Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
методическая разработка
Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотой ключик»
городского округа Ступино Московской области
Методическое объединение «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Доклад на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность». |
Воспитатель:
Белкина С.А.
Новое Ступино
2020 г.
Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И. Савенкова, Н.А. Королевой, О.В. Дыбиной, я пришла к выводу, что экспериментирование и исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности ребенка-дошкольника.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка я разработала программу «Удивительное рядом» по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
Цель программы: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, проектно-исследовательских умений, применение их на практике через использование экспериментирования.
Задачи программы «Удивительное рядом» согласуются с задачами основной образовательной программы ДОУ и рабочей программы группы:
- расширять представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения выявлять проблему и находить возможные способы её решения с помощью взрослого и самостоятельно;
- формировать самостоятельность, способность преобразовывать вещества и явления для достижения определенного результата
- активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, обогащать память;
- развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
- формировать трудовые навыки и умение работать в коллективе.
- воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы
- повысить компетенции родительской общественности в области познавательного развития дошкольников
Ожидаемые результаты реализации Программы: дошкольники должны приобрести основные навыки самостоятельной, творческой, исследовательской работы, стимулирующей познавательную активность, умение чётко выражать свою мысль, получить практические навыки применения теоретических знаний.
Для достижения поставленной цели и решения задач я подобрала и систематизировала конспекты опытов и экспериментов, преобразовав их в перспективный план экспериментальной деятельности по темам:
- Почва
- Воздух
- Дерево и металл
- Магнит
- Агрегатные состояния воды
- Свойства стекла
- Нефть и нефтепродукты
- Камни
- Свет вокруг нас.
Например, изучая тему «Нефть и нефтепродукты», даю понятие «черное золото». Знакомлю детей с нефтью и ее свойствами: цвет нефти, прозрачность, текучесть, запах, растворяемость, маслянистость; использование нефти человеком; влияние разливов нефти на жизнь животных. Знакомлю с одним из самых востребованных сейчас материалов, которые делают из нефти – пластмассой. Свойствами и качествами предметов из пластмассы: гладкая, легкая, цветная.
Считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для проведения опытов и экспериментов.
В групповом Центре активности по познавательному развитию оформлен уголок экспериментирования с разнообразным оборудованием, помогающий реализовать поставленные задачи:
- природные объекты (образцы почв, морские ракушки, камешки, плоды деревьев, семена, гербарий, образцы злаков, веточек и т.п.
- инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений: микроскопы, лупы, весы, термометры (для измерения t воздуха и воды), различные емкости, компасы, часы, набор магнитов, свечи, шприцы, трубочки и т.п.
- инструменты для создания различных «модельных» схематических изображений: циркули, наборы лекал, фломастеры, карандаши, краски и др.
- наглядно-графические модели пространства: глобусы, географические карты
- системы условных обозначений: карты экспериментов, наборы карточек и плакаты с обозначением явлений природы
- бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы
- наборы минералов, самоцветов
- мультимедийная копилка (видеоматериалы, презентации, игры, схемы опытов)
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
Совместная экспериментальная деятельность организуется мной один раз в неделю. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предположения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности детей использую разнообразные формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- исследовательская деятельность;
- создание коллекций;
- экспериментирование;
- интерактивная деятельность;
- ситуации;
- праздники, развлечения;
- просмотр презентаций, видеоматериалов;
- целевая прогулка;
- экскурсия.
Формы работы в свою очередь позволили определиться с использованием следующих методов и приемов организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- инструкции;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- показ (демонстрация), описание опыта;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми включает в себя несколько этапов.
- постановка проблемы (познавательной задачи), которую нужно решать;
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
- формирование выводов;
- фиксация результатов.
Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена. Даю время на обдумывание и затем, привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Стараюсь организовать работу так, чтобы у детей формировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. А инициатива по проведению экспериментов постепенно переходит в руки детей. Они постоянно обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Моя роль как умного друга и советчика возрастает. Не навязывая своих советов и рекомендаций, я жду, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даю ответ в готовом виде, а стараюсь разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что у некоторых уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
Никогда заранее не предсказываю конечный результат, чтобы у детей не потерялось ценное ощущение первооткрывателей.
Стимулы для положительной мотивации деятельности детей
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный момент (почему так?);
- ситуация выбора;
- интерактивное оборудование;
- наличие модели последовательности деятельности.
В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т.е. оформляем вместе с детьми последовательность опытов в рисунках, в схемах.
Рисунок 10. Графическое фиксирование результатов
При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место.
Карточки-схемы последовательности выполнения опытов я систематизировала в картотеку.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.
Результативность моей работы подтверждаются данными педагогической диагностики: 59% воспитанников самостоятельно видят проблему и формулируют ее. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, самостоятельно планируют предстоящую деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно
Показателем развития познавательной активности детей являются еще и результативное участие детей в конкурсах «Юный гений», «Удивительное рядом», «Что нас окружает.», «Маленькие мыслители», «Что из чего сделано», Задачи в стихах» и др.
Данный опыт работы предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми:
- проведение наблюдений, опытов и экспериментов в домашних условиях;
- оформление коллекций;
- участие в совместных конкурсах, развлечениях;
- создание фотоальбомов;
- подбор видеоматериалов;
- организация и сопровождение на экскурсии.
Предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы. Например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают детям провести исследования в домашних условиях. Кроме этого, родители оказывают помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному мероприятию.
|
|
Для просвещения родителей провожу консультации:
- «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»;
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
- «Игры для формирования мотивации учения для старших дошкольников»
- «Условия безопасной экспериментальной деятельности» и др.
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий “Моя семья в лесу”, “Моя семья на даче”, и др.
Таким образом, экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.
Итоги диагностики познавательного развития позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Полноценное развитие личности соврем...
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»....
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
доклад...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Понятие «познавательная активность» трактуется как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности. Федеральный госуда...

Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи &nda...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
https://docs.google.com/presentation/d/1l58MALG12Q9MIBRszjmgABZQ-u7nwnNw/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueЦель мастер-класса: Выявить особенности развития твор...