ОО "Познавательное развитие» на тему "Учимся играть в шахматы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Шахматы - это не просто интересная игра, позволяющая увлекательно провести свободное время. Она способна принести дошкольникам разностороннюю пользу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_.docx | 24.73 КБ |
shahmaty.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог: Анчугова И.Н..
Образовательная область: «Познавательное развитие»___
Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Тема: «Учимся играть в шахматы»_______________
Цель: формировать общие первоначальные представления детей старшего дошкольного возраста о возникновении и особенностях игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные: дать первоначальное представление о шахматных фигурах. Формировать умение детей ориентироваться на шахматной доске. Заинтересовать воспитанников начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр, иллюстраций.
Развивающие: развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников, сообразительность. Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Воспитательные: воспитывать интерес к шахматам; усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.
.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные шахматные фигуры; шахматные фигуры большого размера, «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; слайды.
Этап (структурные компоненты деятельности), продолжительность (мин) | Методы, формы, приемы | Деятельность педагога | Предполагаемые ответы детей |
Организационный момент (0,5минуты) Мотивационный (3 мин.) | Словесный
Наглядный, словесный, игровой Появление папы девочки. | Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем, Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. Сегодня к нам в гости пришел папа нашей Леры. -Здравствуйте, ребята! вы загадки любите отгадывать? -Попробуйте отгадать мою: Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, где б я ни был, и везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король — Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! - О какой игре шла речь в стихотворении? Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите: - А знаете ли вы, что такое шахматы? - Это чудо из чудес нам известно с детства, Ждет ребят, как дар небес, Шахмат королевство. Там и ныне, словно встарь, на высоком троне Восседает грозный царь в шахматной короне. Там отважны и сильны пешки храбро бьются, Там и кони и слоны доблестно дерутся. Ферзь с ладьей - на страх врагам Поспевают всюду. Кем, не скажите ли мне, выдумано чудо. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? | - О шахматах. Ответы детей Ответы детей |
(19,5 минут) Физминутка (1 минута) | Словесный, наглядный, практический методы | Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Он приказал своим мудрецам придумать забаву царскую, чтоб не грустилось. Не смогли мудрецы придумать что-то необычное и были изгнаны, лишь один, самый известный, остался. «Ну, а у тебя что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Царь с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. А мудреца велел хорошо наградить. Шахматные поединки просходили при дворах королей. Но не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы. В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определен первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц. Физкультминутка: - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем (вращение головой) Вправо – влево, а потом 3- 4 - приседаем, Наши ножки разомнём (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, И присесть мы вновь спешим. -Жители шахматного королевства любят играть. Я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек». Игра «Большая и маленькая». Игра "Расставь фигуры" Игра "Что изменилось?». | . Дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка. Перед детьми шесть разных шахматных фигур. Надо выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом снова выбрать самую высокую из оставшихся фигур и отставить в сторону и т. д. до самой маленькой фигуры. Детям надо правильно расставить фигуры в первоначальное положение. На магнитной доске - 6 фигур. Дети закрывают глаза, ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие изменения. |
(1мин.) | Словесный Воспитатель | -Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур: Я смотрю на первый ряд По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на месте пешки. -Что мы сегодня с вами делали? -Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с вами играть. -Ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю и попрощаемся с ним. | . Ответы детей - До свидания! |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Возникновение и особенности игры в шахматы....