили
книжки-малышки «Синица». Каждый ребёнок в группе презентовал свою книгу.
На данном этапе родителями был оформлен альбом «Зимующие птицы Московской
области», где дети узнали, какие птицы остаются зимовать и как они проводят зиму.
Также с родителями были изготовлены и развешены кормушки на участках.
Третий этап - Систематическое наблюдение на участке помогло выявить, какие
птицы прилетают к нам на участок, как они себя ведут. В ходе данного проекта
совместно с педагогами был оформлен альбом «Барометры природы», где
были собраны народные приметы, связанные с поведением птиц.
Четвёртый этап – оформление выставки в группе «Зимующие птицы» Результатом данного проекта стала коллективная работа «Синичкин день»
Занятие познавательного цикла
«Живые барометры» с детьми дошкольного возраста
Вид: познавательное, комбинированное.
Возраст детей: 5-6 лет.
Способ организации детей: групповое.
Демонстрационный материал: иллюстрации барометра, вороны, галки.
Раздаточный материал: краски, карандаши, кисти, альбомные листы.
Предварительная работа: чтение книг В.Зотова «Лесная мозаика» и А.А.Плешакова
«Зелёные страницы», дидактический материал С. Вохринцевой «Птицы».
Задачи обучения.
Продолжать учить детей:
- работать по инструкции;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Закреплять:
- общие знания о птицах;
- народные приметы;
- навыки разумного отношения к природе.
Задачи развития:
- развивать речь детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию психических процессов: внимание, память,
- воображение.
Задачи воспитания.
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками,
- отзывчивость, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, какая сегодня погода?
-А как мы узнаём, какая погода будет завтра? Кто нам её сообщает?
Есть такой прибор – барометр, при помощи которого учёные узнают, какая погода
будет в ближайшее время, в ближайшие дни.
Но в природе есть свои « живые барометры» - это птицы, насекомые, растения,
которые предсказывают нам погоду. Очень давно, когда не было сложных приборов,
люди присматривались к природе. Замечали повадки животных перед дождём, снегом,
ураганом и составляли приметы. Этими приметами мы пользуемся до сих пор. Например,
солнце заходит за багровый закат – к ветру; если комары летают роем – к хорошей
погоде. Вот мы сейчас вспомнили «живые барометры», которых мы с вами знаем,
проходили. Учили.
- Кого вы видите на картинке?(Ворона).
- Что вы знаете о вороне? Какое оперение у вороны? Какая это птица? Что любит делать
ворона? Почему ворону и ворона называют «санитарами леса»? улетает ли она зимовать?
Как вороны греются во время мороза? Где ворона строит себе гнездо? Какие приметы вы
знаете, связанные с вороной?
«Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному морозу».
«Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду».
«Вороны летают и кружатся – к морозу».
- А это какая птица? Какое у неё оперение? Чем она отличается от вороны? Где и как
селятся галки? Какую примету вы знаете, связанную галками?
« Галки собираются гурьбой и жмутся к жилью – жди большого снегопада».
- Какие вы знаете ещё приметы?
А сейчас я вам предлагаю взять краски и нарисовать приметы. Из ваших рисунков мы
сделаем альбом «Барометры погоды».
Беседа о птицах
Вид: познавательное – исследовательское.
Возраст детей: 5-6 лет.
Способ организации детей: групповое.
Демонстрационный материал: иллюстрации перелётных птиц и зимующих птиц,
осенние деревья.
Предварительная работа: наблюдения,чтение книг В.Зотова «Лесная
мозаика» и А.А.Плешакова «Зелёные страницы», дидактический материал С.
Вохринцевой «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Осень», «Деревья».
Задачи обучения.
Продолжать учить детей:
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Закреплять:
- приметы осени;
- зимующих птиц;
- перелётных птиц.
Задачи развития:
- Развивать речь детей;
- способствовать развитию психических процессов: внимание, память,
- воображение.
Задачи воспитания.
- Воспитывать экологическую культуру;
- Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками,
- отзывчивость, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель предлагает вспомнить, какое сейчас время года.
- Да, на дворе у нас поздняя осень и именно сегодня, 12 ноября, мы отмечаем праздник –
Синичкин день.
- Как вы думаете, почему мы отмечаем этот праздник?
- Почему синица не улетает в тёплые края?
- Какая это птица, если она не улетает в тёплые края?
- Что спасает синичку в сильные морозы?
- Чем она питается?
- Для чего они приближаются ближе к человеку?
- Как человек помогает птицам?
- Как синица благодарит человека7
- Чем вам нравится эта птица?
- Какие приметы вы знаете, связанные с этой птицей?
Действительно, зима – очень трудное время года для птиц. Особенно если она
холодная, морозная, снежная. Не найти птицам зимой корма под снегом. Голодная птица
страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно
съесть гораздо больше, чем летом. Не только летом, но и зимой птицы целыми днями
прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались
насекомые. Они отыскивают запасы насекомых, которых они спрятали ещё осенью.
Если же
ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад, то
поиски бесполезны. В такую погоду птицы часто голодают и погибают от холода и голода.
Птицы в зимнее время года приближаются ближе к человеку. И нужно поддерживать
наших друзей. Для прикорма пригодны семена, крошки хлеба, несолёное сало. И конечно
же, мы сделаем с вами доброе дело: спасем не одну птичку, а летом птицы будут
поедать насекомых в наших садах, петь задорные песни.
А сейчас я предлагаю развесить кормушки на участке для нашей птички.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем поживиться.
На долгую в нашем лесу
Мы приготовим птицам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Занятие по художественно-эстетическому развитию
«Синичкин день» с детьми дошкольного возраста
Вид: познавательное, комбинированное.
Возраст детей: 5-6 лет.
Способ организации детей: групповое.
Демонстрационный материал: иллюстрации синицы
Раздаточный материал: рисунок-основа синицы, пластилин, доски для лепки.
Предварительная работа: чтение книг В.Зотова «Лесная мозаика» и А.А.Плешакова
«Зелёные страницы», дидактический материал С. Вохринцевой «Птицы».
Задачи обучения.
Продолжать учить детей:
- работать по инструкции;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Закреплять:
- общие знания о птицах;
- народные приметы;
- навыки разумного отношения к природе.
Задачи развития:
- развивать речь детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию психических процессов: внимание, память,
- воображение.
Задачи воспитания.
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками,
- отзывчивость, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно=эстетическое развитие»
Ход образовательной деятельности:
-Ребята, давайте вспомним, какая птица не улетает в теплые края?
-Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть иллюстрации, на которых изображена синица.
Давайте посмотрим, какого цвета у нее крылья, хвостик, голова.
- Напоминаю, что грудка и живот у нее желтого цвета.
Давайте все сейчас изобразим синичку в технике пластилинографии. И рисовать мы
будем маленькими шариками
Дети берут рисунок-основу, отрывают от бруска пластилина небольшой кусочек,
скатывают шарик и наносят на бумагу, слегка придавливая.
Когда все контуры будут заполнены, птичек прикрепляем на заранее
приготовленный лист ватмана, на котором изображена кормушка.
-Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Все вы молодцы, справились
с заданием и вспомнили о маленькой птичке-синичке.
Наблюдения.
Наблюдения за погодой.
- Светит ли солнце? Предложить подставить солнцу щеки и ладошки, ощущаете, как греет? Отметить с детьми состояние погоды.(Солнечная, сухая, тёплая. тёплая, дождливая…)
- Как стоит солнце на горизонте?
- Есть ли облака? Какие они? На что они похожи?( Кучевые, белые, плывут высоко, или
- серые, покрывают всё небо, низко висят над землёй…)
- Какое небо?
- Какие осадки?
- Дует ли ветер? Предложить детям закрыть глаза руками и послушать шум ветра. Как
можно проверить силу ветра?(Сильный, спокойный, слабый…)
- Какое время года? Назовите приметы.
- Какие изменения произошли в природе?
Вопросы для наблюдения за птицами.
- « Каких птиц можно увидеть на участке?»
- «Почему мы их можем видеть?»
- «Почему они вернулись?»
- «Какие это птицы?»
- «Какое у них оперение?» (рассмотреть перья птиц)
- «Где они обитают?»
- «Какие у птиц ноги, голова, крылья, клюв, глаза?»
- «Чем питаются эти птицы?»
- «Есть ли враги у птиц?»
- «Как спасаются от врагов?»
- «Чем они заняты весной?»
- «Для чего нужны птицы?»
МАТЕРИАЛ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Загадки
Маленький мальчишка в серомармячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.(Воробей)
Пташка-невеличка, беленькие щечки,
Серые лапки, черная шапка.
Фартучек желтенький, голосочек тоненький.
Эта пташка-невеличка называется….(Синичка)
Бьётся, стучит молоток,
Поправляет нам сучек.(Дятел)
Ты с модницей этой конечно знаком,
Вертушке на месте ни как не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится…Синица.
(Е. Ильин)
Синичкин день –
ранним порошам именины!
12 ноября – Зинькин день – седой древностью завещанный синичкин праздник.
Народный календарь поклоняется мученикам _Зиновию и Зиновии. Народные
названия – День Зиновия, Зиновий Синичник, Синичкин день. Согласно
фенологическим наблюдениям, в это время прилетают птицы-зимники: щеглы,
снегири, сойки, чечетки, свиристели и конечно же, синицы.
Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит. Первое массовое
появление синиц около домов – признак наступления больших холодов.
Синицы перебираются поближе к жилью человека, их начинают подкармливать.
Синичка пищит – зиму вещит, холод накликает. Мастерили и развешивали
кормушки для птиц. Покорми птиц зимой – послужат тебе весной. Синица –
синяя
птица счастья. Синичка – воробью сестричка. Ранним порошам именины,
пороша – праздник охотников. Выходят сроки открывать пушной промысел поставушками,
капканами.
ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.
ФОТОМАТЕРИАЛ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта «В гости к маленьким друзьям насекомым»
Паспорт проекта «В гости к маленьким друзьям насекомым»...
Презентация к проекту " В гости к маленьким друзьям".
Презентация к проекту " В гости к маленьким друзьям"....
В гостях у маленького принца
Занятие предназначено для детей 4х лет, которые сознательно отказываются говорить, застенчивы, пассивны, страх перед социальной ситуацией, имеют трудности в поведении...
Сценарный план развлечения во второй ранней группе «В гостях у маленькой капельки»
Сценарный план досуга для детей для младшего возраста...
Консультация для родителей: «Как ходить в гости с маленьким ребенком».
Многие родители уверенны, что с появлением малыша закончится их молодая светкая жизнь. Теперь только пеленки, распашонки и полчаса телевизора перед сном. Сидеть с малышом в четырех стенах не только ск...
Мастер-класс для родителей и детей "Маленькая синичка"
12 ноября несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних...