Проект "Песочная страна - страна чудес"
проект на тему

Мельникова Валентина Яковлевна

 

Проект "Песочная страна - страна чудес"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._m.docx50.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Проект "Песочная страна - страна чудес"

  Воспитатели: Мельникова В.Я,

                                                                                                  Снигирева И.А.

c.Красноселькуп,

Содержание проекта.

 

  1. Актуальность проекта……………………………………………………...3
  2. Паспорт проекта……………………………………………………………5
  3. Этапы реализации проекта………………………………………….........12
  4. Мероприятия по реализации проекта …………………………………...14
  5. Оценка и анализ работ…………………………………………………….
  6. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………   .27
  7. Приложение.

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

1.Актуальность проекта.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.   Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает  развивающее действие на детей.    

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.  

Для         подобных         игр         есть         название         - песочная терапия.  Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.       В ДОУ применяется инновационная технология  –  применение кинетического песка  в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который  начинает находить свое применение в России.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Этот полимер нетоксичный, гипоаллергенный, безвредный, и бактерии в нем не живут. Кинетический песок сходный по свойствам пляжному песку, но обладает эластичностью и совсем не липнет к рукам. Песок не оставляет пятен на одежде или игровых поверхностях. Он легко принимает четкие формы и медленно растекается. Для песка не требуются специальные трафареты, при помощи обычных формочек можно создавать необыкновенные конструкции.

 Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию  мелкой моторики, творческого воображения, развитие  коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого, мира глазами ребенка.

 Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.  

 В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка.  

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга.  Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

2. Паспорт проекта.

Полное наименование проекта

«Песочная страна - страна чудес»

Автор проекта

Воспитатель старшей группы МДОУДС

«Буратино»: Мельникова Валентина Яковлевна

Тип проекта

Познавательно - игровой

Вид проекта

Обучающий, исследовательский, творческий

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Объект исследования

Кинетический песок и его возможности для обучения и развития детей в ДОУ

Участники проекта

Дети старшей группы, родители (законные представители), педагоги.

Цель

Развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком.

Задачи

  • развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;
  • развитие тактильной «чувствительности»  как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
  • развитие речи, обогащение и активизация словаря детей;
  • закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
  • развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи  и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение);
  • приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности;  
  • установление     и    развитие    отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми.

Проблемные вопросы

  • Что можно построить из кинетического песка?
  • Целесообразно ли использовать кинетический песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ?  
  • Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе с детьми?  
  • Является ли кинетический песок универсальной игрушкой в работе с детьми и взрослыми?

Формы реализации проекта

С детьми:

  • в организованной образовательной деятельности с детьми по  образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;  
  • педагогическое обследование детей, результаты которого         могут быть         использованы в индивидуальном         подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  • подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми;
  • самостоятельная         и совместная          игровая деятельность детей;
  • серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей.

С родителями и педагогами:

  • анкетирование родителей (законных представителей);
  • просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций - презентаций, оформление информационного уголка для родителей и педагогов;
  • привлечение родителей к составлению методических рекомендаций         для         работы с кинетическим песком;
  • совместные развлечения  с использованием кинетического песка;  
  • фотовыставка;
  • родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Методы проекта

  • Информационно-рецептивный: показ воспитателя, рассматривание, наблюдение;

 

  • Исследовательский метод: проблемные вопросы, опыты по исследованию свойств кинетического песка;

 

  • Репродуктивный метод: ООД, игры и упражнения с кинетическим песком;  
  •  Эвристический метод: эвристическая беседа, консультации для родителей, объяснения, словесные рекомендации, индивидуальные беседы.  

Принципы проекта

  • сочетание научности и доступности материала;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип непрерывности (занятия планируются на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей);
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;  
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
  • принцип психологической  комфортности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание         ребенка полноценным         участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьей.

Условия реализации проекта

  • организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с кинетическим песком;
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • обогащение РППС в группе и дома.

Предварительная работа

С детьми:  

  • Проведение игр с кинетическим песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком);

 

С родителями:  

  • анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к теме проекта;
  • информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании;
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • обогащение;
  • консультация «Знакомство с кинетическим песком».

 С педагогами:

  • проведение консультации;
  • презентация проектной деятельности (информирование педагогов с  целью, задачами и этапами реализации проекта).

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.

Ожидаемый результат по проекту

Для детей:

  • знакомство детей с  основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, дети научатся создавать собственные песочные композиции;
  • развитие мелкой и крупной моторики рук;
  • развитие тактильной «чувствительности»  как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
  • развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности мышления, а именно способности порождать новые нестандартные идеи  и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение;
  • совершенствование речевых и коммуникативных  навыков, расширение  словарного запаса детей;
  • совершенствование игровой деятельности,  что способствует приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей.

 

Для родителей:

  • развитие у родителей интереса к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей, желания участвовать в жизни группы;
  • становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей;
  • создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков  у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

 

Для педагогов:

  • знакомство педагогов  с  основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов (игрушек) в работе с кинетически песком;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных

технологий в работе с детьми;

  • повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;
  • развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений в работе с детьми и родителями;
  • развитие творческого потенциала                  и креативности педагогов, их самостоятельности и инициативы в использовании инновационных  технологий в обучении и воспитании детей.

3.Этапы проекта.

I этап 

Подготовительный

  • Изучение         и         анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
  • Создание банка идей и предложений.
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.

Ожидаемые результаты

 по I этапу

  • Определение целей и задач проектной деятельности.
  • Составление плана работы по проектной деятельности.
  • Проведение педагогического обследования детей и анкетирования родителей с целью определения актуальности проекта.
  • Оформление информационного уголка для         родителей:         размещение рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта.
  • Привлечение  родителей к сбору методического материала и коллекции игрушек по разной тематике для песочной терапии.

II этап 

Основной

  • Разработка конспектов занятий с использованием кинетического песка.
  • Подготовка консультаций,  развлечений по использованию кинетического песка для родителей и педагогов.
  • Привлечение родителей к сбору и

оформление методических рекомендаций картотеки игр и упражнений для работы с кинетическим песком

Ожидаемые  результаты

по II этапу

  • Картотеки игр и методические рекомендации по использованию кинетического песка для воспитателей и родителей.
  • Проведение игр с использованием кинетического песка с родителями и детьми.

III этап

Заключительный.

  • Подведение итога и анализ результата проекта.
  • Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для представления результатов проекта для педагогов ДОУ и родителей.

Ожидаемые результаты

по III этапу

  • Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей.
  • Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта.
  • Фотовыставка по проекту «Из жизни детей в детском саду».
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей.

 

4.Мероприятия в рамках проекта.  

Месяц проведения

Мероприятие

Цель

С детьми:

Сентябрь

Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития детей с помощью игр с кинетическим песком).

Определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком.

Игра - занятие на тему «Знакомство с кинетическим песком. Путешествие в песочную страну».

Познакомить детей с свойствами, правилами и способами работы с кинетическим песком.

Тема «Дары осени». Практическая часть «Овощи и фрукты».

Закрепление знаний детей об овощах и фруктах; приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом.

 Тема «Наш северный край». Практическая часть «Мое село Красноселькуп».

Закрепление знаний детей о родном крае, его жителях, флоре и фауне; приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом.

Октябрь

Тема «Ежик». Практическая часть «Лепим ежиков из кинетического песка».

Расширять знания о ежике, как о диком животном;  приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом.

Практическая часть «Живые картинки на песке»

Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику; расширять словарный запас; воспитывать гуманное отношение к природе.

Практическая часть «Что спрятано в песке?»

Развивать память мелкую моторику; развивать умение классифицировать предметы; закреплять знания о природном и рукотворном мире.

Игра «Вершки и корешки».

Карточка 1

Развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.

Ноябрь

Практическая часть «Птицы рядом с нами».

Воспитывать доброе, бережное отношение и сочувствие к пернатым друзьям; углублять знания о птицах; развивать умение детей распознавать птиц по внешнему виду, характерным признакам.

Песочные шашки.

Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность; формировать социальные навыки; учить ориентироваться в пространстве.

Ритуал приветствия. Сказка «Волшебный замок». Беседа и обсуждение. Упражнение: «Сказка в рисунок превратись» Карточка 2

Развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова

Дождик для художников.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, сообразительность,  художественные способности; закреплять представления об окружающем мире; воспитывать навыки позитивно-коммуникативного поведения; активизировать словарный запас.

Декабрь

Наш любимый детский садик.

Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развивать фантазию, творческие способности; воспитывать умение выполнять задание вместе; закреплять названия цветов, животных.

Прогулка у реки.

Закреплять порядковй и количественный счёт до 10; знания арифметических действий, сложения, вычитания, знаков; развивать внимательность, логическое мышление, слуховую память.

«Необыкновенные следы».

Развивать мелкую моторику рук, воображение, сообразительность,  художественные способности; закреплять представления об окружающем мире; воспитывать навыки позитивно-коммуникативного поведения; активизировать словарный запас.

Игра-сказка на песке «Мышка и Мишка».                                                     Карточка 3

Развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух; учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.

Январь

Найди и сравни.

Формировать пространственные представления.

Цветик-семицветик.

Развивать слуховую и зрительную внимательность.

Февраль

«Учимся хорошим поступкам».

Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным»; учить понимать и оценивать характер главного героя; оценивать поступки людей; усваивать последовательность развития сюжета.

Упражнение: «Волшебные превращения»  

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; гармонизировать психоэмоциональное состояние, развивать творческий потенциал; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Сказка «Роза и ромашка»

Беседа и обсуждения

Упражнение «Посмотри на себя со стороны».

Игра «Комплименты».

Развивать речевую активность в процессе познания; помочь осознать собственное эмоциональное состояние, повысить самооценку; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Ритуал приветствия. Упражнение:  

«Пейзажи страны Сыпучих песков»  

Обсуждение полученных картин.

Упражнение «Прогулка в лесу».  Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; гармонизировать психоэмоциональное состояние, развивать творческий потенциал; развивать координацию движений и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с песком.

Март

Сказка о подсолнечном семечке Беседа и обсуждение. 

Упражнение:

 «Сказка в рисунок превратись»

 Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать речевую активность в процессе познания; снижение проявлений тревожности и беспокойства; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; гармонизировать психоэмоциональное состояние, развивать творческий потенциал; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Ритуал приветствия

Рассказ «Про семью карандашиков» Беседа и обсуждение рассказа Упражнение:

 «Сказка в рисунок превратись». Игра «Письмо на руке»

Ритуал прощания.  

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать речевую активность в процессе познания; помочь осознать собственное эмоциональное состояние, повысить самооценку; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и  мелкую моторику рук.  

Ритуал приветствия. Произведение А. Прейсена «Про Козлёнка, который умел считать до дести». Беседа и обсуждение. Упражнение «Сказка в рисунок превратись».

Ритуал прощания

Познакомить детей с произведением А. Прейсена «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»; вызвать желание запомнить; учить понимать эмоционально-образное содержание сказки; оценивать характер героя; закреплять знания о жанровых особенностях.

Ритуал приветствия. История «Маленький Котенок». Беседа и обсуждение Упражнение: «Сказка в рисунок превратись»

Игра «Поводыри».

Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать речевую активность в процессе познания; помочь осознать собственное эмоциональное состояние, повысить самооценку; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и  мелкую моторику рук.

Апрель

Ритуал приветствия Упражнение:  

«На что похоже настроение?» Эмоциональная пауза:  

«Хлопок бежит по кругу».

 Игра «Это – я, когда...»  

Ритуал прощания.

Ритуал приветствия

Игра «Черепашьи бега» Беседа «Как природа рисует красками»

Игра «Хлопок бежит по кругу».

Упражнение: «Рисуем времена года». Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать речевую активность в процессе познания; помочь осознать собственное эмоциональное состояние, учим преодолевать негативное настроение; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать речевую активность в процессе познания; помочь осознать собственное эмоциональное состояние, учим преодолевать негативное настроение; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Ритуал приветствия

История про «Серое ухо»

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом.

Ритуал приветствия

Сказка «Приключения медвежонка» Беседа и разыгрывание истории.

Упражнение: «Придумай и нарисуй» свою историю о медвежонке.

Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; развивать коммуникативные навыки и способствовать сплочению детского коллектива; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление.

Май

Ритуал приветствия.

«Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»

Беседа и обсуждение.  

Физминутка "Зайка серенький сидит" Упражнение «Как выглядят чувства» Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; расширить представления об эмоциях, учимся понимать свои чувства и чувства других; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковый цветочек». Рисование песком.

Упражнение «Цветок». Ритуал прощания.

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление; развивать координацию движений и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с песком.

Ритуал приветствия.

Чтение истории «Гномик». Беседа и обсуждение истории о гномике, ответы на вопросы.

Упражнение  

«За что меня любит мама?» Упражнение:

 «Сказка в рисунок превратись».  Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом;

развивать речевую активность в процессе познания;

помочь осознать собственное эмоциональное состояние, повысить самооценку;

развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное мышление;  помочь преодолеть негативные чувства (обида, злость и пр.);

развивать координацию движений и  мелкую моторику рук.

Ритуал приветствия.

Литературная викторина.

«Сказка в рисунок превратись».  

Ритуал прощания.

Познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом; закрепить знания о прочитанных ране произведениях; развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

С родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей.

С целью определения

актуальности проекта.

Сбор коллекции игрушек и бросового материала для игр в песочнице.

 

Практическое оснащение проекта для игр с кинетическим песком.  

Подборка методической литературы для работы с кинетическим песком.

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

Октябрь

Оформление информационного уголка для родителей: размещение рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме.

Информирование родителей о кинетическом песке и способах работы с ним.

Ноябрь

Совместное развлечение для родителей и детей “Песочные сказки».

 

Развивать интерес к совместной деятельности

детей и родителей;   развивать творческое

воображение; обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок - родители».

Январь

Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей

«Волшебство в песочнице».

 

Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей;  обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок - родители»;

Февраль

Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки игр с кинетическим песком для родителей.

Обогащение родительского опыта в воспитании детей; вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

    Март

Фотовыставка «Чудеса на песке» (играем с песком дома).

 

Создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих,

познавательных, коммуникативных навыков  у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

Апрель

Анкетирование родителей.

 

С целью соотношение целей   и результатов проекта

Май

Выступление воспитателя с презентацией на родительском собрании

Представления результатов проекта родителям;  развитие у родителей  желания участвовать в жизни группы; становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

  1. Оценка и анализ работ.

Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.

Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.

 Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и командообразующие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.

6.Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015
  2. Н.А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012
  3. Интернет сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

4.       Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми . – М.: Генезис, 2016 – 128стр.

          5.       Конаныхина Е.Ю.  Программа «Секреты Волшебной Песочной страны».

  1.      Конаныхина Е.Ю. Программа «Кинетический песок – чудесный материал   в работе с детьми и взрослыми», «Чудесный материал».
  2.      Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" —  СПб.: Речь, 2013.
  3.      Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74.

Приложение 1.

Картотека стихотворений о песке.

Т.М. Грабенко.

***

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!  

 Т.М. Грабенко.

***

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

С. Цапаева

* * *

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал песок!

С. Кашлев

* * *

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

А. Полетаева

* * *

Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон

* * *

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец- ай да папа молодец!

КАРТОЧКА 1

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.

Дидактический материал: петрушка, матрешка и другие игрушки.

Описание задания: Добрый день!

Игра «Вершки и корешки».

 Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (Морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох)

Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы:

Где стоит матрешка? (в центре, посередине).

А пирамидка? (слева) и т.д.

Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям:

Что изменилось здесь?

Усложнение: увеличить количество игрушек.

КАРТОЧКА 2

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание  к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук

Дидактический материал: игрушечные фигурки, буквы.

Описание задания: Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на песке)

«Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.)                                                                                                        

Сказка «Волшебный замок».

«На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать?  Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник. У него был сын, в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать?                                                    

В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии  других был звук «З» (коза, заяц, зебра).                                                                      

В саду злого волшебника росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).                                                                                    

Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну злого волшебника очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми.                                                                                                             А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок.  

КАРТОЧКА 3

Цель: развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.

Дидактический материал: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки.

Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное.

Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро.

Упражнение «Чашки».  Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему.

Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка».                                                    

Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …»                                        

За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений.

Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания.

Помоги Мышке!

1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово  (шар).

2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень).

3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово.

Мышка в пещере! Посмотри, в кого она превратилась! Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой!

КАРТОЧКА 4

Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах.

Дидактический материал: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры  2, 3, 4.

Описание задания: Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках»                                                                        

Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа.

Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу.

На клумбе садим мы цветы,                                                                                    

Необычайной красоты.                                                                                                                                                  

Мы  три бороздки проведем.                                                                                                        

Названия цветов на слоги разобьем!

2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем,

3 ______________ 3 слога – в центре оставляем.

4 ______________ 4 слога в третью грядку.

Итак, начнем сажать друзья!

2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/

3. /Ромашка, василек, гвоздика/

4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/

Опиши цветок.                                                                                                                              

Где его можно чаще встретить?                                                                                              

Какие цветы больше всего нравятся тебе?

Сочиним сказку о цветах.

КАРТОЧКА 5

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.

Дидактический материал: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское.

Описание задания: Здравствуйте! В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору.                                                                                    

Детям предлагается заучить стихотворный текст:                                                                                                                

«Ехали мы, ехали, до ямы доехали,                                          

Яму объехали, дальше поехали.                                              

Ехали мы, ехали, до горки доехали,                              

Въехали, съехали, дальше поехали.                              

Ехали мы, ехали, до дома доехали,                                          

Во двор въехали, вот и приехали»

(Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.

Упражнение «Мокрые ладошки».                                                                          

Покажите мне ладошки, сейчас мы сделаем их влажными, и вы прикоснитесь к поверхности песка. Что произошло? Почему?

Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие».

Коллективная игра «Большой кулич» Дети вместе с взрослыми наполняют ведро песком. Делают кулич и украшают его.

КАРТОЧКА 6

Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер

Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки.

Описание задания: Добрый день!                                                                                                

Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук (можно и ног).

Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью».

А теперь возьмите палочки и начнем рисовать.

Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

"Песочная страна-страна чудес" занятие средняя группа

Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость,способность двигаться,способность мокрого песка принимать любую форму.Развивать интерес к исследовательской деятельность....

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...