Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Живи и помни»
план-конспект занятия (старшая группа)

Молева Марина Александровна
(мини-экскурсия по музею в чемодане «Помним тебя, солдат»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 154_dou_konspekt_mini-muzey_v_chemodane.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 154»

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

 

 «Живи и помни»

(мини-экскурсия по музею в чемодане

«Помним тебя, солдат»)

                                                     Подготовил: воспитатель

                                                                 Молева Марина Александровна

Нижний Новгород

2020г.

Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея.

Задачи:

  • познакомить детей с бытом солдата во время Великой Отечественной войны;
  • формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
  • развивать у детей познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
  • воспитывать чувство уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
  • расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного о солдатах Великой Отечественной войны;

Оборудование:

  • мини-музей: портки, медали, фляжка, ложка, фотографии, письма, ремень, хозяйственное мыло, голицы, шапка, кисет, кружка, карандаш.

Предполагаемые результаты:

  • вызвать интерес к личным предметам солдат;
  • вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ;
  • сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ.

Ход организованной  образовательной деятельности.

Вводная часть.

Педагог включает тревожную музыку «Священная война» и вносит чемодан в группу.

Воспитатель. Ребята, слышите, эту  музыку? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

Предполагаемые ответы детей: тревожная, взволнованная, печальная, торжественная, напряженная, суровая.

Воспитатель. Я с вами согласна. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать?

Дети. Мы сегодня будем беседовать о войне.

Воспитатель. Да, это так. Но, что же такое, Война?

Дети. Война – это когда стреляют. Война – это когда разрываются снаряды. Война – это когда бомбят.

Воспитатель:  На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. И мы должны вспоминать о тех страшных для нашего народа событиях,  чтобы в памяти людей, которые будут жить после нас, сохранились имена героев, отстоявших мир на земле.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Воспитатель:  На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши  прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами, ради наших пап и мам, ради наших дедушек и бабушек.

Воспитатель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

От бескрайней равнины сибирской

До польских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Воспитатель: В песне поется «Нет на свете семьи такой, где не памятен был свой герой..». А ведь и правда, в каждой семье есть свой герой.

Солдаты верили, что они победят и надеялись  вернуться живыми к своим семьям, где их возвращения очень ждали.  А пока в свободные от боёв часы писали своим близким письма с фронта.

Воспитатель показывает детям фронтовой треугольник

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Предполагаемые ответы детей: письмо, конверт, записка.

Воспитатель:  Правильно. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с Победой. А почему они  складывались треугольниками?

Дети: не было конвертов, удобно складывать

Воспитатель: правильно. Для такого письма не требовался конверт, а бумага в военное время сложно было достать.  Письма писали солдаты с фронта, а из дома летели треугольники  в окопы солдатам.

Давайте прочитаем письмо отца младшему сыну:

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Воспитатель:  Давайте рассмотрим письмо. Как вы думаете, чем писали солдаты письма?

Дети: ручкой, карандашем.

Воспитатель: Солдаты  писали чаще всего химическими карандашами (если такой карандаш смочить водой и послюнявить, то написанный им текст будет ярким и долговечным).

Как вы думаете, о чем еще могли писать солдаты? А, что писали солдатам, на фронт их близкие? (ДЕТИ РАССУЖДАЮТ)

Вот перед вами ксерокопия настоящего солдатского письма с фронта. Письмо отца 4 детей, он пишет своей жене и детям. Беспокоится как у них дела как здоровье? О себе пишет, что лежит в госпитале,  ранен в руку, но не очень тяжело. Пишет, что послал им 50 рублей денег, чтоб о нём не беспокоились, а берегли себя сами. Этот солдат Новожилов Иван Васильевич не вернулся с войны, умер в госпитале от ран после следующего серьезного ранения в бою. А жена его умерла в 1946 году от болезни, и дети остались на плечах старшей сестры,  которой было 16 лет.

Воспитатель: А в ваших семьях остались фронтовые письма прадедов? А фотографии?

Дети: рассказывают.

Воспитатель показывает фронтовые фотографии

Воспитатель: Вот фотографии солдата Малова Николая Григорьевича, который после ранения вернулся домой живым. Он служил в звании старшего лейтенанта, был командиром, награжден орденом «Красной звезды».

Посмотрите, к каждой награде давалось удостоверение, где было записано, за какой подвиг награжден солдат.

Дети рассматривают награды

Воспитатель: Все вещи солдат носил в вещевом мешке за плечами. Посмотрите,  почему все солдатские вещи гимнастерка и галифе зеленого цвета, а шинель и шапка серого цвета? (ДЕТИ РАССУЖДАЮТ).

Правильно, чтобы не выделяться, а сливаться с окружающей средой для лучшей маскировки, с травой, кустами, землей.

Воспитатель демонстрирует кисет.

Воспитатель: А это что за мешочек? Как вы думаете, для чего он?

Дети отвечают

Воспитатель: Все мелкие вещи солдат хранил в специальном мешочке под завязкой это карандаш и бумагу для писем, фотографии близких, нитки и иголки, запасные пуговицы. Он назывался кисет. Обычно такая вещь была очень памятной и дорогой для солдата, ведь мешочек шила мама или жена.

Воспитатель: Давайте заглянем в вещевой мешок.

Детям предлагается достать вещь из мешка.

Фляжка. В мешке обязательна, должна быть фляжка и кружка для воды.  Из чего она сделана? Из какого материала?

Дети: железная.

Воспитатель: Они сделаны из алюминия? Алюминий ноский, прочный  и лёгкий материал, ведь солдату приходилось носить тяжелое оружие, обмундирование.

Ложка. Это незаменимая вещь в солдатских походах.

Почему ложка была деревянной?

Ответы детей: легкая

Воспитатель: Чтобы не обжечься при приёме пищи, т.к рассиживаться было некогда и есть нужно было быстро. А если она сломается, то из дерева можно перочинным ножиком, который так же был в мешке у солдата, можно её вырезать.

Следующий экспонат музея – ремень.

Как можно было применить этот предмет кроме его непосредственного назначения?

Ответы детей: закреплять оружие, нож. Арестовать врага.

Воспитатель: Ремень для солдата был незаменимым помощником. Им можно было перетянуть кровоточащую руку или ногу, вытащить из речки или из болота тонущего товарища, пристегнуть себя к дереву, в случае если ты долго сидишь в дозоре и можешь задремать и свалиться с дерева. Также ремень используют как средство буксировки. Солдату часто приходилось переносить различные тяжелые ящики. И ремень помогал им в этом. Но главное использования ремня –это его применение в виде оружия. В армии была разработана целая специальная программа рукопашного боя с применением солдатского ремня. Или обороняться от врага в рукопашном бою используя его как палку  ведь на конце ремня тяжелая пряжка. И на многое другое был пригоден ремень, поэтому он такой потертый и изношенный.

Воспитатель показывает гимнастерку и портки.

Как называется этот предмет одежды?

Дети: штаны, куртка, гимнастерка.

Воспитатель:  Это гимнастерка. Солдаты жили в окопах и землянках, и поэтому часто грелись у костра, а искры от костра раздувало в разные стороны и часто они прожигали дырки в одежде солдат. А еще дырки оставались от пуль и осколков гранат, которыми ранило солдат, а иногда даже и убивало. Посмотрите, портки, так назывались брюки  солдат, тоже в дырках и пропалинах.

Воспитатель: солдату на войне приходилось подолгу копать окопы, строить землянки, несмотря на снег и дождь. Сложно было поддерживать чистоту. Поэтому в каждом вещевом мешке лежала эта вещь. Как вы думаете, что это может быть?

Дети: мыло, порошок.

Воспитатель: Верно.  В мешке у солдата должно было быть хозяйственное мыло. Это было спасение от грязи, мылом даже смазывали раны для защиты от микробов и заражений. Этим кусочком очень дорожили. Стирали белье и мылись в речках.

Воспитатель достает из вещевого мешка кусок ржаного хлеба.

Воспитатель: вы узнали хлеб. Солдаты по возможности  всегда носили полбуханки ржаного хлеба, чтобы подкрепиться прямо на ходу, что они часто и делали. Часто это была единственная их еда. Шли не останавливаясь по бескрайним кровавым дорогам войны жуя на ходу хлеб и запивая водой из фляжки.

Воспитатель: Каждый из нас  должен помнить, что благодаря подвигу солдат на нашем столе всегда есть хлеб, мы не вздрагиваем от звука снарядов, а над нами мирное небо.

Воспитатель.

Каждый год мы отмечаем праздник День Победы. Когда его празднуют?

Дети: 9 мая

Воспитатель:

 В этот день мы поздравляем ветеранов, возлагаем цветы к памятникам, смотрим по телевизору парад Победы на Красной площади. Чтобы порадовать ветеранов, мы сделаем для них подарок – поздравительную открытку в виде фронтового треугольника, внутри которого написаны слова благодарности. И когда вы пойдёте 9 мая на парад, обязательно подарите её ветерану.

Подведение итогов. Выяснить у детей, что они запомнили, что их потрясло и удивило, какие эмоции они испытали, какой экспонат понравился и запомнился больше всего?. О чем они расскажут сегодня дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...

Познавательное развитие: "Живое-неживое"

Цель: Продолжать учить отличать живое от неживого на основе признаков потребностей живого. Уметь рассуждать и доказывать к какой группе относится объект, используя схему признаков живого. Воспитывать ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"

Конспект занятияпо познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность)в старшей группе  Название: «Живая земля»...

Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.Задачи:-познакомить детей с понятиями «живая природ...

Методическая разработка образовательной деятельности Познавательное занятие «МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Подготовительная группа

Занятие направлено на формирование у детей нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с георическим прошлым своей страны....