Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно-что это значит?"
материал на тему
На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_pedagogami.docx | 23.97 КБ |
obshchatsya_pozitivno.pptx | 803.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №11»Колобок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
по построению эффективного общения
с родителями воспитанников
ТЕМА: «ОБЩАТЬСЯ ПОЗИТИВНО-ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Подготовила и провела:
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №11»Колобок»
Н.В.Никифорова
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- Содействовать повышению уверенности в себе;
- Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Материалы: листы бумаги
Ход семинара:
Добрый день! Очень рада вас всех видеть сегодня.
Давайте с вами настроимся на позитивное общение.
1. Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.
Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
На сегодняшний день, общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
Практическая часть:
- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца» (листы бумаги)
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.
(В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
2. Дискуссия «Я и родители моей группы».
Цель: выявление взаимных претензий.
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»
3.Составление «портретов» родителей
(нам нужно разделиться на две группы, листы бумаги)
- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители?
- Что вы чувствовали при создании этого портрета?
- Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?
4.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Давайте вспомним, кто говорил эти слова, правильно эти слова говорил Карлсон Малышу.
Спокойствие являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим какие вы, умеете ли вы сохранять спокойствие?
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
- Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
- Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.
Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
5. «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
1. Улыбка
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. Комплимент.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником
(демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сама такая же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»,«Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
6. Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации
Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
7. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На листе бумаги нарисуем круг. В круг каждый вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получится солнце, над каждым лучом записываем качество, характеризующее вас 1.УПРАЖНЕНИЕ-САМОДИАГНОСТИКА «Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА»
Количество лучей у солнышка : чем их больше, тем яснее представление о себе у человека Преобладание положительных качеств на лучиках: позитивное восприятие себя 1.УПРАЖНЕНИЕ-САМОДИАГНОСТИКА «Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА»
1)«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?» ; 2) «Помогают ли они Вам?» ; 3) «Есть ли у Вас претензии к родителям?» ; 4) «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»
Описать качества: 1) «Самый приятный родитель в общении» 2)«Самый трудный родитель в общении» ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители? -Что вы чувствовали при создании этого портрета? -Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны? ДИСКУССИЯ «Я И РОДИТЕЛИ МОЕЙ ГРУППЫ»
САМОДИАГНОСТИКА Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и начинаете есть, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1) отнесете бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие; 2) говорите себе: «Бывает» — и съедаете «пустую» булочку; 3) съедаете что-то другое; 4) намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее. УПРАЖНЕНИЕ «СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…»
1)Если вы выбрали первый вариант , значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность 2)Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку. 3) Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности. 4)Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОДИАГНОСТИКИ
ПРАВИЛО ТРЕХ ПЛЮСОВ: 1. Улыбка Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними, и собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! 2. Имя собеседника Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: « Здрась-те !» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» . 3. Комплимент В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. «ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
1 . Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз), но не следует «сверлить» собеседника взглядом 2 . Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! 3. Убрать барьеры , «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ
4.Использовать по ходу разговора открытые жесты , не скрещивать перед собой руки, ноги. 5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) 6. Использовать прием присоединения , т.е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…..!») Чаще говорить: «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ
Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»
В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнёр давил на ваши ладони? Возможно вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на вас) ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»
Теперь попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла ( психоэнергетический контакт) ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»
Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (родитель, коллега, ребенок) , мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДАВЛЕНИЕ»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»...
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...
Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"
Детско-родительские отношения. Знакомство с приемами эффективного взаимодействия с ребенком....
Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"
Семинар-практикум предназначен помочь родителям найти подход к каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных особенностей....
Семинар-практикум для педагогов "Общаться позитивно - что это значит"
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.Задачи:- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;- развитие с...
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников позитивного отношения к труду»
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослыхЧтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как т...
Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"
Семинар-практикум предназначен помочь родителям найти подход к каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных особенностей....