Зоны взаимодействия с ребенком (Ю.Б.Гиппенрейтер)
материал
Взаимодействовать с ребенком. Как?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zony_deystviya_s_rebenkom_gippenreyter_yu._b.docx | 44.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общаться с ребенком – Как?»
(Ю.Б.Гиппенрейтер).
Очень хороший способ урегулировать систему правил для ребенка, который предлагает Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком – Как?». Этот метод поможет найти золотую середину между излишней строгостью и попустительством. Делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.
Зеленая зона
В зеленую помещаем все, что ребенку разрешается по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…
Желтая зона
Относительная свобода находится в желтой зоне. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ и при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к восьми вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Эта зона важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне – внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов. Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
Приведу пример удачного разговора мамы с пятилетним Петей.
Петя хватает печенье.
МАМА: Сейчас не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит.
(Ограничение коротким объяснением.)
ПЕТЯ: А я хочу!
МАМА: Ты обязательно его съешь, но только в конце ужина. (Разрешение с условием.)
ПЕТЯ: Я не хочу ужинать!
МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное слушание.) Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет, и мы будем есть вместе. Но если ты проголодаешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ возможного выбора.) Ты будешь есть на ужин кашу или жареную картошку? (Возможность выбора.)
ПЕТЯ: Конечно, жареную картошку, и вместе с папой!
Оранжевая зона
В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые взрослые не приветствуют, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускают. Мы знаем, что исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданны. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
Красная зона
В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические “нельзя”, из которых нами не делается исключений. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам. Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне возможно найти “золотую середину” между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.
Из книги “Общаться с ребенком. Как?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"
"Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"...
Продолжаем общаться с ребенком.Ю.Б.Гиппенрейтер.
Продолжаем общаться с ребенком.Ю.Б.Гиппенрейтер. Ребенок растет Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолж...
Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка
В консультации рассмотрена суть мониторинга как систематического отслеживания результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция....
Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка
Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого....
Построение системы взаимодействия "родитель-ребенок-специалист" в зависимости от родительского отношения к ребенку
В материале рассмотрены особенности контакта между ребенком и родителем....
«Играем вместе с ребенком» или как родителям взаимодействовать с ребенком в игре, чтобы он стал самостоятельным и инициативным
В статье представлены рекомендации для родителей как играть с ребенком в сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...