Детско-родительский проект по ПДД "Притормози!"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Тема: «Притормози!»
Детско-родительский творческий проект
с детьми старшего дошкольного возраста
НОМИНАЦИЯ: «Методические инновации»
Автор-составитель:
Старший воспитатель ГБДОУ №54
Тодирашко Олеся Михайловна
2021
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.
Задачи проекта:
1. Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
2. Привлечь внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.
3.Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
4.Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей группы;
5. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах, воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Форма организации: групповой, познавательно-творческий, практико – ориентированный, информационный проект.
Продолжительность: 3 месяца.
Материально- техническое оснащение: наглядные пособия, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, художественная литература, иллюстрации, презентация, методическая литература, дорожные знаки, развивающие компьютерные игры по ПДД.
Пояснительная записка
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Совместно с воспитателями групп мы определили план работы.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
1.Уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться педагогу.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
3.Обогащение предметно - развивающей среды, оформление уголка по ПДД.
4. Анкетирование родителей «Дети и дорога»
5.Составление плана работы.
На первом этапе проекта также было проведено анкетирование родителей «Дети и дорога».
На вопрос «Всегда ли вы правильно переходите проезжую часть» 94% родителей ответили да, 6% ответили, что иногда нарушают правила и ходят так как им удобно. На второй вопрос 100% родителей ответили, что никогда не отпускают ребенка самостоятельно переходить дорогу. При ответе на третий вопрос 78% родителей ответили, что всегда обучают детей поведению в транспорте, и только 12% написали, что не владеют достаточными знаниями для обучения. При ответе на четвёртый вопрос 82% родителей ответили, что их ребёнок хорошо знает дорогу в детский сад и домой, 18% отметили, что далеко живут и ребёнок не знает дороги в детский сад. Отвечая на пятый вопрос выяснилось, 72% родителей иногда обращают внимание детей на неправильное поведение людей на улице, 18% родителей ответили, что никогда не обращают внимание ребёнка на неправильное поведение людей на улице. При ответе на шестой вопрос 48% родителей отметили, что нуждаются в квалифицированной помощи специалистов по данному вопросу. По другим вопросам можем отметить следующее: 50% ответили, что их ребёнок не умеет правильно переходить улицу; 60% родителей ответили, что их дети знают сигналы светофора, 40% отметили, что дети путают сигналы светофора. 100% родителей ответили, что их дети ведут себя в общественном транспорте и на остановках правильно и спокойно. 50% родителей ответили, что часто объясняют детям ПДД, 50% родителей отметили, что иногда уделяют этому внимание.
На последний вопрос анкеты родители единодушно ответили, что считают успешной работу детского сада по ознакомлению детей с ПДД.
2 этап – Основной
Проведение комплекса мероприятий в соответствии с намеченным планом работы
План работы над проектом
Преобразование развивающей среды | -Оформление фотоальбома «Улицы нашего города» -Обогащение предметной среды настольно-печатными играми, атрибутами для сюжетно-ролевой игры -Оформление папки с загадками по ПДД -Накопление информационной базы -Создание картотеки дидактических игр -Создание картотеки подвижных игр -Создание видеотеки мультфильмов по ПДД -Подбор детской художественной литературы |
Работа с детьми | Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, беседа: «Школа пешеходных наук»; «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»; «Что мы видели на улице?»; «Правила и безопасность дорожного движения»; «Улица полна неожиданностей»; «Безопасность на дорогах». «Правила поведения на дороге, в транспорте, на улице», «Безопасность на улице», «Дорожные знаки», «Транспортные средства» |
Продуктивные виды деятельности: «На нашей улице» - аппликация; «Светофор» - аппликация, лепка. «Моя улица» - конструирование; «Улица города», «Моя улица», «Мой дом», «Дорожные знаки», «Перекресток» - рисование; конструирование из конструкторов и бросового материала «Моя машина», «Дорога», «Улица» и др. создание макетов по ПДД | |
Организация игровой деятельности: Сюжетно-ролевые игры «Шоферы», «Поездка»,«Путешествие» и др. Дидактические и настольно-печатные игры «На дороге», «Дорожные знаки», «По улицам города», «Подумай-отгадай», «Что ты будешь делать, если…», «Почемучка», «Почини технику», «Собери машину», «Диспетчер», «Какой это знак» и др.
Игры-соревнования «Забавный лабиринт», «Перейди улицу», «Светофор», «Знаки дорожного движения» и др. | |
Знакомство с художественной литературой Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»; В.Кожевников «Светофор» Д.Хурманек «Перекресток» Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А. «Моя улица»; Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках. С.Михалков «Бездельник- светофор», «Если свет зажёгся красный»; О.Бедарев «Азбука безопасности»; В.Семернин«Запрещается–разрешается» Просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, плакатов, заучивание песен, стихов | |
Целевые прогулки, экскурсии По улице, где находится детский сад. К автобусной остановке. К проезжей части, где находится светофор и пешеходная дорожка | |
Акция «Засветись», «Мой ребёнок пассажир» | |
Викторина для детей и родителей «Счастливый случай» | |
Работа с родителями | Круглый стол «Безопасность детей на улицах» Родительское собрание «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» |
Беседы, консультации, анкеты «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» «О поведении в общественном транспорте» «Улица требует к себе уважения» «Пешеходом быть – наука!». Анкетирование «Дети и дорога» | |
Познавательно игровые конкурсы «Правила дорожного движения»; Викторина «Пешеход на улице» «Вечер вопросов и ответов» Разгадывание кроссвордов. | |
| |
Совместные рисунки « Дети и дорога» |
3 этап – заключительный
Викторина для детей и родителей «Счастливый случай»
Проведение мониторинга.
Диагностика уровня усвоения знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения, показала базовые знания и качественную подготовку детей к школе:78 % детей уверенно называют дорожные знаки, 63 % объясняют их значение. Задания, направленные на выявление культуры поведения показали динамику роста осознанного отношения детей к применению правил дорожного движения. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, стали достоянием из личного опыта каждого ребенка.
Дети научились понимать, что они являются участниками дорожного движения. Освоили элементы дороги: дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток. Хорошо научились различать виды транспортных средств: автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл. Ближе познакомились со средствами регулирования движения и освоили значение цветовых сигналов светофора.
Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте.
В процессе творческих игр в игротеке «Светофорик» дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений.
Проект способствовал и развитию социальной компетентности детей: они свободно общаются с воспитанниками других групп, сотрудниками детского сада.
Повысилась заинтересованность родителей по обеспечению безопасности дорожного движения, ответственность за формирование у детей знаний ПДД. Они стали активными участниками в совместных мероприятиях направленных на воспитание грамотного пешехода в детях.
В завершении хотелось бы отметить, кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных организаций, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Новизна проекта: в радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников ПДД.
Викторина для родителей и детей
« Счастливый случай»
Ведущий: «Добрый день, ребята и взрослые. Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Счастливый случай». Приглашаю вас для жеребьевки.
(Звучит музыка. Дети и родители подходят к столу и берут по одной фишке. На пяти фишках изображен светофор, на других пяти – регулировщик.)
Кому достались фишки со светофором садятся за этот стол (на столе стоит эмблема такая же, как на фишках), а у кого фишки с изображением регулировщика – за этот (на столе эмблема с регулировщиком).
Вот и заняли места наши игроки, а кому достались пустые фишки, не отчаивайтесь, вам повезет в следующий раз. Прошу представиться членов команд. А сейчас я с удовольствием представляю консультантов и арбитров нашей игры (представляю).
Желаю всем удачи!
1 гейм «Гонка за лидером»
На вопросы будет отвечать каждый участник, не советуясь с командой. За каждый правильный ответ – 1очко.
Вопросы:
1. Для чего на полицейских машинах нужны сигнальные огни, сирена?
2. Что такое улица? На какие части она делится?
3. Для чего на дорогах нужны «островки безопасности»?
4. Назови специальный транспорт.
5. Если бы тебя попросили научить малышей как вести себя на дороге…
6. Что может случиться, если пешеход отвлекается на дороге?
2 гейм «Заморочки из бочки»
Отвечает только та команда, которая вытаскивает бочонок (можно советоваться). За правильный ответ – 1очко. Если команда не справляется, то просим помощи у зрителей.
Вопросы:
1. Что ты будешь делать, если увидишь, что кто-то нарушает правила дорожного движения?
2. Почему возникают аварийные ситуации?
3. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
4. Нужно ли уступать дорогу спец.транспорту и почему?
5. Как нужно переходить дорогу, если нет светофора и пешеходного перехода?
6. Что означают эти знаки? (показать знаки)
3 гейм «Темная лошадка»
Послушайте загадку: Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик (Регулировщик)
Дети отгадывают загадку, входит взрослый в костюме регулировщика. Он загадывает загадки о дорожном движении. Чья команда быстрее отгадает, та и получает дополнительное очко.
Загадки:
Запылал у чудища Два колесика подряд,
Изумрудный глаз – Их ногами вертят.
Значит, можно улицу А поверх торчком
Перейти сейчас (светофор). Сам хозяин крючком (велосипед)
Маленькие домики Что за чудо этот дом,
По улице бегут, Окна светятся кругом,
Мальчиков и девочек Носит обувь из резины,
Домики везут. (автомобили) А питается бензином. (автобус)
Тянется нитка, среди нив петляя, Спозаранку за окошком –
Лесом, перелесками без конца и края Стук и звон, и кутерьма
Ни ее порвать, ни в клубок смотать. По прямым стальным дорожкам
(дорога) Ходят красные дома (трамвай)
4 гейм «Дальше, дальше, дальше…»
За каждый правильный ответ – одно очко. Вопросы сначала задаются одной команде, затем другой. За 30 секунд нужно ответить на большее количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите «Дальше».
Вопросы:
1. Номер телефона полиции.
2 .На какой сигнал светофора можно идти?
3 .Где нельзя играть?
4. Для чего нужна рация на машинах ГИБДД?
5. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликах?
6 .Сколько сигналов у светофора?
7. Назовите виды переходов.
8. Нужно ли уступать дорогу специальному транспорту?
9 Можно ли разговаривать с водителем во время движения автомобиля?
10.Можно ли идти на красный сигнал светофора?
11.Кто регулирует движение, если сломался светофор?
12. Как называется пешеходный переход?
13. Как называется пешеходная дорожка?
14. Что такое регулируемый перекресток?
15. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
16. Где пешеходы обязаны переходить улицу?
17. По какой части улицы должны ходить пешеходы?
18. Где люди ждут транспорт?
19. Можно переходить дорогу одному?
20. Почему зимой на дороге нужно быть особенно внимательным?
21. Кому дает команды светофор?
22. Можно высовываться из окна автомобиля?
5 гейм «Разгадывание кроссвордов»
Каждой команде даётся кроссворд с заданиями, та команда, которая справится быстрее - получает 10 очков.
Вопросы:
По горизонтали
2. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.
3. Место пересечения двух дорог.
7. Твердое и гладкое покрытие дороги.
8. Действие, совершаемое транспортным средством в отношении человека, переходящего дорогу с нарушением ПДД.
11. Дорога для массового скоростного автомобильного движения.
14. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.
15. Лицо, управляющее транспортным средством.
16. Часть улицы, предназначенная для движения людей.
17. Участок, предназначенный для длительного нахождения на нем какого-либо транспорта.
18. Боковая часть, край дороги.
19. Двухколесная машина, приводимая в движение ногами.
По вертикали
1. Человек, идущий пешком.
2. Сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.
3. Место постоянного дежурства сотрудников автоинспекции на опасных и оживленных участках дороги.
4. Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль – все это... (общее понятие).
5. Выделенный на середине многополосной дороги участок, служащий для защиты от транспортных средств застигнутых на дороге людей.
6. Тот, кто совершает поездку на поезде, самолете, автобусе и др.
9. На дороге установлен запрещающий, разрешающий, предупреждающий...
10. Палочка регулировщика в черно-белую полоску.
11. Повреждение машины (транспортного средства) во время движения.
12. Многоместное транспортное средство для перевозки людей по определенному маршруту.
13. Место, предназначенное и специально устроенное для передвижения с одной стороны улицы на другую.
Ответы:
По горизонтали: 2. Сигнал. 3. Перекресток. 7. Асфальт. 8. Наезд. 11. Автомагистраль. 14. Зебра. 15. Водитель. 16. Тротуар. 17. Стоянка. 18. Обочина. 19. Велосипед.
По вертикали: 1. Пешеход. 2. Светофор. 3 Пост. 4. Транспорт. 5. Островок. 6. Пассажир. 9. Знак. 10. Жезл. 11. Авария. 12. Автобус. 13. Переход.
Жюри подводит итоги викторины.
Все участники викторины исполняют песню “Правила Дорожного Движнения”.
Предоставление слова жюри.
Награждение команд.
Ведущий. Чтение стихотворения А. Северного “Три чудесных цвета”:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор,
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета,
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит – стой!
Дороги дальше – нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет –
Жди!
Увидишь скоро желтый в середине цвет.
А за ним зеленый цвет,
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
“Препятствий нет!”, – смело в путь иди.
Как выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Ведущий. Викторина “Счастливый случай” закончилась. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности.
Конкурс для родителей и детей
« Вечер вопросов и ответов»
Ведущий – Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем семейном празднике « Вечер вопросов и ответов». Наш детский сад и дома , где вы живёте находятся рядом с оживлённой проезжей частью. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества автомобилей, они мчатся на большой скорости. Дорога полна неожиданностей… Сегодня мы с вами вспомним и повторим правила дорожного движения, и помогут нам в этом наши команды-участницы. Команда родителей и детей
Ведущий – Итак, командам было дано задание, где они должны были придумать название своей команды и эмблемы. Слово предоставляется команде №1
(Представление команды)
Ведущий: Слово предоставляется команде №2. (Представление команды)
(Командам даётся задание из трёх дорожных знаков выбрать правильный
Команда « Велосипедисты
- Какой знак означает пешеходный переход?
- Какой знак запрещает движение пешеходов?
- Какой знак разрешает езду на велосипеде?
Команда « Автомобилисты» – Какой знак означает пешеходная дорожка?
-Какой знак запрещает езду на велосипеде?
-Какой знак означает подземный пешеходный переход?
Ведущий: Следующее наше задание – это вопросы родителям. Время выполнения – одна минута.
Команда «Велосипедисты»
1.Из каких частей состоит улица?
2.Как правильно выходить с ребёнком из транспортного средства?
3.Если сломался светофор, как перейти дорогу?
4.Перечислите слова по ПДД, начинающиеся на букву П.
Команда « Автомобилисты»
1.Как называется часть улицы, по которой идёт пешеход?
2.Что такое перекрёсток?
3.Как правильно переходить дорогу с ребёнком?
4.Перечислите слова по ПДД, начинающиеся на букву Д.
Ведущий. Пока родители отвечают, мы немного разомнёмся.
Музыкально-динамическая пауза «Машины»
На улице нашей Двигаются по кругу, держа «руль»
Машины, машины.
Машины- малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, Двигаются в обратную сторону.
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые
Эй, машины, полный ход, Стоят, руки на поясе, выполняют приседания.
Я – примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Вопросы для команды «Велосипедисты» (взрослых).
1. Ручной портрет преступника. (Отпечатки)
2. Браслеты, но не для украшения для рук. (Наручники)
3. То, с чего начинается детектив. (Преступление)
4. Нечто бессмертное. (Мафия)
5. Самый «элементарный» сыщик в мире. (Шерлок Холмс)
6. Участковый с Дикого Запада. (Шериф)
7. Полицейский по-египетски. (Фараон)
8. Как называет ГИБДДэшника Анжелика Варум. (Человек-свисток)
9. Тет-а-тет по-полицейски. (Допрос)
10. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом и мопедом? (Не разрешена)
11. Какие 100 букв могут остановить движение транспорта? (Сто «п»)
Вопросы для команды «Автомобилисты» (дети)
1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
2. Как и где лучше переходить улицу?
3. Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот? (Водитель заблаговременно должен включить указатель поворота).
4. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора? (Сигналам регулировщика).
5. Почему нельзя цепляться за грузовые автомашины и трамваи?
6. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
7. Как пользоваться светофором вызывного действия?
8. Какие виды общественного транспорта вы знаете?
9. Где следует ожидать автобус, троллейбус, трамвай?
10. Почему опасно играть в мяч около проезжей части?
11. Когда автомобилю сложнее остановиться: в дождь или в сухую погоду?
Ведущий: По автомобильным дорогам нам встречаются дорожные знаки. Назовите их, скажите, где и для чего их устанавливают.
Ведущий задает загадки командам по очереди.
Очки присваиваются по количеству правильных ответов.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, смотрю в упор,
Шоссе закрыто на запор.
А что это за знак?
(«Ж/д переезд со шлагбаумом»)
Вот кружок с каемкой красной,
А внутри рисунка нет.
Может, девушки прекрасной
Должен быть внутри портрет?
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот?
(«Движение запрещено»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено!
(«Движение пешеходов запрещено»)
В треугольнике — два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете —
Это просто рядом ...
(«Дети»)
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
(«Пешеходная дорожка»)
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит...
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«Пешеходный переход»)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(«Дорожные работы»)
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки...
Только здесь не тротуар —
Дело все в дорожном знаке.
(«Пешеходная дорожка»)
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти.
Какой?
(«Пункт первой медицинской помощи»)
На нем нарисованы вы, но это не портрет.
Он висит всегда на столбе и нас охраняет,
но это не светофор.
Он говорит всем взрослым, что мы рядом,
но это не учитель.
Он треугольный и с красной полоской по краям.
(«Дети»)
Ведущий – Сегодня мы повторили правила дорожного движения, которые важно и необходимо знать каждому из нас.
(Обращение к детям) – Держись дорожных правил строго,
Не торопись, как на пожар.
И помни: транспорту – дорога,
А пешеходам – тротуар.
(Обращение к родителям) – Да и родителям тоже наказ –
Ведь ваши дети смотрят на вас.
Будьте примером достойным всегда,
И не случится в дороге беда!
Консультация для родителей
Тема: « Ваш ребенок на улице»
Улица для маленького человечка – это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. И главная задача – научить ребенка безопасно жить в этом мире.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать знания, но прежде всего формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы ребенка надо учить безопасному поведению на улицах где-то лет с пяти-шести, с приближением времени, когда ребенок пойдет в первый класс. Так думать опасно! Ведь у ребенка целая гамма привычек (не заметно для него и для нас) возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребенком по улице, начиная буквально с 1,5-2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекта «транспортных» привычек .Итак, вы выходите из дома с ребенком, держа его за руку. Часто по дороге в детский сад родители спешат, чтобы не опоздать на работу. Поэтому следует отличать обучение ребенка по пути в детский сад и из детского сада домой, когда спешить некуда. У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что ребенок наблюдает как бы между делом, позволяет себе, например, попятиться, т.е. сделать шаг назад, не глядя, или броситься, куда глаза глядят, не оглядевшись. И, что самое опасное, – «смело» выходить или выбегать из-за разных предметов, которые мешают обзору: из-за кустов, деревьев, заборов, углов домов, стоящих машин. Прежде всего, по дороге домой надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед тем, как выйти на проезжую часть: в некоторых странах это называется «стопинг». Надо много раз повторять вместе с ребенком этот «стопинг», поясняя словами необходимость остановки специально для наблюдения. Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медленный) шаг при переходе улицы. При этом объясните ребенку, что, когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. А при движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево. Самая опасная привычка детей – это выбегание или выход, не глядя, из-за мешающих обзору предметов! На улице – это стоящий автомобиль – любой. Но прежде всего грузовик, автобус или троллейбус. По статистике, каждый третий ребенок из числа пострадавших выбегает на дорогу из-за стоящего автомобиля! Больше всего случаев с автобусом. Каждый седьмой ребенок попадает под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый 20-й – выбежав на дорогу сзади стоящего автобуса (не видя автомобиля, приближающегося справа).
Мамы должны постоянно обращать внимание детей на разные поучительные моменты дорожных ситуаций, активно привлекать детей к совместному наблюдению за дорожным движением. Таким образом, родители повседневно тренируют у детей навыки транспортного наблюдения и транспортного поведения.
Начать, может быть, лучше с таких вопросов:
– Как надо держать маму за руку по пути в детский сад, и особенно при переходе улицы, и почему?
Объясните ребенку: маму надо держать за руку как можно крепче. Никогда не пытаться вырваться! (Маме лучше держать ребенка выше кисти!)
– Почему опасно переходить дорогу бегом?
Дети говорят в лучшем случае: «можно упасть». Нет! Главное: когда бежишь, уже не смотришь по сторонам. А так нельзя!
– Машин, кажется, нет. Ты у пешеходного перехода. Как правильно переходить дорогу с тротуара: специально приостановившись или сразу, и почему?
Конечно, полностью остановиться, чтобы, стоя, посмотреть и влево и вправо.
– Как правильно выходить из подъезда дома на крыльцо: сразу или приостановившись, и почему?
Лучше приостановиться. Во-первых, во дворе тоже могут быть машины! Кроме того, это подготовка к тому, что потом так же надо будет приостанавливаться у края тротуара перед выходом на проезжую часть.
– Если машина еще далеко, можно ли переходить? Что надо сначала проверить?
Как едет машина: медленно или быстро? Может оказаться так: далеко, но опасно.
– Всегда ли водитель машины, который едет в твою сторону, видит тебя? В каких случаях и почему он может тебя не заметить, хотя ты видишь его автомобиль?
Если «фары» машины смотрят на тебя, это не значит, что водитель тебя видит. Может быть, он повернул голову? Наблюдает за другими пешеходами?
– Вечер. На пешеходе темная одежда. В чем опасность для пешехода?
В темноте пешехода, особенно если на нем не светлая одежда, водитель может не увидеть.
– Чем может быть опасна машина, которая стоит у тротуара, когда ты собираешься переходить улицу?
Многие дети отвечают: «Может поехать!» – Это верно. Но «главный» ответ – другой: за ней может быть не видна другая, которая едет…
Но, разумеется, вся наука сойдется на нет, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.
Расскажите об этом детям
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
- При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
- Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
- Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
- В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
- В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах…
- Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
- Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
- Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
- Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
- Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
- Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
- Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
- Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
- К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
- Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
Анкета для родителей по ПДД «Дети и дорога»
1.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
2.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
3.Обучаете ли Вы своего ребёнка правилам поведения в транспорте и на остановке?
4. Знает ли Ваш ребёнок дорогу в детский сад?
5. Обращаете ли Вы внимание детей на неправильное поведение людей на улице?
6. Умеет ли Ваш ребёнок правильно переходить улицу?
__________________________________________________________________
7. Знает ли Ваш ребёнок сигналы светофора?
8. Как Вы считаете, успешна ли работа детского сада по ознакомлению детей с ПДД?
_________________________________________________________________
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице:Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007. 2. Авдеева Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.
Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М: ООО «Издательство АСТ-
ЛТД», 2005. 3. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по
формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
в дорожно-транспортных ситуациях. - Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. -
Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. 4. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика
по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты
занятий/ Н. В. Елжова. - Изд. 2-е. - Ростов: Феникс, 2013 5. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В.
Р. Клименко. - М.: Просвещение, 2007. 6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7
лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 7. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о
правилах дорожного движения. - 3-е изд., допол. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 8. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. -
М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. 9. Безопасность - Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С-
Пб «Детство -Пресс.2007г. 10. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская- Твоя безопасность -М. «Скрипторий 2003», 2009г. 11. Картотека мультфильмов по ПДД ( интернет ресурс)-https://infourok.ru/kartoteka-multfilmov-i-i-kompyuternih-igr-po-pdd-1036056.html 12. Мультимедийные материалы по ПДД (интернет ресурс) http://zebrenok.educom.ru/forpedagogs/multimedijnye-materialy/1053-videoroliki-po-pdd-dlya-skachivaniya.html 13. Загадки по ПДД для детей старшего возраста (интернет ресурс) https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-pdd-dlya-detej-42-luchshix.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"
Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Совместный детско-родительский творческий проект «Елочка, елочка - зеленая иголочка» (средняя группа детского сада)
Проект проведен в средней группе детского сада под Новогодние праздники....
"Биоархитектурная композиция детского сада". Детско-родительско-педагогический проект
Детско-родительско-педагогический проект...
Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...
Информационно-познавательный детско-родительский образовательный проект «Наш любимый детский сад»
Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в работе с детьми. Работа по проекту развивает творческие и коммуникативные способности, что позволяет ребенку успешно социализироваться; спосо...