Проект «Песочная страна»
проект (младшая группа)

Гайценрейдер Надежда Владимировна

Песочная страна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад «Зоренька»

Колягина А.С.

Проект

«Песочная страна»

на 2019-2020г.

Разработчик: воспитатель

Гайценрейдер Н.В.

                                       

Введение

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее,

Живее и объемнее, чем песочная игра.

     Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу?    Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе…

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме, свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – детям предоставляет рисование песком.

       Занятия рисование песком объединены единой программой, в которой ребенок как можно глубже знакомиться со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит-проживает. «Песочница» является

       Маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок  играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый –и снова и снова …благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит боятся этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

       Песок как материал для самовыражения впервые начал использовать психоаналитик Карл Юнг, заложивший основы песочной психотерапии.

Игры с песком, особенно рисование на песке, крайне полезны для детей  с недоразвитием речи, считают специалисты.  Создавать узнаваемые образы с помощью песка трудно. Но так как детям нравится пересыпать песок из руки в руку, из одной емкости в другую, такое занятие должно им нравиться. К тому же в песочных струйках, высыпающихся на плоскость, есть что-то завораживающее, успокаивающее, погружающее в себя. Магии песка поддаются даже возбудимые и гипер активные дети.

      Песок не редко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

       Рисование палочкой или пальцем на песке можно использовать при знакомстве с буквами: воспитатель произносит звук, ребенок рисует соответствующую звуку букву. Так же можно изображать слоги и короткие слова. Если ребенок не уверен в себе, выполнение заданий на бумаге может пугать его: вдруг ошибешься! Рисование букв и слов на песке позволяет легко исправить ошибку. От ошибки, даже если она и была, не останется даже следа. К тому же рисовать пальцем легче, чем карандашом. А песок,легонько сопротивляясь, во время рисования массирует детские пальчики.

      Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов. Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.

     Кроме того, сам материал-песок,- обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал - в течении часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Вид: коротко срочный(1 месяц)

Участники проекта:

Воспитатели и дети 2 младшей группы.

Цель: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи

Обучающие

• Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком.

• Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие

• Поддерживать и создавать условия для развития творческого

потенциала.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать

совместную деятельность детей.

• Развитие способности работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и

глазомер. 

•  поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

Воспитательные

• Воспитывать доброту, инициативу,

• воспитывать усидчивость и терпение.

• Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Планируемый результат:

• владение в разной степени освоенности изобразительной деятельностью;

• выражение чувства радости от процесса и результата художественной деятельности;

• стремление поделиться радостью со взрослыми и детьми.

Проблема

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики.

Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Инновационность проекта

ПЕСКОГРАФИЯ является одним из направлений арт-терапии.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей и чувственно-двигательной координации. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком.

Работая в младшей группе, я осознаю ценность  развития мелкой моторики рук, детям не всегда по силам выполнение  некоторых традиционных работ  по рисованию, лепке  и аппликации. Кроме этого, некоторые  дети  имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Именно поэтому в работе я решила использовать цветной песок.

Ожидаемые результаты

• Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

• Создание рисунков в данной технике.

• Умение аккуратно действовать с песком.

• Более четкие и развитые движения пальцев рук.

• выражение чувства радости от процесса и результата художественной деятельности.

ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ

• Рисование кулаком

• Рисование ладонью

• Рисование с использованием нескольких пальцев одновременно

• Рисование симметрично двумя руками

• Рисование пальцем

Перспективное планирование.

Тема: «Рисование песком»

Тема: "Дождик землю поливает. "

Тема: "Рыбки плавают в водице."

Тема: «Звездное небо»

Цель: развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

- формировать представления о свойствах песка;

- обучать малышей навыкам экспериментирования с песком;

-обогащать тактильный опыт детей;

- активизировать словарь детей новыми словами «влажный», «сыплется», «струйкой»;

-побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;

- вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Цель: Формировать умения рисовать дождь в виде прямых вертикальных линий пальцем на песке, отражая в рисунке явления окружающего мира.

-учить отвечать на простейшие вопросы, развивать понимание речи педагога, активизировать слова на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.

-воспитывать интерес к окружающему миру и рисованию, развивать чувство ритма.

- развивать мелкую моторику пальцев, умение ориентироваться в пространстве.

Цель: -Приобщать детей младшего дошкольного возраста к изобразительной

деятельности на занятиях по рисованию.

-Продолжать учить детей изображать простые предметы окружающей жизни.

-Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами изображения песком.

-Воспитывать интерес к окружающему миру.

-Поддерживать эмоциональное отношение к результатам своего труда .

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования.

-  Познакомить с приемом рисования песком.

  -Учить наносить песок на трафарет.

 - Развивать мелкую моторику рук

    -Способствовать развитию детского творчества  при  самостоятельной  в дорисовке сюжета  

    -Воспитывать аккуратность при работе с краской

Дидактические игры с песком

Игры на подносе с песком:

«Солнышко»

Выучить с детьми считалку. Приготовить поднос с песком.

Нарисовать солнышко и семь лучиков.

Утром солнышко проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать –

Раз, два, три, четыре, пять

Можно провести беседу, назови

похожие слова на слово «солнце»

Например: Солнечный, солнышко,

солнечная, подсолнух. Или на что похоже солнышко?

«Флажок»

Рассказать с детьми стихотворение Агнии

Барто « Флажок» Предложить детям

нарисовать флажок. Можно нарисовать

много флажков.

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажёг.

«Цыплята»

Рассказать стихотворение В. Берестова

« Цыплята»

Куда-Куда? Куд- куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд - куда вас понесло!

Материалы и оборудование для рисования

• Стол ;

• Поднос ;

• Песок;

• Сито, кисти, массажные мячи, трафареты

Литература:

1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.

2. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.

4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

5. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!

6. timo-shcola.ucoz.ru›load/shkolnye_scenariiigry_i_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - оздоровительный проект «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

Данный проект предполагает возможность познакомить детей с одной из арттерапевтических техник для снятия нервного напряжения – игра с песком, пережить в совместных мероприятиях радость от живого общен...

Проект "Песочная страна - страна чудес"

Проект "Песочная страна - страна чудес"...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

Проект «Песочная страна- страна чудес»

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ко...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...

Проект "Песочная страна - страна волшебства"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Песочная страна- страна чудес»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Песочная страна- страна чудес»(совместно – педагог-психолог с дефектологоам) Тип проекта:– По доминирующей деятельности информационно-практико-орие...