Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная пластика»
рабочая программа

Даниленко Ирина Валерьевна

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

«Радужная пластика»

Возраст детей: 5-7 лет

Сроки реализации: 2 года

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ города КАНСКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

«Радужная пластика»

Возраст детей: 5-7 лет

Сроки реализации: 2 года

Юридический адрес: 663615,  РФ, Красноярский край,

г.Канск,  Северо–Западный м/н 47,                              

Электронный адрес:  e-mail: doy_47_teremok@mail.ru

тел. (39161) 3-68-44   

 

Разработчик программы:

Даниленко И. В.,воспитатель I кв.категория

Канск, 2019

Согласовано

на Совете педагогов

«___»_________2019г.

Протокол №___

председатель Совета педагогов

________ /________________/

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ Детский

сад №47 «Теремок»

комбинированного вида

____________  Н.В.Уралкина  

 «_____» _____________2019г.

Оглавление

Введение  

стр.4

1

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка

4-5

1.2.

Цели и задачи реализации программы

5-6

1.3.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

6-7

1.4.

Планируемые результаты

7

2.

Содержательный раздел

7

2.1.

Учебный план реализации программы на первый год обучения (старшая группа)

7-8

2.2.

Учебный план реализации программы на первый год обучения (подготовительная группа)

8-9

2.3.

Перспективное планирование программы «Радужная пластика»

9-10

2.4.

Контрольно-измерительные материалы

10-11

3.

Организационный раздел

11

3.1.

Методическое обеспечение образовательной   программы

12

3.2.

Документация программы «Вместе с мамой»

13

Введение

Дополнительная общеобразовательная программа  МБДОУ (Программа) разработана в  соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Развивая творческие способности в процессе работы с пластическими материалами, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который в последствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности пластических материалов. Работа с пластическими материалами помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься лепкой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. 

Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность программы заключается в том, что в наше время существует проблема способностей человека. От человека требуются не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрота ориентации и адаптации к новым условиям, творческий  подход  к решению больших и малых проблем. Одним из средств развития творческих способностей дошкольников является лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах, создает условия для динамики творческого роста, помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Педагогическая целесообразность данной программы - помочь детям усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, развивать у них потребность в творческой деятельности,  дать возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир искусства, приобщать их к культурно-историческим ценностям.

1.2.Цели и задачи реализации программы

Цель программы – создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить  учащихся с основами знаний в области декоративно- прикладного искусства: лепка из соленого теста;
  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности, побуждать создавать динамичные выразительные образы;

Развивающие:

  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; образное мышление и любознательность, мелкую моторику рук, координацию движений

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» является детским садом комбинированного вида (Лицензия: серия А № 0000644,  регистрационный № 5944-л  от 06.09.2011года).

        Содержание Программы  включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

        Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы  к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

         Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

        Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов, а также особенности организации образовательной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Также ребенок получает возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

Программа рассчитана на  возраст от 5 до 7 лет

Сроки реализации 2 года (старшая и подготовительная группы) Занятия проводятся  1раз в неделю по 30 минут.

Год обучения

Количество часов занятий

Количество детей

В неделю

В год(с учетом праздничных каникул) (октябрь-май,)

в группе

1год старшая группа

30мин.

14ч.

10-13

2год подготовительная

группа

30мин.

14ч.

10-13

Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике.

 1.4.Планируемые  результаты

Дети должны знать:

  • историю возникновения лепки из солёного теста;
  • основные приемы работы с соленым тестом.
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
  • приемы лепки из солёного теста;
  • правила техники безопасности;

Дети должны уметь:

  • правильно подготовить материалы к работе, умение бережно относиться к инструментам;
  • самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу);
  • использовать различные приемы в лепке: барельеф, растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.;
  • декорировать работу, используя подручные материалы;
  • передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.

Подведение итогов  будет осуществляться в виде  диагностического обследования, участие в выставках, конкурсах детского творчества.

2.Содержательный раздел

2.1. Учебный  план реализации программы на первый год

обучения (старшая группа)

Наименование разделов тем

Количество часов

Универсальные учебные действия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

30мин.

30 мин.

1

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.

2

Лепка из солёного теста. Из истории красок

  • Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста,
  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла;

2.1

Изготовление фруктов, овощей, ягод, цветов, и т.п.

30 мин.

2

2ч.30мин.

2.2

Изготовление фигур насекомых, животных, птиц ит.п

30 мин.

3

3ч.30мин.

2.3

Изготовление фигур литературных, мультипликационных героев

30 мин.

2

2ч.30мин.

2.4

Изготовление сувениров

30 мин.

3

3ч.30мин.

3

Выставки

1ч.30мин.

1ч.30мин.

  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям.

Итого

2ч.30

мин

11ч.30мин

14

2.2. Учебный  план реализации программы на второй год

обучения (подготовительная группа)

Наименование разделов тем

Количество часов

Универсальная учебная деятельность

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

30мин.

30мин.

1

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.
  • Развивать творческое воображение, умение общаться в коллективе.

2

Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы.

  • Понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Умение организовать свою деятельность.

2.1

Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновские, дымковские..)

30 мин.

2

2ч.30мин.

2.2

Изготовление сувениров, оберегов, талисманов

30 мин.

2

2ч.30мин.

2.3

Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

30 мин.

2

2ч.30мин.

2.4

Изготовление элементов декора

30 мин.

3ч.30мин

4ч.

3

Выставки

1ч.30мин.

1ч.30мин.

  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям.

Итого

2ч.30мин

11ч.30мин

14

2.3 Перспективное планирование

Первый год обучения

 1.Вводное занятие. Общее понятия о правилах техники безопасности .Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности .

2.Лепка из соленого теста. Из истории красок.

Знакомство об истории тестопластики, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.1. Изготовление фруктов, овощей, ягод, цветов, и т.п.

Практические занятия. Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Изготовление фруктов, овощей, ягод из соленого теста.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание.

Тема 2.2. Изготовление фигур насекомых, животных, птиц и т.п.

Практические занятия. Лепка фигур животных с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание.

Тема 2.3. Изготовление фигур  литературных, мультипликационных героев.

Практические занятия. Лепка персонажей с помощью различных технических приемов(конструктивный, скульптурный, комбинированный).Лепка, сушка, окрашивание.

Тема 2.4. Изготовление сувениров.

Практические занятия.  Изготовление сувениров с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

3.Выставки В образовательном учреждении по временам года, тематические.

Второй год обучения

1.Вводное занятие. Общее понятия о правилах техники безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности.

2.Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы. История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики.Знакомство о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновские, дымковские…)

Практические занятия. Лепка фигур народных игрушек с помощью различных технических приемов на каркасе и фольге. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.3.Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.

Практические занятия. Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

Практические занятия. Лепка персонажей народной русской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Тема 2.5. Изготовление элементов декора. 

Практические занятия. Лепка элементов декора с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный, модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление.

3.Выставки В образовательном учреждении по временам года, тематические.

2.4.Контрольно-измерительные материалы

Диагностические задания

Задание 1. Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется, используя при этом дополнительный материал, не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.

 Оценка:

 1. Умение детей задумывать содержание лепки, развитие замысла в процессе лепки;

3 балла – ребенок самостоятельно задумывает содержание лепки, реализуя задуманное в процессе лепки;

 2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки и реализует задуманное в лепке;

 1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.

 2. Умение использовать в лепке разнообразные приемы.

3 балла – ребенок самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы.

 2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы лепки.

 1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.

 3. Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.

1. Форма:

 3 балла – формы переданы точно;

 2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

 2. Строение: 3 балла – части расположены, верно;

 2 балла – есть незначительные искажения;

 1 балл – части предметов расположены неверно.

 4. Умение использовать стеку и другие дополнительные материалы при лепке из теста.

 3 балла – ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке;

 1 балла – ребенок допускает ошибки при пользовании стекой;

1 балл – ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.

 5.Творческие способности.

 -самостоятельность замысла;

 -оригинальность изображения;

 -стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

 Задание 2 «Вылепи друга гномику» помогает выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, при этом детям предлагается разнообразный природный и дополнительный материал для декорирования поделки.

3 балла - ребёнок активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

 2 балла - ребёнок частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;

 1 балл - ребёнок не использует в своей работе природный и дополнительный материал, не украшает поделку.

3.Организационный раздел

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Предполагается работа с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением поделок, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися (рисунки, открытки, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий).

Наглядный и дидактический материал

1.Опорные схемы

1. Набор муляжей фруктов и овощей,грибов.

2.Гербарии цветов

3.Гербарии насекомых

4.Гербарии листьев

5.Коллекции камней

6.Коллекции природного материала (шишки, желуди, скорлупа  орех и др.) .

7.Иллюстрации овощей, фруктов, животных

8.Сюжетные картины календарных  праздников, детских забав.

9.Альбомы с иллюстрациями декоративно-прикладного искусства.

3.1. Методическое обеспечение образовательной   программы

  1. ФЗ «Об образовании РФ» №273 ФЗ от 29 декабря 2012 года
  2. Антипова М. А. Самые красивые поделки из солёного теста – Ростов на Дону; Владис, 2012.
  3. Алиева М.Г. Развитие креативности воспитанников дошкольной образовательной организации. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д., 2015. – № 4. – С. 70–77.
  4. Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками – Ростов на Дону; Владис, 2007.
  5. Бабинова Л.А. Влияние занятий лепкой на всестороннее развитие дошкольников // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников материалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. редактор С.Б. Шухардина. – М., 2015. - С. 11-13.
  6. Гусева И. В. Солёное тесто: лепка и роспись – СПб; Литера, 2005.
  7. Давыдова Т. Лепим из пластилина и солёного теста – Москва; Стрекоз-Пресс, 2005.
  8. Лобзина М. И. Делай и играй. Веселые игры – Москва; Росмэн, 1997
  9. Лыкова И. А. Морская лепилка. Дмитров; Карапуз, 2007.
  10. Лыкова И. А. Пластилиновый спектакль. Дмитров; Карапуз, 2007.
  11. Лыкова И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста (мастер-класс) (дидактическое пособие к программе "Цветные ладошки"), Цветной мир.  -2016,  c.18
  12. Максимова, В. И., Максимова А. А. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 730-733.
  13. Новикова Н.А. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой // Художественное образование детей: традиции и современность Материалы всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2015. - С. 166-169.
  14. Орен Р. Секреты пластилина. Динозавры – Москва; Азбука-Аттикус, 2012.
  15. Орен Р. Секреты пластилина. Учебное пособие - Москва; Азбука-Аттикус, 2012.
  16. Савина Н. Поделки самоделки. Москва; Рипол, 2014.
  17. Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду 4-5 лет. Москва; Сфера, 2015
  18. Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду 5-7 лет. Москва; Сфера, 2015

 3.2.Документация программы «Радужная пластика»

  • приказ о дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Радужная пластика»
  • положение о   дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Радужная пластика»
  • протокол педагогического Совета
  • заявления родителей (законных представителей)
  • договор с родителями
  • перспективный план работы с детьми
  • конспекты игровых сеансов
  • табель посещаемости детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"

                Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»

Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности...