«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в
условиях ФГОС ДО».
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)
Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и
использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –
формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать
трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
*Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между
ними связи и отношения.
*Познавательные действия – это активность детей, при помощи
которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При
этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется
постоянная потребность использовать разные способы действия для
накопления, расширения знаний и кругозора.
*Познавательное развитие – это совокупность количественных
качественных изменений, происходящих в познавательных
психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и
собственного опыта ребёнка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего
возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.
Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании
уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на
интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении
усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование
представлений об окружающем мире, предметную деятельность и
конструирование из строительного материала и крупных деталей.
В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов
окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и
других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из
строительного материала и крупных деталей.
Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):
Для эффективной реализации содержания познавательного развития
выделяют виды деятельности:
Дети раннего возраста
*Предметная деятельность
*Общение со взрослыми
*Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых.
*Самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями.
*Рассматривание картинок
*Стихи, сказки, песенки
*Двигательная деятельность.
Дети младшего возраста
*Игра
*Коммуникативная деятельность
*Познавательно-исследовательская
*Приобщение детей к чтению х/л и фольклора
*Самообслуживание и элементарный бытовой труд
*Конструирование
*Изобразительная
*Музыкальная
*Двигательная.
ООП «Познавательное развитие» реализуется в формах образовательной
деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Режимные моменты.
Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:
*Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями
об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем
больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей
действительности, тем шире его возможности для возникновения и
закрепления устойчивых познавательных интересов.
*Постепенное расширение и углубление познавательных интересов
внутри одной и той же сферы деятельности.
Особенности развития познавательного интереса
Детей раннего возраста
Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может
понять только то, что находится непосредственно перед его взором.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.
Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую,
то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях.
Детей младшего возраста
Преобладает наглядно-образное мышление.
К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и
знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить
взаимосвязи между представлениями.
С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская
деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой
организации деятельности дошкольников.
Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей
нужно с учетом:
*возрастных и индивидуальных особенностей детей,
*интеграции содержания образовательных областей,
*предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
*взаимодействия с семьей.
Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области
«Познавательное развитие»:
*Поддерживать детское любопытство.
*Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному
познанию.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а
знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе
активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в
самостоятельный поиск новой информации, в результате которого
происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет
требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных
профессиональных умений является организация и планирование режимных
моментов, они имеют большие возможности для решения задач
познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном
процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –
форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй
половины 2 младшей группы.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов
воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько
будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому
интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным
образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)
Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....
Поддержание и развитие физического здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Статья о поддержании и развитии двигательной активности детей в условиях детского сада....
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктив...
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...