Семинар- практикум для педагогов по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
методическая разработка по логопедии по теме
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами важнейшее направление в работе ДОУ. В статье представлен теоретический и практический материал, который поможет осознанию педагогами собственных достижений и проблем в общении; развитию способности педагога адекватно, без оценочно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для педагогов по теме:
«Общаться позитивно – что это значит»
Подготовила: Учитель-логопед Кошелева Т.А
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.
Задачи:
- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей, своих воспитанников и коллег.
План проведения семинара - практикума:
1. Основная часть - теоретический материал.
«О значении стиля общения для развития личности».
2. Задания - практический материал:
Игра «Вы еще не знаете, что я…» (продолжить фразу, любым высказыванием о себе).
Игра: «Составим письменный портрет».
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (продолжить стихотворение в положительном ключе, смысле – работа в малых группах)
Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
3.Работа с компьютером.
Просмотр презентаций «Иллюзии восприятия» и «Позитив в нашей жизни»
Основная часть
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо человеку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику человека, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, а также в детском саду и школе.
Но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Оказалось, что большинство тех родителей «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия взрослого с ребёнком непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения.
Как мы можем догадаться из самого термина, позитивное общение, в первую очередь, фокусируется, естественно, на позитиве. Соответственно, мы не жалуемся, не ворчим, не употребляем никаких деструктивных фраз и предложений. Мы все живые люди и даже, применяя навыки позитивного общения, мы должны свободно общаться с родными и близкими людьми. Просто при этом мы работаем на уровне позитивного мышления и тогда видим вещи под другим углом. В процессе позитивного общения следует чаще употреблять позитивные слова и образы, мыслить красочно и позитивно. Проявлять интерес не только к себе, но и к тому, что говорит собеседник. К теме беседы. Если она совершенно не интересна, и вам не интересен человек — избавляйте себя от этого окружения.
Общайтесь с теми, кто разделяет ваши интересы, поддерживает вас на пути к успеху. Позитивное общение с людьми, которые всегда только ноют все равно невозможно, потому что это будет игра в одни ворота.
Поддерживать других тоже нужно. Но тут следует не помогать человеку искать виноватых в сложившихся обстоятельствах, а вместе искать выход из ситуации и размышлять на тему — как быстро и эффективно решить задачу.
Один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с человеком оказываются безуспешными — безусловное принятие.
Безусловно принимать человека — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития любого человека. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете человеку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе...».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Вопрос: «Если я принимаю человека, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»
Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями человека, но не человеком в целом.
Можно осуждать действия человека, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» бы они вам не казались.
Недовольство действиями человека не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
ЗАДАНИЯ:
Задание первое
Посмотрите, насколько вам удается принимать ребенка или любого человека. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Задание второе
Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.
«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.
(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.
Задание третье
«Составим портрет»
- 1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»
Задание четвёртое
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле
- Все любят послушных, приветливых деток.
Капризных, упрямых – не любит никто…
- Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
- Родители часто сердясь и бронясь,
С ребенком теряют душевную связь…
-Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
- Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не стоит надувать…
Задание пятое
Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1.Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
2.Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
3.Съедаете что-то другое.
4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях людей, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.
Задание шестое
Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога.
- Коллеги отозвались не лестно о вас…
-Родители группы воспринимают вас как неопытного педагога…
-Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе...
и т.д.
Итоговая часть
Все мы разные, по разному видим и воспринимаем мир, по разному его оцениваем. Иногда желаемое принимаем за действительность. В спорной ситуации нужно попробовать посмотреть на неё с другой стороны, со стороны своего оппонента, «его глазами». И тогда, может быть, ситуация изменится (как в просмотренной презентации про иллюзии восприятия). Необходимо учиться видеть мир с разных сторон, уважать мнение других людей. Учитывать их видение, уметь прощать и просить прощение.
Итак, что еще нужно, чтобы ваше общение стало позитивным?
- Фокусируйтесь на своих успехах и достижениях. Говорите о них с другими.
- Рассказывайте о своих интересах и увлечениях. О своих открытиях и новой интересной информации, которую вы узнали.
- Обязательно отслеживайте свои речевые привычки. Говорите только чистой и красивой речью, используя только позитивные слова и выражения.
- Чтобы ваше настроение было позитивным — мыслите позитивно и позитивно ведите себя.
- Отмечайте в себе и окружающих положительные стороны и черты характера. Говорите им и себе об этом.
- Вызывайте людей на открытое общение. Создавайте среду доверия между вами. Помогайте людям раскрываться с лучшей стороны рядом с вами.
- Помогайте людям, создавая для них эмоциональную поддержку, но не обременяйте их своими жалобами и проблемами.
- Если от вас ждут поддержки — дайте поддержку. Если ждут эмоционального единения — дайте это. Воспитывайте близких людей помогать и вам так же как вы им.
Позитивное общение привлечет к вам нужных людей.
Несите свет, пользу, добро и любовь к людям и вы сполна получите его взамен.
Используемая и рекомендуемая литература и материалы:
- Ю. Б. Гиппенрейтер «УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ» (Москва, 1995)
- Довгаль Марина Валериевна, Педагог-психолог МДОУ 245 г. Барнаула. «Общаемся позитивно» Материалы с сайта ivalex.vistcom.ru›konsultac182.html
- Мария Риш «Позитивное общение» Материалы с сайта http://momsbusinessclub.ru/pozitivnoe-obshhenie-dlya-biznesledi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Общаться позитивно – что это значит». Семинар - практикум для педагогов
«Общаться позитивно – что это значит».Семинар - практикум для педагогов ...
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»...
Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"
На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. Общение играет огромную роль в жизни лю...
Семинар-практикум с родителями на тему "Общаться с ребенком. Как?"
Партнерские взаимодействия педагога с родителями на вопросы общения с ребенком, с опорой на советы известного детского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер....
Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно - что это значит"
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.Задачи:- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;- развитие с...
«Общаться позитивно – что это значит». Семинар - практикум для педагогов
laquo;Общаться позитивно – что это значит».Семинар - практикум для педагогов...