Самообразование. Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры.
проект

Бориснева Наталья Олеговна

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства и компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisneva_n.o_samoobrazovanie._sensorika.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию:

«Сенсорное развитие  у  детей раннего возраста через дидактические игры»

   Воспитатель: Бориснева Н.О

         Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального  мастерства и компетентности.

Задачи: 

  1. Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
  2. Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)
  3.  Образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорики»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

  • научить детей различать основные цвета;
  • познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • сплотить детский коллектив.
  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память;
  5. речь детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  3. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
  4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
  5. Родители проявят  интерес в дальнейшем развитии детей.
  6. У родителей повысится уровень по сенсорному развитию. Они научатся создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультация для родителей;

- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики»;

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  1. - сотрудничество через консультации,
  2. - родительское собрание по сенсорному развитию детей,
  3. - беседы,
  4. - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

  1. - Специальные занятия по сенсорному воспитанию ;
  2. - Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию;
  3. - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
  4. - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
  5. - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
  6. - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  я сделала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Этапы моей работы:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2020г

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь2021г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2021г.

Анкета

Подготовка и проведение  родительского собрания

Апрель 2021 г.

Конспект родительского собрания,

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2020г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

Декабрь 2020г

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль 2021 г.

Картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март 2021г.

Картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2021г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2021г.

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обойдется без участия родителей. С родителями планируется проводить индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Будут оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители будут привлечены к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Февраль2021г.

Консультация (Папка-передвижка)

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорики»

Март 2021 г.

Протокол собрания

Анкетирование родителей

Апрель-Май 2021г.

Анкета

Список использованной литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год по теме: «Сенсорное развитие  у  детей раннего возраста через дидактические игры»

     Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

план по самообразованию "Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте вы...

План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)- образовани...

План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...

Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Тема самообразования: «Сенсорное развитие   у детей раннего возраста через дидактические игры»...

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» на 2022 – 2023 г.

Тема самообразования: «Сенсорное развитие   у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорногоразвития ...

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»....