Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Живи и помни»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
154_dou_konspekt_mini-muzey_v_chemodane.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 154»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Живи и помни»
(мини-экскурсия по музею в чемодане
«Помним тебя, солдат»)
Подготовил: воспитатель
Молева Марина Александровна
Нижний Новгород
2020г.
Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея.
Задачи:
- познакомить детей с бытом солдата во время Великой Отечественной войны;
- формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
- развивать у детей познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
- воспитывать чувство уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного о солдатах Великой Отечественной войны;
Оборудование:
- мини-музей: портки, медали, фляжка, ложка, фотографии, письма, ремень, хозяйственное мыло, голицы, шапка, кисет, кружка, карандаш.
Предполагаемые результаты:
- вызвать интерес к личным предметам солдат;
- вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ;
- сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ.
Ход организованной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Педагог включает тревожную музыку «Священная война» и вносит чемодан в группу.
Воспитатель. Ребята, слышите, эту музыку? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?
Предполагаемые ответы детей: тревожная, взволнованная, печальная, торжественная, напряженная, суровая.
Воспитатель. Я с вами согласна. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать?
Дети. Мы сегодня будем беседовать о войне.
Воспитатель. Да, это так. Но, что же такое, Война?
Дети. Война – это когда стреляют. Война – это когда разрываются снаряды. Война – это когда бомбят.
Воспитатель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. И мы должны вспоминать о тех страшных для нашего народа событиях, чтобы в памяти людей, которые будут жить после нас, сохранились имена героев, отстоявших мир на земле.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Воспитатель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами, ради наших пап и мам, ради наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
От бескрайней равнины сибирской
До польских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Воспитатель: В песне поется «Нет на свете семьи такой, где не памятен был свой герой..». А ведь и правда, в каждой семье есть свой герой.
Солдаты верили, что они победят и надеялись вернуться живыми к своим семьям, где их возвращения очень ждали. А пока в свободные от боёв часы писали своим близким письма с фронта.
Воспитатель показывает детям фронтовой треугольник
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Предполагаемые ответы детей: письмо, конверт, записка.
Воспитатель: Правильно. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с Победой. А почему они складывались треугольниками?
Дети: не было конвертов, удобно складывать
Воспитатель: правильно. Для такого письма не требовался конверт, а бумага в военное время сложно было достать. Письма писали солдаты с фронта, а из дома летели треугольники в окопы солдатам.
Давайте прочитаем письмо отца младшему сыну:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Воспитатель: Давайте рассмотрим письмо. Как вы думаете, чем писали солдаты письма?
Дети: ручкой, карандашем.
Воспитатель: Солдаты писали чаще всего химическими карандашами (если такой карандаш смочить водой и послюнявить, то написанный им текст будет ярким и долговечным).
Как вы думаете, о чем еще могли писать солдаты? А, что писали солдатам, на фронт их близкие? (ДЕТИ РАССУЖДАЮТ)
Вот перед вами ксерокопия настоящего солдатского письма с фронта. Письмо отца 4 детей, он пишет своей жене и детям. Беспокоится как у них дела как здоровье? О себе пишет, что лежит в госпитале, ранен в руку, но не очень тяжело. Пишет, что послал им 50 рублей денег, чтоб о нём не беспокоились, а берегли себя сами. Этот солдат Новожилов Иван Васильевич не вернулся с войны, умер в госпитале от ран после следующего серьезного ранения в бою. А жена его умерла в 1946 году от болезни, и дети остались на плечах старшей сестры, которой было 16 лет.
Воспитатель: А в ваших семьях остались фронтовые письма прадедов? А фотографии?
Дети: рассказывают.
Воспитатель показывает фронтовые фотографии
Воспитатель: Вот фотографии солдата Малова Николая Григорьевича, который после ранения вернулся домой живым. Он служил в звании старшего лейтенанта, был командиром, награжден орденом «Красной звезды».
Посмотрите, к каждой награде давалось удостоверение, где было записано, за какой подвиг награжден солдат.
Дети рассматривают награды
Воспитатель: Все вещи солдат носил в вещевом мешке за плечами. Посмотрите, почему все солдатские вещи гимнастерка и галифе зеленого цвета, а шинель и шапка серого цвета? (ДЕТИ РАССУЖДАЮТ).
Правильно, чтобы не выделяться, а сливаться с окружающей средой для лучшей маскировки, с травой, кустами, землей.
Воспитатель демонстрирует кисет.
Воспитатель: А это что за мешочек? Как вы думаете, для чего он?
Дети отвечают
Воспитатель: Все мелкие вещи солдат хранил в специальном мешочке под завязкой это карандаш и бумагу для писем, фотографии близких, нитки и иголки, запасные пуговицы. Он назывался кисет. Обычно такая вещь была очень памятной и дорогой для солдата, ведь мешочек шила мама или жена.
Воспитатель: Давайте заглянем в вещевой мешок.
Детям предлагается достать вещь из мешка.
Фляжка. В мешке обязательна, должна быть фляжка и кружка для воды. Из чего она сделана? Из какого материала?
Дети: железная.
Воспитатель: Они сделаны из алюминия? Алюминий ноский, прочный и лёгкий материал, ведь солдату приходилось носить тяжелое оружие, обмундирование.
Ложка. Это незаменимая вещь в солдатских походах.
Почему ложка была деревянной?
Ответы детей: легкая
Воспитатель: Чтобы не обжечься при приёме пищи, т.к рассиживаться было некогда и есть нужно было быстро. А если она сломается, то из дерева можно перочинным ножиком, который так же был в мешке у солдата, можно её вырезать.
Следующий экспонат музея – ремень.
Как можно было применить этот предмет кроме его непосредственного назначения?
Ответы детей: закреплять оружие, нож. Арестовать врага.
Воспитатель: Ремень для солдата был незаменимым помощником. Им можно было перетянуть кровоточащую руку или ногу, вытащить из речки или из болота тонущего товарища, пристегнуть себя к дереву, в случае если ты долго сидишь в дозоре и можешь задремать и свалиться с дерева. Также ремень используют как средство буксировки. Солдату часто приходилось переносить различные тяжелые ящики. И ремень помогал им в этом. Но главное использования ремня –это его применение в виде оружия. В армии была разработана целая специальная программа рукопашного боя с применением солдатского ремня. Или обороняться от врага в рукопашном бою используя его как палку ведь на конце ремня тяжелая пряжка. И на многое другое был пригоден ремень, поэтому он такой потертый и изношенный.
Воспитатель показывает гимнастерку и портки.
Как называется этот предмет одежды?
Дети: штаны, куртка, гимнастерка.
Воспитатель: Это гимнастерка. Солдаты жили в окопах и землянках, и поэтому часто грелись у костра, а искры от костра раздувало в разные стороны и часто они прожигали дырки в одежде солдат. А еще дырки оставались от пуль и осколков гранат, которыми ранило солдат, а иногда даже и убивало. Посмотрите, портки, так назывались брюки солдат, тоже в дырках и пропалинах.
Воспитатель: солдату на войне приходилось подолгу копать окопы, строить землянки, несмотря на снег и дождь. Сложно было поддерживать чистоту. Поэтому в каждом вещевом мешке лежала эта вещь. Как вы думаете, что это может быть?
Дети: мыло, порошок.
Воспитатель: Верно. В мешке у солдата должно было быть хозяйственное мыло. Это было спасение от грязи, мылом даже смазывали раны для защиты от микробов и заражений. Этим кусочком очень дорожили. Стирали белье и мылись в речках.
Воспитатель достает из вещевого мешка кусок ржаного хлеба.
Воспитатель: вы узнали хлеб. Солдаты по возможности всегда носили полбуханки ржаного хлеба, чтобы подкрепиться прямо на ходу, что они часто и делали. Часто это была единственная их еда. Шли не останавливаясь по бескрайним кровавым дорогам войны жуя на ходу хлеб и запивая водой из фляжки.
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить, что благодаря подвигу солдат на нашем столе всегда есть хлеб, мы не вздрагиваем от звука снарядов, а над нами мирное небо.
Воспитатель.
Каждый год мы отмечаем праздник День Победы. Когда его празднуют?
Дети: 9 мая
Воспитатель:
В этот день мы поздравляем ветеранов, возлагаем цветы к памятникам, смотрим по телевизору парад Победы на Красной площади. Чтобы порадовать ветеранов, мы сделаем для них подарок – поздравительную открытку в виде фронтового треугольника, внутри которого написаны слова благодарности. И когда вы пойдёте 9 мая на парад, обязательно подарите её ветерану.
Подведение итогов. Выяснить у детей, что они запомнили, что их потрясло и удивило, какие эмоции они испытали, какой экспонат понравился и запомнился больше всего?. О чем они расскажут сегодня дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Познавательное развитие: "Живое-неживое"
Цель: Продолжать учить отличать живое от неживого на основе признаков потребностей живого. Уметь рассуждать и доказывать к какой группе относится объект, используя схему признаков живого. Воспитывать ...
Конспект ОП по познавательному развитию «Живая водица»
Формировать знания детей о воде....
Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"
Конспект занятияпо познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность)в старшей группе Название: «Живая земля»...
Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)
Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.Задачи:-познакомить детей с понятиями «живая природ...
Методическая разработка образовательной деятельности Познавательное занятие «МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Подготовительная группа
Занятие направлено на формирование у детей нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с георическим прошлым своей страны....