"Этапы педагогического сопровождения игровой деятельности"
консультация на тему

Кадонцева Светлана Александровна

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 с. Подлесное

Марксовского района Саратовской области

Консультация

«Этапы педагогического сопровождения

игровой деятельности»

                                                                           Подготовила:  старший воспитатель Кадонцева С.А.

                                                                                                    Дата проведения: 22 ноября 2016г.

2016 – 2017 учебный год

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка, и начнем свою работу с определения.

Что же такое детская игра?” Я предлагаю вам несколько вариантов определений игры. Прочитайте их и выделите для себя то, которое более точно подходит к вашему понимаю игры. Варианты:

  • «Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А.С. Спиваковский).
  • «Игра — окно в мир взрослой жизни» (Ж.Фабру).
  • Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».
  • Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
  • «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
  • Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы.
  • Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные.
  • Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский
  • «Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский).

«Игра — свободная самостоятельная деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» (Концепция дошкольного воспитания).

Детская Игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. по определению А. Н. Леонтьева является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. 

Поговорим о педагогическом сопровождении игры дошкольников

Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей.

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
У большинства воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра - по своей природе свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она становится самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие  со сложившимся в истории и практике подходом – «руководить игрой».

Разрешить это противоречие помогает переход к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детьми, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие  помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Сопровождающее игровое взаимодействие имеет определенные трудности.

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать  и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания»,  позиция педагога сразу перестает быть партнерской и сразу становится «воспитывающей» или, что еще хуже для детей «обучающей». Естественность игры при этом сразу же нарушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

  • Ярко выраженный интерес воспитателя к играм детей;
  • Рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
  • Инфантилизацию как способность устанавливать доверительное отношение с окружающими;
  • Эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
  • Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие.

Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновение в их внутренний мир.

Владея игровой позицией воспитателю, легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений.

         Игровая позиция требует от педагога определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей это:

  • Изменение традиционной позиции педагога на позицию сопровождающего процесс освоения ребенком игровой деятельности.
  • Осуществление регулярной диагностики субъектного опыта и учет ее результатов.
  • Планирование и организация деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики.
  • Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.
  • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их поэтапное стимулирование и развитие.
  • взаимодействие всех субъектов, подразумевающее гибкость и вариативность позиций педагога и детей.
  • организация развивающей среды в группе ДОУ.

В раннем возрасте основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми. Игровое взаимодействие организуется педагогом в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей из 2-3 человек. Для организации таких игровых ситуаций не нужно специально собирать детей, сажать или ставить их около себя-достаточно эмоционального обращения к детям или необычность позиции взрослого – игра с куклой. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые действия полушутя, давая детям понять, что это игра.

Во 2 младшей группе так же как и в с детьми раннего возраста основным средством формирования игровых умений является совместная игра воспитателя с детьми, но направлена она уже не на формирование игровых предметных действий, а на развитие ролевого поведения. Воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого воспитатель использует такой приём, как создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребёнка. Осуществляется это в несколько этапов: 1шаг - оживление представлений ребёнка в беседе (например. Воспитатель расспрашивает одного ребёнка, как он ходил к врачу: что у тебя болело? Ушко? А что делал доктор? Смотрел ушко? Как он велел тебя лечить? А что мама делала? А что мама сказала? 2 – следующий шаг – создание проблемной ситуации- игрушки заболели, у мишки завязано ушко, а доктора нет. Воспитатель предлагает ребёнку полечить игрушки, проговаривая и выделяя элементы сюжета (Полечишь? Вот у меня и зеркальце есть и пипетка? А потом компрессор привяжи и скажи мишке: «Не снимай!».) 3 шаг – проигрывание ситуации.

В этом возрасте воспитатель предоставляет возможность детям для самостоятельных игр. В самостоятельные игры детей педагог вмешивается только при необходимости (при зацикливании ребёнка на одном и том же действии-ребёнок сидит и долго крутит руль, воспитатель говорит: «Твоя машина за кирпичиками поехала? привезёшь кирпичики и будешь строить дом?»- тем самым педагог наполняет действия ребёнка смыслом). 2-3 раза в неделю воспитатель создаёт проблемно-игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Игра может быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Очень эффективны в таком возрасте разговорные ситуации в играх типа «телефонный разговор».

В среднем возрасте в игровом взаимодействии с детьми позиция взрослого меняется:

В начале реализация поставленных задач осуществляется воспитателем с позиции «со-игрока» в совместной игре с детьми. Это происходит через создание игровых ситуаций, где воспитатель берёт на себя главные или второстепенные роли, но развивает сюжет изнутри.

Далее воспитатель переходит к осуществлению в игровом взаимодействии с детьми позиции «помощника». Взрослый находится рядом с детьми, помогает им в случае затруднения, направляет их действия. Воспитатель создаёт и помогает разрешить проблемные ситуации через предметно-игровую среду, не принимая активного участия в игре.

В старшем возрасте позиция педагога в основном помощника и координатора. В этом возрасте (как мы говорили ранее) усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжет сложения. Здесь велика роль педагога. Совместная игра с взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжет сложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжет сложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно с взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.

Основой эффективного руководства игровой деятельностью, как убеждает педагогическая теория и практика, является высокий уровень владения такими профессионально-педагогическими умениями:

  • наблюдать за игрой, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
  • проектировать развитие игры, планировать приемы, призванные стимулировать его;
  • обогащать впечатления детей с целью развития игр; помогать в выборе ярких впечатлений, которые могут способствовать игре;
  • организовать начало игры; побудить к ней детей;
  • проектировать и предвидеть развитие конкретной игры;
  • использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.);
  • менять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на высокий уровень
  • включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми, учить игры (показ, объяснение);
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
  • регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного климата в группе, привлекать к игровой деятельности стеснительных, малоактивных детей
  • обсуждать и оценивать игру

Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком, от его профессионального мастерства, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического сопровождения организации и проведения игр. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного партнерства взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Желаю вам полюбить игру, и тогда дошкольное детство ваших воспитанников наполнится радостью и счастьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

«Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе. Этапы формирования счётной деятельности»

laquo;Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе.Этапы формирования счётной деятельности»...

ФПМ - 2021 (заочный этап) Педагогическое эссе

Педагогическое эссе по теме «Миссия педагога»...

Этапы педагогического сопровождения детских проектов

ЭтапСодержаниеУстановление области исследования в рамках проектаКакие текущие интересы детей важно поддержать и расширить?Какую тему лучше предложить, чтобы спровоцировать новые вопросы?Прогнозировани...