Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Составила:
Лебедева Е.Б., воспитатель
МДОУ детский сад №7
ЗАТО г. Североморска
г. Североморск
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе.
Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- исполнительское (речевое, двигательное);
- оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.)
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Работу с детьми по театрализованной деятельности можно организовать в следующих формах:
- Когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира:
- игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток; набор кукол для пальчикового театра)
- Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.
Развивая творческие способности детей, театрализованная деятельность может включать в себя различные виды работы: (представлены на слайде)
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации.
Для развития творческих способностей можно использовать следующие виды игровых упражнений:
- Развитие мимики (Съешьте кислый лимон - дети морщатся; рассердитесь на драчуна - дети сдвигают брови; встретьте знакомую девочку - дети улыбаются; испугайтесь забияку - дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот);
- Обучение жестам (Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя; покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг; покажите разных людей: я, ты, мы);
- Развитие пантомимики (Расцвели, как цветы; завяли, как травка; полетим, как птицы; идет медведь по лесу; крадется волк за зайцем);
- Развитие речевого дыхания
«Игра со свечой».
Предлагается детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.
Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
* * *
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи…
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо-к-солн-цу- я-ле-чу!
- Игра - имитация:
- отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями);
- имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
- имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
- имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
- Игра-импровизация:
- под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки");
- однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег");
- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька");
- Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя");
- Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса");
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Таким образом, театрализованная деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
И в заключение хочу сказать слова, которые написал советский педагог Василий Александрович Сухомлинский «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-343904-1517472289.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Доклад на конкурс "Воспритатель года - 2018"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000712-1516727479.jpg)
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1014642-1519237700.jpg)
Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-818713-1474441707.jpg)
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы воспитателя по театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118412-1550433879.jpg)
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того ч...