Педагогическое сопровождение игровой деятельности
материал
Педагогическое сопровождение воспитателем игровой деятельности на группах дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.pedagogicheskoe_soprovozhdenie_igry.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Педагогическая технология «Дошкольник в мире игры» Ольги Викторовны Солнцевой к.п.н.
по разделу «Педагогическое сопровождение воспитателем игровой деятельности на группах дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ № 75 Поджарова В.В.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей третьего года жизни осуществляется по следующим направлениям:
- Насыщение игрой всей жизнедеятельности малышей.
- Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает детям игровые способы действий, ставит пред детьми новые игровые задачи.
- Организация индивидуального сопровождения детей и игровой деятельности в зависимости от уровня усвоения.
- Создание предметно-игровой среды для организации сюжетных игр.
Урони освоения | Задачи воспитателя | Этапы педагогической технологии | Результаты индивидуального сопровождения |
Оптимальный 2.5-3 балла | 1. Организация простых сюжетно-ролевых игр. 2. Внесение разнообразия в содержание игр за счет «сюжетов по представлению» 3.Развитие речевых форм игры. 4.Детализация сюжетных действий. 5. Создание условий для принятия роли, обозначение ее словом. 6. Оказание помощи в организации ролевого общения, создание сюжетов по представлению. | 1. Принятие роли воспитателем. Советы по ходу игры. 2. Расспрос ребенка; детализирующий рассказ воспитателя, моделирование сюжета. 3. Альтернативная характеристика игрушки; диалог с игрушкой. 4.Словесное отображение игровых действий. Наращивание цепочки действий. 5.Обозначение роли воспитателем. Вопросы к ребенку. 6.Вопросы к детям; советы по ходу игры; принятие роли воспитателем. | Появляется у детей выразительность в речи, мимике, интонациях. Они охотно включаются в предложенные воспитателем диалоги, разворачивают сюжет без опоры на игрушки. Ребенок легко включается в роль, входит в воображаемую ситуацию. |
Достаточный 2-2,5 балла | 1.Обеспечение перехода от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. 2.Разнообразие сюжетов за счет литературного материала. 3.Включение ребенка в совместную игру со сверстниками. 4.Внести разнообразие условных действий с воображаемыми предметами. 5. Создание условий для выполнения игровых действий в соответствии с ролью (роль в действии) | 1. Принятие воспитателем роли. Побуждение к игре через просьбу-совет. 2.Включение в игру словесных элементов из песенок, сказок. 3. Продолжать и дополнять игровые действия сверстников. 4. Символическая игра. 5.Принятие роли воспитателем, взаимодействие с партнером-игрушкой. | В результате индивидуального сопровождения детей к концу года игра становится «озвученной», т.е. в нее включаются реплики, песенки, диалоги. В игре начинают использоваться воображаемые предметы, игровые действия начинают обозначать словом, а не проигрываться полностью. Дети свободно используют в игре игровое пространство группы, самостоятельно выбирают предметы-заместители. Малыши не только выполняют игровые действия в соответствии с ролью, но и обозначают роль словом. |
Недостаточный 1,5 – 2 балла | 1.Передача ребенку игрового опыта, необходимого для развертывания сюжета в совместной игре с воспитателем. 2.Внесение разнообразия в сюжеты за счет обогащения опыта в совместной игре с воспитателем. 3.Вовлечение ребенка в сюжетную игру. 4.Формирование условного игрового действия. | 1.Превращение простых действий в игровые, сюжетные. Игрушки-участники всех событий. 2. Вариативные повторы игровых ситуаций. 3. Дополнение и продолжение по смыслу действий взрослого. 4. вариативное использование предметов, внесение предметов-заместителей – многообразие предметов в единой функции. | В результате расширения сюжетных действий с игрушками самостоятельная игра становится разнообразнее. Для детей не составляет труда переносить в игру простые сюжеты из своей жизни. Купают игрушки, вытирают куклам и зверюшкам носы, укладывают спать, жалеют, если те падают … |
Низкий уровень 1-1,5 балла | 1.Включение ребенка в совместную с воспитателем игру. 2.Расширение игрового опыта детей. 3.Формирование элементарного игрового взаимодействия между детьми. 4. Внесения разнообразия в игровые действия с предметами. | 1. Расширение смысла игровой ситуации: дополнять по смыслу действия ребенка, стимулировать переход к новому действию. 2.Проигрывание бытовых действий на ребенке и на кукле; прием одушевления предметов, разговор с игрушками. 3. Перекатывание предметов друг другу; совместная постройка из кубиков; передача игровых действий от взрослого к ребенку. 4.Придание предмету необычных функциональных значений, новых названий – передача игровых действий от взрослого к ребенку; Придание ролевых значений предмету и сюжетных действий с ним; Игры-забавы с предметами. | Использование приема одушевление предметов, разговор с игрушками, проигрывание бытовых ситуаций с куклой, создают игровой стиль отношений воспитателя с детьми. Предметная игра начинает приобретать характер сюжетно-отобразительной игры, т.к. дети используют в игре простые бытовые сюжеты из повседневной жизни. Внося новый смысл в привычные действия ребенка. Игровое взаимодействие способствует установлению положительных отношений среди детей – научились играть рядом, объединяться для игры в пары – что способствует переходу к взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевой игре. |
Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя с детьми
Оптимального уровня игровых умений | Достаточного уровня игровых умений | Недостаточного уровня игровых умений | Низкого уровня игровых умений | ||||
Задачи работы | Методы и приемы | Задачи работы | Методы и приемы | Задачи работы | Методы и приемы | Задачи работы | Методы и приемы |
Организация простых сюжетно-ролевых игр. | Принятие роли воспитателем. Советы по ходу игры. | Обеспечение перехода от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. | Принятие роли воспитателем. Побуждение к игре через просьбу, совет. | Передача ребенку игрового опыта, необходимого для развертывания | Превращение простых действий в игровые, сюжетные. Игрушки- участники всех событий. | Включение ребенка в совместную с воспитателем игру. | Расширение смысла игровой ситуации: дополнять по смыслу действия ребенка, стимулировать переход к новому действию. |
Внесение разнообразия в содержание игр за счет сюжетов по «представлению» | Расспрос ребенка; детализирующий рассказ воспитателя; моделирование сюжета. | Разнообразие сюжетов за счет литературного материала | Включение в игру словесных элементов из песенок, сказок. | Внесение разнообразия в сюжеты за счет обогащения опыта в совместной игре с воспитателем. | Вариативные повторы в игровых действиях. | Расширение игрового опыта детей. | Проигрывание бытовых действий на ребенке и на кукле; прием одушевления предметов, разговор с игрушками. |
Развитие речевых форм игры | Альтернативная характеристика игрушки, диалог с игрушкой. | Включение ребенка в совместную игру со сверстниками. | Продолжать и дополнять игровые действия сверстников. | Вовлечение ребенка в сюжетную игру. | Дополнение и продолжение по смыслу действий взрослого. | Перекатывание предметов друг другу; Совместная постройка из кубиков и.т.п.; Переда игровых действий от взрослого к ребенку. | |
Детализация сюжетных действий | Словесное отображение игровых действий. Наращивание цепочки действий. | Внесение разнообразия условных действий с воображаемым предметом. | Символическая игра. | Формирование условного игрового действия. | Вариативное использование предметов, внесение предметов-заместителей- многообразие предметов в единой функции либо использование одного и того же предмета в различных сюжетах, дает возможность ребенку легко принимать замещение. | Внесение разнообразия в игровые действия с предметами. | Придание предмету необычных функциональ-ных значений, новых названий – передача игровых действий от взрослого к ребенку; Придание ролевых значений предмету и сюжетных действий с ним; игры-забавы с предметами. |
Создание условий для принятия роли, обозначение ее словом. | Обозначение роли воспитателем. Вопросы к ребенку. | Создание условий для выполнения игровых действий в соответствии с ролью (роль в действии) | |||||
Оказание помощи в организации ролевого общения, создании сюжетов по представлению | Вопросы к детям, советы по ходу игры; принятие роли воспитателем. |
Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Урони освоения | Задачи воспитателя | Этапы педагогической технологии |
Оптимальный 2.5-3 балла | 1. Принятие игровой роли в совместной игре с воспитателем 2.Правильное называние себя в игровой роли («Я – шофер», «Я – мама». 3. Называние своих игровых действий («Я завожу мотор: Р-Р-Р, я еду на машине», «Я варю кашу, буду кормить дочку», планировать в речи 1-2 игровых действия. 4. Передача цепочки из нескольких связанных действий в сюжетно-ролевой игре. 5. Вхождение в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе, объединение для совместных действий. 6. Проектирование индивидуальных игр детей | 1 этап. Развитие у ребенка умения принимать на себя игровую роль и реализовывать ее через предметные и речевые действия, направленные на партнера-игрушку, сверстника. 2 этап. Расширение диапазона выполняемых игровых действий (передача характеров, настроений), участие в коротком взаимодействии со сверстником. 3 этап. Развитие умения вести ролевой диалог, переходить к ролевым диалогам со сверстником, обогащение содержания ролей за счет образов литературных персонажей. |
Достаточный 2-2,5 балла | ||
Недостаточный 1,5 – 2 балла | ||
Низкий уровень 1-1,5 балла | ||
|
Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)
Урони освоения | Задачи воспитателя | Этапы педагогической технологии | Ожидаемые результаты |
Оптимальный 2.5-3 балла | 1. Обогащение содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей. 2.Развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). 3. Развитие самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой игре. Усложнение задач педагогического сопровождения
| 1 этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми с позиции «соигрока» («партнера»). Воспитатель берет на себя дополнительную роль, а ребенку предлагает взять основную роль. 2 этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника». Воспитатель создает проблемно-игровые ситуации через предметно-игровую среду. Воспитатель находится рядом с детьми, но не является участником их игры, координирует замыслы, подсказывает в случае затруднений, направляет ход игры, ролевое поведение детей. 3 этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре. Воспитатель реализует диагностические задачи в позиции наблюдателя. Если у детей в ходе игры возникают сложности, они обращаются за советом к воспитателю. Самостоятельному обращению детей к взрослому способствует партнерская позиция, обеспечивающая принятие воспитателя в качестве игрока. | Ожидаемые результаты после реализации 3 этапа педагогической технологии:
|
Достаточный 2-2,5 балла | |||
Недостаточный 1,5 – 2 балла | |||
Низкий уровень 1-1,5 балла |
Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Урони развития | Направления педагогического сопровождения | Этапы педагогической технологии | Активность детей |
Оптимальный 2.5-3 балла | 1. Организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр. 2.Организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания. 3.Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей. | 1 этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). 2 этап. Организация сюжетно-ролевой игры (игра в подготовку к игре):
3этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласовыванию ролей, взаимопониманию. | Создание условий для поддержки индивидуальных проявлений детской активности, дальнейшего развития воображения и игрового творчества. Дети «сочинители», «исполнители», «режиссеры», «практики». |
Достаточный 2-2,5 балла | Создание условий для развития сюжетной стороны игры, развития воображения и фантазии, выделения социальных отношений как основы построения сюжета, освоения способов игрового общения, в поддержке проявлений активности. Освоение игровых умений и выделение содержательной стороны сюжетных игр, способствующих налаживанию игровых отношений между детьми, что снижает проявления конфликтности. | ||
Недостаточный 1,5 – 2 балла | Создание условий для дальнейшего освоения ролевого поведения (способности строить ролевой диалог, менять роль по ходу игры), умений строить сюжет в речевом плане, обозначая последовательность игровых событий, обогащении содержательной стороны игр. |
Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно – ролевой игре. | Задачи педагогического взаимодействия | Содержание педагогического взаимодействия. |
1.Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры, развитие эмоционального отношения к людям: | -наблюдения за деятельностью и отношениями людей; -экскурсии; -рассматривание картин; -чтение детской художественной и познавательной литературы; -беседы по содержанию прочитанного; - просмотр видеофильмов; -«словесное рисование» представителей разных профессий; -рисование. | |
2.Создание банка идей для организации игры: | -придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; -соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете; -фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывание воспитателем под диктовку детей. | |
3.Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей: | -детское коллекционирование - сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности детей. | |
4.Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей в микро-группах | -педагогическая поддержка детей в с/р игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций. | |
5.Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей | -оказание педагогической поддержки в случаи возникновение трудностей в согласовании замыслов или конфликтных ситуаций; -определение задач развития игры на перспективу. |
Литература
О.В. Солнцева. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.:Речь; М.: Сфера,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет
Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста .
Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников- это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения....
Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...
"Этапы педагогического сопровождения игровой деятельности"
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интер...
Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек
Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ. Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....