Проект "Юные журналисты"
методическая разработка (старшая группа)
Мы живем в век открытий и потрясений, в век телевидения и Интернета. Современная жизнь динамичная, сложная, быстроменяющаяся. Необходимо помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение. Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности, поэтому мы посчитали возможным реализовать проект «Юный журналист».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunnye_zhurnalisty_2.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юные Журналисты»
Тип проекта: групповой, творческий игровой открытый
Вид проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: дети, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Методические приемы: Моделирование, объяснение, беседа, вопросы, рассматривание, дидактические игры.
Оборудование: Видео камеры, фотоаппарат, микрофон, бумага(цветная), картон, карандаши, ручки, фломастеры, ножницы, принтер, компьютер, диктофон, блокноты. Кепки, футболки, значки с символикой журналиста.
Актуальность:
Мы живем в век открытий и потрясений, в век телевидения и Интернета. Современная жизнь динамичная, сложная, быстроменяющаяся. Необходимо помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение. Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности, поэтому мы посчитали возможным реализовать проект «Юный журналист».
Цель:
Освоение новой педагогической технологии "Детская журналистика" для повышения качества образовательного процесса по развитию речевой и коммуникативной компетентности воспитанников в соответствии с государственной политикой в области образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми; формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий); учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью; расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие: совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний,; развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог; развивать жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение; формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества; развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные: воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду; формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
Гипотеза:
Обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы. В ее ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Поэтому мы считаем, что для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация – учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот.
Таким образом, организация журналистской деятельности дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.
Проблема проекта:
Анализ педагогического процесса свидетельствует о том, что педагоги испытывают серьёзные затруднения в организации работы по речевому развитию дошкольников. Речь является ведущим средством общения. Однако она используется ребёнком как средство общения в ситуации, которая возникает только при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие. Неумение организовать постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности ребёнка, приводит подчас к недоразвитию речи. Задача воспитателей – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, в процессе обучения, является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада.
Новизна
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Мы задумались о поиске инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков. И пришли к выводу, что можно попробовать использовать метод «Детской журналистики».
Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся окружающем мире.
Этапы проекта
1этап-Организационно-подгатовительный:
Презентация «Профессия - журналист», Беседа о профессии «журналист»; рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов; чтение книг. Знакомство с терминами «Фотоопарат», «Видео камера» ,»Журналист», «Интервью», «Газета» и дт.
2 этап –Практический:
Развивать речи (с использованием театрализации) «Вместе с друзьями». Были проведены беседы на темы: «С кем ты хочешь дружить?», «Совместное дело», «Как помириться?», «Кем ты хочешь быть?», «Как сыграть сказку?», «Что такое дружба?» и др. Учимся говорить ,задавать вопросы и отвечать на них правильно через игру. Учимся работать с видео камерой, фотоаппаратом.
Не стеснятся выступлений ,съемки на камеру. Экскурсии по инстанциям города, также экскурсии по различным профессиям в ДОУ и за пределами ДОУ.
Учимся работать с компьютером, редактированием видео роликов созданные самими детьми.
В проекте присутствует и творческая деятельность ,которая развивает художественно-эстетическое развитие.
3 этап- Заключительный:
Подведение итогов в презентации, финальный выпуск новостей и газеты.
Создание книги-альбома о проделанной работе за учебный год.
Ожидаемый результат:
1. Повышение речевой активности и коммуникативных способностей детей.
2. Готовность детей к участию в различных видах деятельности.
3. Повышение умения детей решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом.
4. Дети станут более уверенными в себе, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
5. Появление у детей желания активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
Ожидаемый результат для родителей:
1. Сформированные элементарные представления о развитии коммуникативных способностей детей.
2. Будут способствовать дальнейшему развитию коммуникативных способностей своего ребенка в различных видах деятельности в домашних условиях.
3. Будут активно интересоваться действиями, успехами ребенка в детском саду.
План проекта
1 этап - Организационно – подготовительный | |||
Август | |||
-Беседа: "Развитие связной речи»; «: газеты и журналы. Задачи: показать значение газет и журналов для человека»; «: как создается газета? Что такое текст? О чем можно узнать по заголовку?»; «: Что такое фотоаппарат? Видео камера? и зачем это нужно?» -«Диалогическое взаимодействие» Цель: Определить диалогическую позицию детей в группе (выявить коммуникативно-активных и коммуникативно-пассивных) - Труд: вырезать фотографии по контуру.; аппликация мой фотоаппарат -Чтение: рассказа из журнала "Непоседа" (на выбор); Чтение: детской статьи, обсуждение. -Индивидуальная работа по закреплению умения вести диалог; Индивидуальная работа по обучению работать с фотоаппаратом.; Индивидуальная работа: кто хочет стать корреспондентом?; Индивидуальная работа по составлению статей по итогам детских интервью.; Индивидуальная работа: Берем интервью у литературного героя на камеру (работа по опорным схемам, учимся не стеснятся камеры); -Ситуативный разговор "Правила приличия журналиста" ; Ситуативный разговор о профессиях, связанных с журналистикой. Ситуативный разговор: как вы понимаете выражение "Детский сад - наш второй дом "; Ситуативный разговор о том, можем ли мы издавать свою газету. Учить детей рассуждать, доказывать свою точку зрения. Делать вывод. Ситуативный разговор о том, что такое газетная полоса.; Ситуативные разговоры с детьми: что получилось в интервью детей, а что - нет. Как можно исправить?; Ситуативные разговоры с детьми: что получилось в интервью детей, а что - нет. Как можно исправить?; -Разговор о правилах безопасности на улице во время экскурсии - Организационная игра: "Назови профессию" с мячом. Организационная игра: с мячом "Нужно - нет" (названия орудий труда корреспондентов) - Работа по составлению алгоритма интервью. Сюжетно-ролевая игра "Мы журналисты" Д/и «Расскажи о любимой игрушки», «Возьми интервью у любимой игрушки» с использованием сем моделей, «Телевизор» Учимся правильно составлять и задавать вопросы (совместное составление текста и вопросов для корреспондентов) Пресс-коференция «Сто вопросов взрослому» | Экскурсия в офис газеты "Наш город" (Знакомство с названиями улиц по пути следования.) Выставка газет сделанных своими руками «Новости моего дома» Издание статьи «Юный журналист» (Детское интервью, редактирование) Съемка интервью «Любимая игрушка» | ||
2 этап -Практический | |||
Сентябрь | |||
-Беседа: Знакомство с творческими профессиями.; Беседа о компьютере, что это такое? и что с ним можно делать?; День рождение, почему только раз в году? - Развитие дикции: темпа и силы голоса Посредством использования различных форм фольклора: Скороговорки и потешки Восприятие художественной литературы ¬Чтение произведений о разных творческих профессиях ¬Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний Скороговорки, поговорки о журналах, книгах, газетах. -Труд: Рисование логотипа новостей Проведение коммуникативной игры «Дай описание», «Продолжи предложение». «Вопрос ответ». (Редактирование видео, работа с ПК. ) Интервью сотрудников, детей ,родителей собранное детьми. Редактирование видео файла. Обсуждение первого выпуска» Непоседы NV». Редактирование собранной информации. Приготовление стен газеты «С Днем воспитателя» . Редактирование информации. | Начало работы «Непоседы ТV»: выбор места съемок,. Сбор информации. Поздравление Создание стен газеты( поздравления) детский сад с юбилеем. Выпуск «Непоседы TV» (Поздравление с днем рождения Выезд съемочной группы для сбора информации «Поздравление с дем воспитателя» 2Выпкск «Непоседы TV» «с днем Воспитателя». | ||
Октябрь | |||
-Познавательная деятельность «О чем можно узнать по заголовку? -Разучивание разминки для языка. Интервью с детьми -Чтение художественной литературы «Бременские музыканты» -Проговаривание скороговорок ,поговорок. -Игра «Интервью у зверей» -Детский тренинг «Детектив» -Театрализация сказки «бременские музыканты». | Изготовление 1 статьи для газеты «непоседы», | ||
Ноябрь | |||
-Учимся фотографировать и снимать .Мозговой штурм о чем расспросим поваров .Режиссёрская игра «Говорит и показывает Непоседы Tv» -Встречи поварами. Фотосъемка для газеты. Подбор материала для газеты (фотографии, темы, названия…), начало оформления газеты - Мнение детей о проделанной работе что понравилось что можно изменить Разговор о правилах безопасности на улице во время экскурсии | Экскурсия «Профессия «Повар», Колонка в газете . | ||
Декабрь | |||
-Сбор фотоматериала для фотовыставки «Зима глазами детей» (дети самостоятельно фотографируют зимнюю природу, друг друга, свои новогодние поделки). -Начало съемочной работы по сбору видео и фото информации подготовки к новому году -Съемка подготовки к новогодним утренникам. | 2 Выпуск «Непоседы TV» «Новый год глазами детей». Мероприятие «Парад мини дед морозов».(съемка) | ||
Январь | |||
-Познавательная деятельность -Коммуникативные игры: « Угадай рубрику по содержанию», «Что ты знаешь о родном городе», « Заметка: Скоро в школу» « Письмо ругу». -Изобразительная деятельность Рисование «Кем бы я хотел стать» -Детский тренинг ¬«Лучший вопрос» « Пересказ по кругу» « Детектив» « Ключевое слово». -Повторение терминов газета, журнал журналист, итд. -Учимся фотографировать и снимать. Мозговой штурм о чем расспросим плотников. Режиссёрская игра «Говорит и показывает Непоседы TV» Встречи с плотниками. -Фотосъемка для газеты. Подбор материала для газеты (фотографии, темы, названия…), начало оформления газеты -Мнение детей о проделанной работе что понравилось что можно изменить Разговор о правилах безопасности на улице во время экскурсии | Экскурсия «Профессия плотник» Колонка в газету | ||
Февраль | |||
-Создание нарисованного мультфильма детьми «Неболейка» .«Интервью с детьми и сотрудниками детского сада «Непосед» «Как оставаться здоровым» -Ситуативный разговор "Правила приличия журналиста" -Организационная игра: с мячом "Нужно - нет" (названия орудий труда корреспондентов) | Акция «Будь здоров» Выезд в детское отделение(педагоги родители)Мероприятие «Болезнь веселью не помеха» Фотовыставка к 23 февралю Выпуск «Непоседы TV» Подведение итогов. | ||
Март | |||
-Беседа: Погодные явления .;Почему 8 марта –Международный женский день?»;Профессия «Библиотекарь» -Чтение: рассказа из журнала "Непоседа" (на выбор); детской статьи, обсуждение. Скороговорки и потешки ;Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний. -Интервью детей «Поздравления с 8 марта». -Учимся фотографировать и снимать. Мозговой штурм о чем расспросим Библиотекаря. Режиссёрская игра «Говорит и показывает Непоседы TV» Встреча с Библиотекарем. -Фотосъемка для газеты. Подбор материала для газеты (фотографии, темы, названия…), начало оформления газеты -Мнение детей о проделанной работе что понравилось что можно изменить Разговор о правилах безопасности на улице во время экскурсии | Фотогазета «С праздником девушки» Выпуск новостей «НепоседыTV» Экскурсия «Библиотека» | ||
3 этап- Заключительный | |||
Апрель | |||
Создание альбома «Мы журналисты» Выбор самых важных и интересных эпизодов проекта. Рассказы о них. Развитие дикции: темпа и силы голоса Посредством использования различных форм фольклора: Скороговорки и потешки Восприятие художественной литературы ¬Чтение произведений о разных творческих профессиях ¬Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний Скороговорки, поговорки о журналах, книгах, газетах. | Альбом- книга проделанной работы «Мы журналисты!» | ||
Май | |||
-Вступление в диалог, умение задавать вопросы, используя заданные алгоритмы; слушать собеседника, поддерживать беседу, делать вывод, благодарить собеседника. -Видеофильм или презентация «Я юный Журналист», составленный по рассказам, рисункам и фотографиям детей. Пресс-коференция «Сто вопросов взрослому» Дипломы и книги для награждения. | Презентация проекта, номинированные участков проекта. Выпуск новостей «Непоседы TV» Выпуск колонки в газете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие "Мы журналисты"
конспекты занятий,игры на тему детской журналистики....
Сюжетно - ролевая игра "Мы журналисты"
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет по теме: «Журналист Кеша в гостях у ребят»
Занятие по развитию речи...
Проект "Мы-Журналисты"
Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...
Конспект совместной деятельности "Мы журналисты"
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий в подготовительной группе. Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учреждений. Разработка ...
Образовательная область - коммуникация "Журналисты"
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Комуникативная деятельность.Тема: "Журналисты"...