Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Составила:
Лебедева Е.Б., воспитатель
МДОУ детский сад №7
ЗАТО г. Североморска
г. Североморск
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.
Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- исполнительское (речевое, двигательное);
- оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.)
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Работу с детьми по театрализованной деятельности можно организовать в следующих формах:
- Когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира:
- игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток; набор кукол для пальчикового театра)
- Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.
Развивая творческие способности детей, театрализованная деятельность может включать в себя различные виды работы: (представлены на слайде)
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации.
Для развития творческих способностей можно использовать следующие виды игровых упражнений:
- Развитие мимики (Съешьте кислый лимон - дети морщатся; рассердитесь на драчуна - дети сдвигают брови; встретьте знакомую девочку - дети улыбаются; испугайтесь забияку - дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот);
- Обучение жестам (Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя; покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг; покажите разных людей: я, ты, мы);
- Развитие пантомимики (Расцвели, как цветы; завяли, как травка; полетим, как птицы; идет медведь по лесу; крадется волк за зайцем);
- Развитие речевого дыхания
«Игра со свечой».
Предлагается детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.
Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
* * *
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи…
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо-к-солн-цу- я-ле-чу!
- Игра - имитация:
- отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями);
- имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
- имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
- имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
- Игра-импровизация:
- под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки");
- однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег");
- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька");
- Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя");
- Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса");
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Таким образом, театрализованная деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
И в заключение хочу сказать слова, которые написал советский педагог Василий Александрович Сухомлинский «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Доклад на конкурс "Воспритатель года - 2018"...
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...
Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы воспитателя по театрализованной деятельности...
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того ч...