Самообразование. Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры.
проект
Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisneva_n.o_samoobrazovanie._sensorika.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию:
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Воспитатель: Бориснева Н.О
Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорики»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память;
- речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявят интерес в дальнейшем развитии детей.
- У родителей повысится уровень по сенсорному развитию. Они научатся создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- - сотрудничество через консультации,
- - родительское собрание по сенсорному развитию детей,
- - беседы,
- - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- - Специальные занятия по сенсорному воспитанию ;
- - Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию;
- - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я сделала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Этапы моей работы:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обойдется без участия родителей. С родителями планируется проводить индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Будут оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители будут привлечены к изготовлению и приобретению дидактического материала.)
Список использованной литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год по теме: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
план по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)- образовани...
План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» на 2022 – 2023 г.
Тема самообразования: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорногоразвития ...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»....