«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
статья (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Материалы  для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие19.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в

условиях ФГОС ДО».

Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является

формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и

использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –

формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать

трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

*Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между

ними связи и отношения.

*Познавательные действия – это активность детей, при помощи

которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При

этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется

постоянная потребность использовать разные способы действия для

накопления, расширения знаний и кругозора.

*Познавательное развитие – это совокупность количественных

качественных изменений, происходящих в познавательных

психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и

собственного опыта ребёнка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего

возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.

Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании

уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на

интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении

усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование

представлений об окружающем мире, предметную деятельность и

конструирование из строительного материала и крупных деталей.

В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов

окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и

других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из

строительного материала и крупных деталей.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от

возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и

задачами Программы и может реализовываться в различных видах

деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской

деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):

Для эффективной реализации содержания познавательного развития

выделяют виды деятельности:

Дети раннего возраста

*Предметная деятельность

*Общение со взрослыми

*Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых.

*Самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями.

*Рассматривание картинок

*Стихи, сказки, песенки

*Двигательная деятельность.

Дети младшего возраста

*Игра

*Коммуникативная деятельность

*Познавательно-исследовательская

*Приобщение детей к чтению х/л и фольклора

*Самообслуживание и элементарный бытовой труд

*Конструирование

*Изобразительная

*Музыкальная

*Двигательная.

ООП «Познавательное развитие» реализуется в формах образовательной

деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Режимные моменты.

Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и

поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного

замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для

них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.

В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:

*Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями

об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем

больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей

действительности, тем шире его возможности для возникновения и

закрепления устойчивых познавательных интересов.

*Постепенное расширение и углубление познавательных интересов

внутри одной и той же сферы деятельности.

Особенности развития познавательного интереса

Детей раннего возраста

Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может

понять только то, что находится непосредственно перед его взором.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую,

то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях.

Детей младшего возраста

Преобладает наглядно-образное мышление.

К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и

знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить

взаимосвязи между представлениями.

С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская

деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой

организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей

нужно с учетом:

*возрастных и индивидуальных особенностей детей,

*интеграции содержания образовательных областей,

*предметно-пространственной развивающей образовательной среды,

*взаимодействия с семьей.

Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области

«Познавательное развитие»:

*Поддерживать детское любопытство.

*Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному

познанию.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а

знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе

активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в

самостоятельный поиск новой информации, в результате которого

происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет

требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных

профессиональных умений является организация и планирование режимных

моментов, они имеют большие возможности для решения задач

познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном

процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –

форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй

половины 2 младшей группы.

Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов

воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько

будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные

способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому

интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет

стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным

образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)

Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....

Поддержание и развитие физического здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Статья о поддержании и развитии двигательной активности детей в условиях детского сада....

"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктив...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...