Проект "Профессия библиотекарь" старшая группа
проект по художественной литературе (старшая группа)
Без высокой культуры чтения
Нет ни школы,
Ни подлинного умственного труда.
В.А.Сухомлинский.
Актуальность
У детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада, семьи и сотрудников библиотеки. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста, обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения
Руководят обширными интеллектуальными заведениями-книгохранилищами библиотекари.
Библиотекарь – это квалифицированный специалист, который должен отлично разбираться в ассортименте книг, быть филологом и немного – историком.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточными знаниями детей о значении библиотек, профессии библиотекарь.
Вид проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 10.09.2019-10.12.2019
Участники проекта: воспитанники старшей групп МБДОУ" Детский сад 29",воспитатель ,библиотекарь ,родители.
Цель проекта: развивать интерес к различным профессиям ,в частности к профессии библиотекарь;
обеспечить начальное профориентационное представление с помощью дидактических и методических пособий.
Задачи для воспитанников:
1. Познакомить с профессией библиотекарь ,с профессиональными действиями библиотекаря ,с назначением библиотек;
2.Развивать интерес к профессии библиотекарь;
3.Воспитывать интерес и любовь к книге ,бережное отношение к ней;
4.Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.
Задачи для педагогов:
- Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
- Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по ознакомлению с профессией библиотекарь.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей (законных представителей) :
- Способствовать повышению уровня духовно-нравственной культуры у родителей (законных представителей).
- Содействовать в повышении качества работы родителей с детьми по использованию книги.
- Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми для совместного поиска информации.
- Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "Профессия библиотекарь"
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Основные принципы реализации проекта:
- Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности старших дошкольников.
- Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения.
- Принцип связи воспитания с жизнью и трудом .
- Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
1. Знание детьми информации о профессии – библиотекарь.
2. Понимание значения слова, профессия;
3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно–ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессии – библиотекарь. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
4.Умение бережно относиться к книге;
5.Владеть культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до иллюстрации, осанка и т. п).
Для педагогов:
- Обновление содержания работы по ознакомлению детей с профессией билиотекарь.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом о библиотекаре и библиотеке.
- Создание и пополнение групповой библиотеки детской литературы.
Для родителей (законных представителей):
- Повысить качество работы родителей с детьми.
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
- Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущих читателей.
Формы и содержание работы с детьми :
- Педагогическая диагностика.
- Игровая деятельность.
- Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Досуговая деятельность.
- Этические, ситуативные беседы.
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
- Рассматривание альбома :"Профессия -библиотекарь".
- Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о библиотеках.
- Изготовление альбома:"Профессия -библиотекарь".
- Оформление стенда"Книга -наш друг и учитель"
- Экскурсии в библиотеку.
- Организация книжного уголка"Мир книги".
- Тематическая выставка"Мои любимые сказочные герои".
Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):
- Анкетирование с целью выяснения отношения родителей к семейному чтению.
- Консультирование для родителей "Что читать детям от 5-6 лет?".
- Выставка совместных с родителями детских работ по русским народным сказкам.
- Выставка детской художественной литературы "Мои любимые сказочные герои".
- Совместное оформление папок-передвижек"Художники -иллюстраторы детских книг".
- Совместная досуговая деятельность.
- Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Сроки реализации: сентярь.
Цель : обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Создание педагогических условий | Отобрать предметы труда необходимые для людей данной профессии. Отобрать иллюстрации об этой профессии. Найти литературу, рассказывающую о профессии библиотекарь. Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность. Ежедневное чтение произведений художественной литературы. | Сентябрь. |
2 | Анализ уровня знаний о профессии библиотекарь | Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников. | Сентябрь. |
3 | Создание информационного поля. | Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе. Изготовление альбома: «Стихи о библиотекарях." | Сентябрь. |
2 этап Практический
Сроки реализации:
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Изменение предметного пространства | Взаимодействие с родителями (законными представителями ) и с другими организациями | |||
НОД | Самостоятельная деятельность детей в режиме дня | ||||
Месяц :Сентябрь. | |||||
НОД по развитию речи: «Откуда пришла книга» | Экскурсия в библиотеку. Викторина по сказкам К. И. Чуковского. Подготовка и показ кукольного театра по сказке ..... Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки Рисование "Библиотека глазами детей". Сюжетно-ролевая игра "Библиотека". | Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель». Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой».
Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг». |
Анкетирование родителей «Семейное чтение». | ||
Месяц :Октябрь | |||||
НОД по изо : «Книжки-малышки» | Дидактические и настольные игры: "Кому что нужно для работы","Профессии","Лото-пазлы"
| Изготовление альбома: «Стихи о библиотекарях. | Консультации для родителей "Что читать детям от 5-6 лет?".
| ||
Месяц :Ноябрь | |||||
НОД по развитию речи:«Художники-иллюстраторы» | Беседа «Мои любимые книги» Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Как печатали книгу» Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок Сюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки» Настольные и дидактические игры «Назови автора книги", «Расскажи сказку».
| Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель». Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой».
| Конкурс "Папа ,мама и я -читающая семья». | ||
НОД :«Кто участвует в создании книги» | Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке Показ спектакля для малышей по мотивам сказки «Репка» Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама» Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение» | Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг». | Выставка совместных с родителями детских работ по русским народным сказкам.
| ||
Месяц :Декабрь | |||||
| Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок Аппликация «Закладка для книги» Рассматривание иллюстраций в знакомых книгах.
Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа" Ремонт «больных» книжек |
Изготовление альбома «Профессия – библиотекарь». | Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.
| ||
3 этап Итоговый
Сроки реализации: декабрь.
Цель: определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Анализ уровня знаний о профессии библиотекарь | Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников. | декабрь |
2 | Оценка результативности реализации проекта | Составление отчета о реализации проекта. Создание презентации по итогам реализации проекта. | декабрь |
3 | Трансляция положительного педагогического опыта | Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта. Публикация отчета в газете «Кораблик детства» и на сайте Учреждения. | декабрь |
Список литературы:
- А. Зимина «Хранитель культуры и добра»: (профессия - библиотекарь)
- А. Зимина Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 40-45 ; 2007. – № 1. – С. 31-39.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения,
- Гурович Л. М. «Ребёнок и книга» пособие для воспитателя детского сада.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое М.: АСТ, 1998.
- пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- сценарии. М.: ТЦ «Сфера», 2003 г.
- Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? Изд. «Гном и Д» 2010 г.
- Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях «Сфера» 2003 г.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - / сост. Н.П. Ильчук и др.-
ПРИЛОЖЕНИЯ: конспекты НОД, КАРТОТЕКИ И Т.П., ДИАГНОСТИКА С ГРАФИКАМИ
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Откуда пришла книга».
Цель:
1. Дать детям понятие как делается книга.
2. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
3. Совершенствовать монологическую речь детей.
4. Учить детей внятно и отчетливо произносить слова.
5. Воспитать уважение к тем профессиям людей, кто участвовал в изготовлении книги.
6. Воспитать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.
Материал к занятию: картина вездехода, картины «Деревья», картина типографии, ярко красочные книги.
Предварительная работа: Беседа с детьми в уголке книг, просмотр бревен, (по картинке), «Деревья» картинки показ опилки (потрогать на ощупь),
просмотр книг (обложка переплет странички).
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение:
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
В: Ребята, я вам загадаю одну загадку. Вот послушайте.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
Д: Книга.
В: Правильно книга. А где мы можем с вами увидеть книги?
Д: В библиотеке, в магазине и т.д.
В: Ребята, какие бывают книги?
Д: Новые, красивые, большие, маленькие, интересные, сказочные, с красивыми рисунками, без рисунков.
В: Ребята, а давайте посмотрим на книги. Вы сказали ,что можно увидеть книги в библиотеке, вот и у нас есть библиотека. Библиотека- это большое хранилище книг.
В: Ребята, а вы знаете какой долгий путь, проходит книга пока до нас доходит. Сколько труда вложено чтоб получилась интересная книга. Они ведь не сразу стали такими яркими. Вам интересно узнать как появляются книги? Проходите присаживайтесь и посмотрим.
Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу, они растут на деревьях. Вот послушайте:
Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами- тросами.
Точно огромные рыбины плывут по реке бревна вниз по течению.
Деревья в цеху распиливают и измельчают в опилки
Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны
В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками
Теперь книги попадают в книжные магазины и библиотеки
Создание книги- это большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу!
Физкультминутка
« В тёмном лесу есть избушка».
В тёмном лесу есть избушка, (дети шагают)
Стоит задом наперёд. (поворачиваются)
В той избушке есть старушка - (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальчиком)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки, горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят! (поднимают руки вверх)
В: Ребята, а какие бывают по содержанию книги?
Д: Сказки, рассказы, научные, стихи.
А мы с вами тоже можем сделать книги своими руками. А какую ты бы книгу сделал, про что была бы твоя книга?
Ответы детей.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Что такое сказка? Чем она отличается от других произведений?
(Это удивительный , волшебный мир, в котором происходят необыкновенные чудеса и превращения)
- Какие чудеса и превращения происходят в сказках?
(Люди превращаются в животных, а животные - в людей; животные разговаривают; оживают предметы)
- Чему учат сказки?
(Сказки учат добру, находчивости, трудолюбию, верности, послушанию, умению думать и т.д.)
- Как вы думаете, кто первым сочинил сказку?
(Первым сочинил сказку народ)
- Поэтому они называются … народными. Молодцы! Много знаете про сказки. (обращает внимание на мяч). Читает:
Здесь лежит волшебный мяч.
Лови-бросай, героев сказок и
Сказочные предметы называй.
Правила игры такие: я буду называть слово, которое является частью имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а вы говорите имя или название предмета полностью:
Иван-(царевич) мышка-(норушка)
Сивка-(Бурка) шапка-(невидимка)
Василиса-(Премудрая) сестрица (Алёнушка)
Царевна-(лягушка) скатерть-(самобранка)
Кощей-(Бессмертный) братец-(Иванушка)
Гуси-(лебеди) ковёр-(самолёт)
Баба-(Яга) лисичка-(сестричка)
Молодцы, знаете сказочных героев и волшебные предметы
Воспитатель. Ребята, а давайте вспомним какие пословицы о книге вы знаете.
Дети читают пословицы.
-Одна книга тысячу людей учит.
-Книга мала, а ума придала.
-Кто много читает, тот много знает.
-Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
-С книгой поведёшься – ума наберёшься.
-Книга книгой, а своим умом двигай.
Молодцы! Много пословиц знаете.
Воспитатель. Дети, посмотрите какая новая книга чистая, аккуратная. А что нужно сделать, чтобы она подольше оставалась такой.
Дети повторяют правила обращения с книгой:
-брать чистыми руками;
-не рвать, не мять, не бросать;
-не перегибать обложки и страницы;
-не загибать уголки в книге;
-пользоваться закладкой;
-рассматривать книгу на столе;
-не рисовать на страницах книги и на обложке.
Воспитатель. Если будем выполнять данные правила обращения с книгой, она прослужит долго и её всегда будет приятно взять в руки.
-Вам понравилось сегодня наше путешествие ?
-Что запомнилось больше всего?
- Откуда мы с вами взяли наши знания?
Конспект НОД «Книжка-малышка в подарок малышам» .
Цель: Развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге, желание мастерить книгу самостоятельно в подарок младшим детям.
Задачи.
Обуающие:
Учить подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, стихи, загадки, пословицы, аргументировать свой выбор. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (рисование, аппликация, работа с клеем и ножницами).
Развивающие:
Развивать связную речь, умение обговорить содержание будущей книги, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эстетический вкус, дружеские взаимоотношения, умение работать в группе.
Материал: цветной картон, листы бумаги формат А4 (можно разных цветов, старые раскраски, детские журналы, степлер, клей-карандаш, ножницы, фломастеры, карандаши, краски, восковые мелки).
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие книг выставленных на групповой выставке: «Моя любимая книга»
- Ребята как много у вас разных, любимых, интересных книг – это и энциклопедии, и книги раскладушки, и книги игрушки. А вот в группе у малышей совсем мало книг, а деток очень много. Смотрю я на нашу выставку и думаю, как же нам помочь малышам? (Мы можем сделать книги малышам сами)
- Какая замечательная идея, а у нас получится? (Мы знаем много сказок. Умеем рисовать. А можно вырезать картинки. Можем, придумать свою сказку). Дети предлагают различные варианты (какую бы книгу хотел сделать каждый из них).
- Мы будем пробовать изготавливать книгу самостоятельно, поэтому предлагаю сегодня сделать это в небольших группах, а уже когда мы научимся, каждый из вас сделает свою - книжку для малышек. Очень важно, выслушать каждого из команды, и решить какую же книгу вы будете мастерить, о чём будет ваша книга, и какой материал нужен для работы, что узнают малыши, взяв в руки вашу книжку – самоделку. Когда вы закончите работу, один из вас должен будет рассказать всем, о том какая книга у вас получилась.
Воспитатель контролирует процесс работы в группах, направляет, помогает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при проблемных ситуациях.
Презентация книг.
Возможны различные варианты книжек- малышек. Они могут быть изготовлены из ткани, фетра, картона, полиэтилена и т. д. Быть любой формы и любого содержания. Главное увлечься процессом, а идеи придут сами.
По завершении непосредственно образовательной деятельности, дети предлагают свои варианты создания других книжек, реализуют свои идеи в свободной деятельности и дома с родителями. В конце недели подводим итоги: рассматриваем получившиеся книги, рассказываем малышам мини истории и читаем стихи, дарим им книжки самоделки.
В результате, у детей необходимо вызвать желание мастерить книжки малышки самостоятельно .
«Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов».
Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
Задачи:
1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе;
2. Развивать художественные способности и познавательную активность детей средствами изобразительной деятельности.
3. Совершенствовать воображение, логическое мышление, диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы;
4. Прививать социальные навыки: подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина)
Предварительная работа:
1. чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2. рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;
3. использование традиционной и нетрадиционной техники в изобразительной деятельности на темы разных сказок, потешек, рассказов;
4. чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;
5. рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.
6. подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми на открытом мероприятии.
Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.
- физминутка (ритмические движения под песню);
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз.
Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.
Дети вместе с воспитателем по ИЗО входят в музыкальный зал
Воспитатель ИЗО: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное. Да и гости к нам пришли не случайно. Так, в чем же дело?
Под музыку в зал входит почтальон
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это детский сад «Кораблик?»
Воспитатель : Да, это мы.
Почтальон: Я принес вам посылку.
Воспитатель : А кто нам её прислал.
Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.
Воспитатель : Спасибо вам большое, до свидания.
Почтальон: До свидания.
Воспитатель берет посылку
Воспитатель : Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).
Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы
Воспитатель : Ребята, посмотрите, а книга то незавершенная. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги. И чтобы у нас с вами получилась красивая книга, я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга.
А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В страну книг нас перенеси
Сердце свое для добра распахни
Дети с воспитателем оставляют книгу на подставке, произносят волшебные слова под музыку и оказываются в библиотеке.
Воспитатель : Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель : Верно. Портреты пишут портретисты, море – маринисты, пейзажи – пейзажисты. А как называют художников, которые передают свои впечатления о героях сказок?
Дети: Художники – иллюстраторы.
Воспитатель : Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель : Хорошо. А теперь подумайте, и ответьте мне, а как правильно называют картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель : Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.
А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку. (Дюймовочка)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
Воспитатель .: Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику – иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди лишний предмет»
(Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор).
Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши»
После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть у м/м
Воспитатель : Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.
Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.
Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника – иллюстратора». Я вам буду рассказывать о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
Воспитатель : Ребята, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята» Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям?
Дети: Юрий Алексеевич Васнецов
Воспитатель : Верно. Какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.
Дети: Евгений Михайлович Рачёв.
Воспитатель : Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.
Дети: Евгений Иванович Чарушин
Воспитатель : Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики)
Воспитатель : А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Воспитатель : А что бы вы могли им предложить?
Дети: Я бы предложил пойти ко мне в гости, я бы с ними поиграл, я бы покормил его. А я бы познакомил его со своими родителями, друзьями.
Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель . В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель. В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель : Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и доделать нашу книгу о забавных животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В детский сад нас верни
Дети с воспитателем оказываются в детском саду.
Воспитатель : Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок.
А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказываю про то, что и как они сейчас рисовали.
Воспитатель : Ребята, а что вам больше всего сегодня понравилось?
Конспект НОД в старшей группе «Как появилась книга»
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Познакомить детей с историей появления первых книг, их эволюцию в разные времена.
Задачи:
Обучающие
- Продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
- Формировать элементарные представления о материалах используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий.
Развивающие
- Развивать фантазию, творческие способности, мелкие мышцы рук.
- Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве; формировать умение и навыки конструирования в технике папье-маше.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к истории человечества на примере письменности и появления книг.
- Развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование: камешки морские, глина, восковые дощечки, деревянные палочки, деревянные рамки, салфетки, раствор (клей ПВА+вода), мисочки, цветные картинки из салфетки для декупажа, термо-салфетки, влажные салфетки, призентация мультимедио.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня нас ждет увлекательное путешествие, но для того чтобы узнать о чем пойдет речь, нужно отгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Читать нужно, научиться (книга)
Воспитатель: Правильно ребята, это книга! (Достаёт красочную книгу сказок.) Ребята, а из чего делают книги? (из бумаги) А зачем нужны книги? (Чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию) Ребята, а вы знаете, какими были первые книги? (ответы детей). Я предлагаю нам с вами отправиться в далекое прошлое, и раскрыть все секреты первых древних книг.
Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели - потому что не знали на чём это можно делать. Вот однажды маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем. Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях. Так появилась первая каменная книга (слайд: Каменная книга). Не смотря на то, что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему? Давайте и мы с вами попробуем создать рисунок на камне.
Как вы думаете почему?
Практическое действие:
Детям предлагается плоский камень крупного размера и заостренный камень меньшего размера. Они пробуют нацарапать чёрточку. Вместе с воспитателем делают вывод, что камень прочный и на нём тяжело, что – написать.
СЛАЙД. Глиняные таблички.
Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась и пока она не высохла на неё наносили иероглифы и рисунки. После этого глиняные дощечки клали на солнце сушить. Когда глиняные страницы книги подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и хранили. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах.
Практическое действие:
Детям предлагается на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Они пробуют, затем вместе с воспитателем делают вывод, что глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.
СЛАЙД. Береста. Спустя много лет после освоения письменности на глиняных дощечках, решили попробовать использовать и другой материал – бересту. Береста – это кора с дерева берёзы, очищенная и высушенная На подготовленную кору наносились резцы, с помощью сухого, заострённой палочки на конце. Готовые письмена складывали в хранилище. Берестяные книги хранились не долго, так как в них заводился жучок - короед, и это уничтожало книги.
СЛАЙД. Восковые книги.
А эта книга сделана из воска, для изготовления восковых книг использовали специальные деревянные заготовки, которые заливались воском и на расплавленный воск наносились буквы и рисунки. Как вы думаете удобны ли в изготовлении были восковые книги?
Практическое действие: Воспитатель предлагает детям, на заготовленных восковых дощечках, тонкой палочкой процарапать иероглифы или рисунок. По окончанию работы дети вместе с воспитателем делают вывод, умозаключение (воск мягкий и царапается легко, но на нём плохо видно).
СЛАЙД. А это, ребята Папирус еще один метериал, который люди использовали для письма. Папирус - это растение, родом из далёкого Египта. Стебли папируса разрезали на полоски, высушивали и склеивали На папирусе в древние времена не только писали, но и изображали образы людей и животных, которые совершали разные действия. Педагог предлагает рассмотреть папирус.
проводиться игра "Скрути папирус" (2-3 раза)
СЛАЙД. Книги из кожи и ткани.
Времена менялись и люди продолжали экспериментировать с различными материалами для письма и создания книг. Люди стали использовать ткань и кожу. Эти материалы считались самыми дорогими по обработке и они также были не очень удобными и практичными.
Поиски удобного и практичного материала продолжались, пока не была изобретена бумага. Первую бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги стали узнавать в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее. Люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок и чтобы не забыть - их записывали вручную на листы бумаги. После этого все листы соединяли и скрепляли, получалась книга. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Сейчас бумагу производят на больших предприятиях, а умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, складывают листы в отдельные тетради и получается книга.. Вот какой большой путь был пройден от каменной книги до современных. Сейчас не только книги делают из бумаги , а еще много интересного - тетради, альбомы, обои, открытки и декоративныую бумагу украшенную разными картинками для поздравлений и писем.
Практическая деятельность. А сейчас я хочу предложить вам стать настоящими изобретателями, мы попробуем изготовить с вами настоящую декоративную бумагу.
Дети проходят за рабочие места, воспитатель объясняет:
1. Берите сначала картинку которая нам понравилась, кладем на рамку яркой стороной вниз.
2.Дальше нужно нарвать салфетки на средние кусочки, и по очереди окунать в раствор в мисочку двумя руками и аккуратно выложить на рамку, поверх картинки.
3. Когда они высохнут мы сделаем из них поздравительные открытки к праздникам.
Воспитатель помогает детям оценить друг друга, хвалит всех ребят.
Давайте разомнем наши пальчики и начнем работу (дети выполняют продуктивную деятельность, воспитатель наблюдает, подсказывает, в конце оценка детской деятельности).
Вопросы к детям:
Ребята, скажите пожалуйста, что нового вы узнали из нашего путешествия в далёкие времена?
Как вы думаете почему люди пробовали разные материалы для изготовления книг и рукописей?
Какой материал сейчас используют люди для письма и издания книг?
Вам понравилось наше путешествие?
Спасибо вам за внимание и работу на занятии!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilovepdf_merged.pdf | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...