Проект по инклюзивному образованию
проект (подготовительная группа)

Цель проекта:

Формирование психолого-педагогической компетентности в вопросах создания благоприятных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ их позитивной социализации.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

3. Развивать чувство толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enklyuziya_proekt.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»

Проект «Инклюзия в дошкольном образовательном учреждении»

Подготовила:

воспитатель

Лобова О.Ю.

Курск - 2020

Название проекта:

«Инклюзия в ДОУ. В группе ребенок с ОВЗ»

Тип:

культурно-просветительский.

Длительность:

долгосрочный (01.08.20 – 01.05.21).

Участники проекта:

воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Цель проекта:

Формирование психолого-педагогической компетентности в вопросах создания благоприятных условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ их позитивной социализации.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

3. Развивать чувство толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.

Актуальность

В нашем быстро развивающемся и быстро меняющемся мире, большое внимание уделяется детям. Место ребенка в современном образовательном процессе – значимо и неоценимо. Мы (взрослые) можем помочь ребенку реализовать его потенциал, несмотря на возможные различные потребности в обучении.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.

Инклюзивное образование как раз и направленно на удовлетворение таких потребностей. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, начинает потихонечку, запускать многоступенчатый механизм. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий для того, что бы сдвинуть с места этот механизм. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.

В рамках нашей группы, было проведено анкетирование с родителями. Анкеты для родителей были анонимные, с целью получения честных ответов. Родители, являются важной составляющего процесса образования. Мнение родителей важно и необходимо для нашего коллектива. В анкетировании приняли участие 14 родителей.

Родители, принявшие участие в анкетировании «Реализация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»,ответили следующим образом на вопросы:

25 % родителей считают, что для адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ к жизни в обществе, необходимо их воспитывать отдельно от других детей. Родители (75%) считают, что допустимы способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ - совместные игры во дворе, на улице, т. е. родители готовы к тому, что их ребенок будет взаимодействовать с детьмис особенными детьми.

Положительные моменты:

- дети научатся помогать другим в процессе совместного развития и воспитания с детьми-инвалидами и детьм с ОВЗ.

Отрицательные моменты:

- в процессе совместного развития и воспитания с детьми-инвалидами идетьми с ОВЗ, могут возникнуть конфликты в детском коллективе.

- в ходе образовательной деятельности и игр такие дети не будет успевать за другими детьми, что может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе.

Исходя из проведенного исследования,можно сделать вывод:

1. Родители по-разному оценивают возможности и трудности введения инклюзии;

2. Родители группы считают, что необходимы специальные знания для воспитания детей с ОВЗ.

По результатам, полученным в ходе анкетирования,можно определить следующие направления работы:

1. Просветительская работа с родителями

2. Мероприятия, направленные на формирование коммуникативных навыков детей.

Проект рассчитан на 10 месяцев.

Структура и содержание проекта

Данный проект состоит из следующих разделов:

1. Просветительская работа с родителями.

Мероприятия данного раздела направлены на повышение педагогической компетенции родителей по инклюзивному образованию и помощь семьям по адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, поиск решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.

Консультирование родителей. Консультирование рассматривается как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка.

Формы проведения мероприятий для родителей: лекции, семинары-практикумы, круглые столы, групповые и индивидуальные консультирования.

2. Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникацию детей.

Мероприятия раздела учат ребенка овладевать приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками: прежде всего, устанавливать дружеские отношения и уметь самостоятельно решать конфликты мирным путем. Для этого организуются совместные игры и упражнения на развитие навыков общения со сверстниками, развитие внимания к другим, совместные праздники и конкурсы.

Календарно-тематический план

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Лекция-беседа «Что такое инклюзивное образование? Инклюзия в ДОУ»

 сентябрь

воспитатели

2

Час общения «Давайте познакомимся»

сентябрь

воспитатели

3

Семинар-практикум «Кто такой родитель ребёнка с ОВЗ?»

октябрь

воспитатели

4

Индивидуальные (групповые) консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ

ноябрь

воспитатели

5

Досуг «Театр-детям»

декабрь

воспитатели

6

Информация для родителей в разных форматах «Наши рекомендации»

в теч. года

воспитатели

Мероприятия для детей, направленные на формирование коммуникации детей

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Цикл бесед «Мы разные, но мы равные» 

сентябрь

воспитатели

2

Коммуникативно-игровой тренинг «Волшебная страна понимания»

октябрь

воспитатели

3

Досуг «Почему лучше быть добрым человеком» 

ноябрь

воспитатели

4

Индивидуальная работа с детьми, с детьми-инвалидами и  с ОВЗ

в теч. года

воспитатели

5

Конкурс рисунков «Мы вместе» 

январь

воспитатели

6

Песенный фестиваль «Вместе весело шагать» 

февраль

Музыкальный руководитель, воспитатели

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Знакомство родителей с понятием «инклюзивное образование», «родитель ребёнка с ОВЗ и ребенка-инвалида».

2. Обучение родителей организации игрового взаимодействия в условиях семейного воспитания.

3. Осознание детьми значимости каждой личности и его роли в социуме.

4. Умение находить компромисс в решении межличностных отношений.

Список литературы:

1. Белова И. Н., студентка 3 курс. «О проблеме готовности дошкольных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

2. Википедия. https://ru.wikipedia.org

3. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

4. Темникова Е. Ю. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в свердловской области // Личность,семья и общество:вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч. -практ. конф. № 8(54). –Новосибирск: СибАК, 2019.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)

6. Ямбург Е. А., . Забрамная С. Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, М., «Бослен», 2018

Приложение

Анкета для родителей

1. Как вы считаете для адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ к жизни в обществе, необходимо их воспитывать где?

2. Являются ли допустимыми способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ и инвалидов - совместные игры во дворе, на улице?

3. Назовите положительное и отрицательное в совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов и детей с ОВЗ?

4. Нужны ли, по вашему мнению, педагогам специальные знания особенностей развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ?

5. Как Вы понимаете инклюзивное образование?

6. Кто такие дети-инвалиды и дети с ОВЗ на Ваш взгляд?

7. Интересовались ли Вы особенностями организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

8. Эффективно ли на Ваш взгляд инклюзивное образование?

9. Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка в группу, где есть дети, имеющие нарушения в развитии? (Испытываете ли Вы психологический дискомфорт, в связи с необходимостью водить своего ребёнка-инвалида в группу с типично развивающимися детьми)

10. Удовлетворены ли Вы состоянием настоящей работы коллектива детского сада в направлении инклюзивного обучения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инклюзивного образования дошкольников

Презентация и проект инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ "Равные среди равных"...

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....