Музыкально - дидактические игры.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в непосредственно-образовательной деятельности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны , интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Оформление дидактического материала должно быть интересно и красочно, например музыкальные образы, иллюстрированные на карточках – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Игры для младшего дошкольного возраста
Курица и цыплята
Игра на развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Лесенка из 3 ступенек, домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курицы и цыплята).
1 вариант:
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. У каждого ребёнка по одной игрушке (курице или цыплёнку). Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте ребята, кого зовёт Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
2 вариант:
Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например до второй октавы. Дети которые держат цыплят, должны выйти (пожеланию и приглашению воспитателя) и поставить игрушку на верхнюю ступеньку музыкальной лесенки. Поют при этом тоненьким голосом как цыплята, «пи-пи-пи». Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку, и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Кто в домике живёт
Игра на развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а так же картинки с изображением детёнышей этих животных.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. ребёнок у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребёнок с карточкой котёнка и помещает её в окошечко на втором этаже.
Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.
В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т.д.
В лесу
На закрепление программного материала (2 мл.гр. или средняя гр.)
Игровой материал: На планшете изображен лес; 2 -3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объёмность и кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Другой вариант: все персонажи и атрибутика может располагаться на магнитной доске.
Ход игры: «Дети, посмотрите какой красивый лес, - говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н.Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).
Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.
Зайцы
на различение характера музыки
Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться карточки с иллюстрациями – «зайцы спят», «зайцы пляшут», «зайцы маршируют»).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».
Поочерёдно звучит мелодия: колыбельной, плясовой, марша. Дети определяют её и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.
Игры для старшего дошкольного возраста.
Угадай колокольчик
Игра на развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зелёный), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика ( по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры: Играют несколько детей. Воспитатель или ребенок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок – на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зелёный – на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.
Три поросёнка
Игра на развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: На планшете изображен лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросёнок в красной шапочке – Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы – поросёнок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8 – 12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на 3 части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит воспитатель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поёт и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поёт и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поёт и играет на пластинке ля первой октавы). Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.
На музыкальном занятии дети играют без раздачи карточек, а в свободное время с карточками.
Буратино
На закрепление программного материала (старший дошкольный возраст)
Игровой материал: Коробка, на ней иллюстрация Буратино. С обратной стороны коробки прикреплена мультифора в половину формата А4, карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам, знакомые детям, тоже такого же формата, что бы можно было вставить их в мультифору, они лежат в коробке.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, либо они звучат в записи, а дети отгадывают, достают соответствующую картинку и вставляют её в мультифору.
Список литературы:
- Музыкально дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз.руководителя. – М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.
Роекомендации для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей дошкольников игрового матерьяла по музыкальной -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...
Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий 1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...