Семинар «Общаться позитивно – что это значит?»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Общаться позитивно – что это значит?»
педагог-психолог: Паскаль Марина Дмитриевна
Актуальность этой темы
Многие люди считают, что общение – это исключительно передача и получение информации. Однако для того, чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Следовательно, общение связано прежде всего с взаимодействием. Современная профессиональная деятельность человека практически вся построена на взаимодействии для обмена информацией, т.е. на коммуникативной компетентности. Для того, чтобы приобрести и развить необходимые навыки общения, научить осуществлять коммуникативный практикум для понимания собственного потенциала и рационального его использования в практической деятельности при общении с другими людьми используются разнообразные средства, формы и методы позитивного общения.
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с коллегами, детьми и родителями.
Задачи:
1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
2. Развитие способности педагогов объективно, с позиции партнера воспринимать окружающих людей.
3. Развитие способности педагогов противопоставлять негативным жизненным ситуациям позитивные представления.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, листы бумаги, фломастеры, простые и цветные карандаши, детские игрушки, не прозрачный пакет, столы и стулья по количеству участников.
Ход проведения семинара-практикума
- Упражнение-приветствие «Добрый день».
Участники становятся в круг, берутся за руки и вместе говорят: «Добрый день» зевая, шепотом, обычным голосом, громким голосом. Рассаживаются на стулья, поставленные около столов.
- Упражнение «Я в лучах солнца» (определение степени отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств).
Участникам предлагается утверждение «Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны». Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В круг вписывает свое имя. Далее необходимо нарисовать лучи солнца, идущие от этого круга. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей и преобладание положительных качеств, т.е. позитивное восприятие себя.
- Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Участникам предлагается вспомнить, кто говорил эти слова, предлагается утверждение «Спокойствие является одним из основных моментов в общении» и проверить, умеют ли они сохранять спокойствие?
Инструкция: Вы заходите в магазин и покупаете булочку с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту маленькую неудачу?
- Относите булочку в магазин и требуете другую.
- Говорите себе «Бывает» - и съедаете пустую булочку.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность.
Если вы выбрали второй вариант, то вы терпимый и гибкий человек. С вами легко наладить отношения и окружающие вас люди могут найти у вас утешение и поддержку.
Если вы выбрали третий вариант, то у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с окружающими можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то это говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторских идеях. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
- Упражнение «Ассоциация с игрушкой» (поиск позитивного смысла в неожиданных вещах)
Участникам предлагается не прозрачный пакет с детскими игрушками. Каждому участнику необходимо достать на ощупь любую игрушку подумать и продемонстрировать другим участникам, чем эта игрушка на него похожа.
Участникам предлагается информация, представленная на слайдах презентации.
Общаясь с коллегами, детьми или родителями детей, нужно помнить, что в общении существуют закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в самом начале общения. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему три универсальных психологических плюса:
- Улыбка. Для того, чтобы люди захотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
- Имя собеседника. Важно правильно использовать имя при приветствии. Не просто кивнуть или сказать «Здрасьте!», а сказать «Здравствуйте, Анна Ивановна!
- Комплимент. В общении наиболее приемлем косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то что ему дорого (например, родителю его ребенка).
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником, например, с родителем воспитанника.
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
- Дистанция от 1 до 1,5 м. Такая дистанция характерна для беседы знакомых, друзей, поэтому собеседник настраивается нас выслушать. Но не стоит переступать границы личного пространства собеседника.
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги и т.д.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: « Я сама такая же, у нас то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы должны это…!), чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели… знали…!», « Нас всех беспокоит, чтобы дети…!» и т.д.
5.Упражнение «Давление» (осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение).
Участникам предлагается встать друг против друга, поднять руки на уровне груди и слегка прикоснуться друг к другу ладонями. Договорится, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяться ролями и повторить движение давления на ладони партнера по игре. Попробовать не давить друг на друга, выполнять совместные движения так, чтобы возникло взаимное ощущение. Высказать друг другу свои впечатления. В какой ситуации было эмоционально комфортнее?
Предложить участникам утверждение «Стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то коллега, воспитанник или родитель), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо взаимодействия, он просто откажется от контакта с нами».
- «Портрет в розовых тонах» (поиск позитивного отношения к человеку, к которому испытываете неприязнь)
Предложить участникам утверждение: «Ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему». Им предлагается дать позитивную характеристику отрицательного сказочного героя и поразмышлять, изменилось ли их отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?
- «Неприятность эту мы переживем» (поиск позитивного смысла в неприятных ситуациях).
Участникам предлагается поделиться на две команды. Каждая команда формулирует несколько неприятных жизненных ситуаций (пример: споткнулся, разбил чашку и т.д.) и предлагает коллегам из другой команды найти позитивное решение каждой из ситуаций.
- Рефлексия (установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).
Участники по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на интерактивной доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Обратиться к участникам:
«Я рада, что на протяжении всей нашей совместной деятельности вы были активны. Я предлагаю тем, кто считает, что он работал позитивно – улыбнулись мне и своим коллегам, а тем, кто чувствует в себе потенциал работать еще позитивнее – поаплодировать себе и своим коллегам! Спасибо за встречу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...
Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ. В статье представлен теоретический и практический мате...
«Общаться позитивно – что это значит». Семинар - практикум для педагогов
«Общаться позитивно – что это значит».Семинар - практикум для педагогов ...
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»...
Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"
На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. Общение играет огромную роль в жизни лю...
Практикум для педагогов «Общаться позитивно – что это значит?»
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами....
Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно - что это значит"
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.Задачи:- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;- развитие с...