Проект по инклюзивному образованию
проект (подготовительная группа)
Цель проекта:
Формирование психолого-педагогической компетентности в вопросах создания благоприятных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ их позитивной социализации.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
3. Развивать чувство толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
enklyuziya_proekt.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»
Проект «Инклюзия в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила:
воспитатель
Лобова О.Ю.
Курск - 2020
Название проекта:
«Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»
Тип:
культурно-просветительский.
Длительность:
долгосрочный (01.08.20 – 01.05.21).
Участники проекта:
воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, родители.
Цель проекта:
Формирование психолого-педагогической компетентности в вопросах создания благоприятных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ их позитивной социализации.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
3. Развивать чувство толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.
Актуальность
В нашем быстро развивающемся и быстро меняющемся мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.
Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.
В рамках нашей группы, было проведено анкетирование с родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители, являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 14 родителей.
Родители, принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»,ответили следующим образом на вопросы:
25 % родителей считают, что для адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ к жизни в обществе, необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (75%) считают, что допустимы способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице, т. е. родители готовы к тому, что их ребенок будет взаимодействовать с детьмис особенными детьми.
Положительные моменты:
- дети научатся помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми-инвалидами и детьм с ОВЗ.
Отрицательные моменты:
- в процессе совместного развития и воспитания с детьми-инвалидами идетьми с ОВЗ, могут возникнуть конфликты в детском коллективе.
- в ходе образовательной деятельности и игр такие дети не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.
Исходя из проведенного исследования,можно сделать вывод:
1. Родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии;
2. Родители группы считают, что необходимы специальные знания для воспитания детей с ОВЗ.
По результатам, полученным в ходе анкетирования,можно определить следующие направления работы:
1. Просветительская работа с родителями
2. Мероприятия, направленные на формирование коммуникативных навыков детей.
Проект рассчитан на 10 месяцев.
Структура и содержание проекта
Данный проект состоит из следующих разделов:
1. Просветительская работа с родителями.
Мероприятия данного раздела направлены на повышение педагогической компетенции родителей по инклюзивному образованию и помощь семьям по адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, поиск решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.
Консультирование родителей. Консультирование рассматривается как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка.
Формы проведения мероприятий для родителей: лекции, семинары-практикумы, круглые столы, групповые и индивидуальные консультирования.
2. Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникацию детей.
Мероприятия раздела учат ребенка овладевать приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками: прежде всего, устанавливать дружеские отношения и уметь самостоятельно решать конфликты мирным путем. Для этого организуются совместные игры и упражнения на развитие навыков общения со сверстниками, развитие внимания к другим, совместные праздники и конкурсы.
Календарно-тематический план
Работа с родителями
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Лекция-беседа «Что такое инклюзивное образование? Инклюзия в ДОУ» | сентябрь | воспитатели |
2 | Час общения «Давайте познакомимся» | сентябрь | воспитатели |
3 | Семинар-практикум «Кто такой родитель ребёнка с ОВЗ?» | октябрь | воспитатели |
4 | Индивидуальные (групповые) консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ | ноябрь | воспитатели |
5 | Досуг «Театр-детям» | декабрь | воспитатели |
6 | Информация для родителей в разных форматах «Наши рекомендации» | в теч. года | воспитатели |
Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникации детей
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Цикл бесед «Мы разные, но мы равные» | сентябрь | воспитатели |
2 | Коммуникативно-игровой тренинг «Волшебная страна понимания» | октябрь | воспитатели |
3 | Досуг «Почему лучше быть добрым человеком» | ноябрь | воспитатели |
4 | Индивидуальная работа с детьми, с детьми-инвалидами и с ОВЗ | в теч. года | воспитатели |
5 | Конкурс рисунков «Мы вместе» | январь | воспитатели |
6 | Песенный фестиваль «Вместе весело шагать» | февраль | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Знакомство родителей с понятием «инклюзивное образование», «родитель ребёнка с ОВЗ и ребенка-инвалида».
2. Обучение родителей организации игрового взаимодействия в условиях семейного воспитания.
3. Осознание детьми значимости каждой личности и его роли в социуме.
4. Умение находить компромисс в решении межличностных отношений.
Список литературы:
1. Белова И. Н., студентка 3 курс. «О проблеме готовности дошкольных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
2. Википедия. https://ru.wikipedia.org
3. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
4. Темникова Е. Ю. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в свердловской области // Личность,семья и общество:вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч. -практ. конф. № 8(54). –Новосибирск: СибАК, 2019.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
6. Ямбург Е. А., . Забрамная С. Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, М., «Бослен», 2018
Приложение
Анкета для родителей
1. Как вы считаете для адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ к жизни в обществе, необходимо их воспитывать где?
2. Являются ли допустимыми способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ и инвалидов - совместные игры во дворе, на улице?
3. Назовите положительное и отрицательное в совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов и детей с ОВЗ?
4. Нужны ли, по вашему мнению, педагогам специальные знания особенностей развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ?
5. Как Вы понимаете инклюзивное образование?
6. Кто такие дети-инвалиды и дети с ОВЗ на Ваш взгляд?
7. Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов?
8. Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?
9. Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка в группу, где есть дети, имеющие нарушения в развитии? (Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка-инвалида в группу с типично развивающимися детьми)
10. Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива детского сада в направлении инклюзивного обучения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инклюзивного образования дошкольников
Презентация и проект инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ "Равные среди равных"...
Практико-ориентированный проект «Вместе в жизнь» (Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ)
Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ...
Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.
Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....