Семинар «Общаться позитивно – что это значит?»
план-конспект занятия

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_obshchatsya_pozitivno-_chto_eto_znachit.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Общаться позитивно – что это значит?»

педагог-психолог: Паскаль Марина Дмитриевна

Актуальность этой темы 

Многие люди считают, что общение – это исключительно передача и получение информации. Однако для того, чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Следовательно, общение связано прежде всего с взаимодействием. Современная профессиональная деятельность человека практически вся построена на взаимодействии для обмена информацией, т.е. на коммуникативной компетентности. Для того, чтобы приобрести и развить необходимые навыки общения, научить осуществлять коммуникативный практикум для понимания собственного потенциала и рационального его использования в практической деятельности при общении с другими людьми используются разнообразные средства, формы и методы позитивного общения.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с коллегами, детьми и родителями.

Задачи:
1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. Развитие способности педагогов объективно, с позиции партнера воспринимать окружающих людей.

3. Развитие способности педагогов противопоставлять негативным жизненным ситуациям позитивные представления.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, листы бумаги, фломастеры, простые и цветные карандаши, детские игрушки, не прозрачный пакет, столы и стулья по количеству участников.

Ход проведения семинара-практикума

  1. Упражнение-приветствие «Добрый день».

Участники становятся в круг, берутся за руки и вместе говорят: «Добрый день» зевая, шепотом, обычным голосом, громким голосом. Рассаживаются на стулья, поставленные около столов.

  1. Упражнение «Я в лучах солнца» (определение степени отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств).

Участникам предлагается утверждение «Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны». Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В круг вписывает свое имя. Далее необходимо нарисовать лучи солнца, идущие от этого круга. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей и преобладание положительных качеств, т.е. позитивное восприятие себя.

  1. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»

Участникам предлагается вспомнить, кто говорил эти слова, предлагается утверждение «Спокойствие является одним из основных моментов в общении» и проверить, умеют ли они сохранять спокойствие?

Инструкция: Вы заходите в магазин и покупаете булочку с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту маленькую неудачу?

- Относите булочку в магазин и требуете другую.

- Говорите себе «Бывает» - и съедаете пустую булочку.

- Съедаете что-то другое.

- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность.

Если вы выбрали второй вариант, то вы терпимый и гибкий человек. С вами легко наладить отношения и окружающие вас люди могут найти у вас утешение и поддержку.

Если вы выбрали третий вариант, то у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с окружающими можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то это говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторских идеях. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

  1. Упражнение «Ассоциация с игрушкой» (поиск позитивного смысла в неожиданных вещах)

        Участникам предлагается не прозрачный пакет с детскими игрушками. Каждому участнику необходимо достать на ощупь любую игрушку подумать и продемонстрировать другим участникам, чем эта игрушка на него похожа.

Участникам предлагается информация, представленная на слайдах презентации.

Общаясь с коллегами, детьми или родителями детей, нужно помнить, что в общении существуют закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в самом начале общения. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему три универсальных психологических плюса:

  1. Улыбка. Для того, чтобы люди захотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
  2. Имя собеседника. Важно правильно использовать имя при приветствии. Не просто кивнуть или сказать «Здрасьте!», а сказать «Здравствуйте, Анна Ивановна!
  3. Комплимент. В общении наиболее приемлем косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то что ему дорого (например, родителю его ребенка).

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником, например, с родителем воспитанника.

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз).
  2. Дистанция от 1 до 1,5 м. Такая дистанция характерна для беседы знакомых, друзей, поэтому собеседник настраивается нас выслушать. Но не стоит переступать границы личного пространства собеседника.
  3. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги и т.д.
  4. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  5. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: « Я сама такая же, у нас то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы должны это…!), чаще говорить «Мы»: («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели… знали…!», « Нас всех беспокоит, чтобы дети…!» и т.д.

5.Упражнение «Давление» (осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение).

Участникам предлагается встать друг против друга, поднять руки на уровне груди и слегка прикоснуться друг к другу ладонями. Договорится, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяться ролями и повторить движение давления на ладони партнера по игре. Попробовать не давить друг на друга, выполнять совместные движения так, чтобы возникло взаимное ощущение. Высказать друг другу свои впечатления. В какой ситуации было эмоционально комфортнее?

Предложить участникам утверждение «Стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то коллега, воспитанник или родитель), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо взаимодействия, он просто откажется от контакта с нами».

  1. «Портрет в розовых тонах» (поиск позитивного отношения к человеку, к которому испытываете неприязнь)

Предложить участникам утверждение: «Ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему». Им предлагается дать позитивную характеристику отрицательного сказочного героя и поразмышлять, изменилось ли их отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?

  1. «Неприятность эту мы переживем» (поиск позитивного смысла в неприятных ситуациях).

Участникам предлагается поделиться на две команды. Каждая команда формулирует несколько неприятных жизненных ситуаций (пример: споткнулся, разбил чашку и т.д.) и предлагает коллегам из другой команды найти позитивное решение каждой из ситуаций.

  1. Рефлексия (установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Участники по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на интерактивной доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

        Обратиться к участникам:

«Я рада, что на протяжении всей нашей совместной деятельности вы были активны. Я предлагаю тем, кто считает, что он работал позитивно – улыбнулись мне и своим коллегам, а тем, кто чувствует в себе потенциал работать еще позитивнее – поаплодировать себе и своим коллегам! Спасибо за встречу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»

Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ.  В статье представлен теоретический и практический мате...

«Общаться позитивно – что это значит». Семинар - практикум для педагогов

«Общаться позитивно – что это значит».Семинар - практикум для педагогов                                     ...

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»...

Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"

  На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.    Общение играет огромную роль в жизни лю...

Практикум для педагогов «Общаться позитивно – что это значит?»

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами....

Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно - что это значит"

Цель: Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами.Задачи:- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;- развитие с...