Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Отчизны верные сыны"
проект
Актуальность темы:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_otchizny_vernye_syny.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранска
Управление образования
МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14»
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Отчизны верные сыны"
Составитель проекта:
воспитатель Ишмуратова Н.Н
г. Саранск
I. Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность темы:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Развитие художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Развивать умение самостоятельно рассказывать о любимых местах в городе; местах боевой славы своих прадедов.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы работы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
II. Структура работы по теме самообразования
План работы составлен на старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
План определен последовательностью решения комплекса поставленных задач:
1 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: формировать представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
2 раздел «Наша кладовая».
Цель: дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, округа.
- Иметь представление о символике города, округа.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа, населявших город Саранск, РМ.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Республики Мордовия.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Саранска.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения плана работы
- Сбор информации.
- Разработка и внедрение плана.
- Разработка и реализация плана работы по теме самообразования.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Реализация планов обеспечивающих выполнение воспитательно-образовательного материала.
- Регулирование выполнения плана работы.
- Текущий мониторинг выполнения работы.
- Итоговый анализ реализации плана работы по самообразованию, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения плана работы
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы на год.
- Составление разделов плана работы (по годам).
- Обсуждение проектов каждого плана.
- Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
- Организация и проведение выступления по изучению темы самообразования.
- Пропаганда опыта работы среди педагогов.
- Консультации.
- Проведение открытых просмотров.
- Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
3. Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, выступления на педсоветах, открытые просмотры).
- Оформление результатов работы.
- Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
- Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
- Взаимодействие с семьей.
- Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
- Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
- Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, музеем боевой славы.
5. Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса по патриотическому воспитанию.
VI. Тематическое планирование
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край родной. | Презентация для детей «Богатыри земли русской», защитники Руси. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г.Саранска). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Республики Мордовия (местоположение г. Саранска). |
Ноябрь | Беседа «Чем славится г. Саранск» (на основе наглядного материала). | Экскурсия в музей С.Эрьзи. | «Народные промыслы Мордовии» | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей им. И.Д.Воронина. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба РМ. | История возникновения г. Саранска. | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Саранска. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности г. Саранска». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча со знаменитыми людьми г. Саранска». |
Апрель | Беседа с детьми «Люди, каких национальностей населяют наш город». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Саранску». | «Кем работают наши родители». | Беседа с детьми «История мордовского костюма». |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Саранска. | Экскурсия в музей боевой славы. | Беседа «Национальная одежда людей, живущих на территории РМ». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Растительный мир РМ». Сбор гербария. | Экскурсия на станцию юных натуралистов. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с зповедниками РМ, с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Развлечение «Приключения Незнайки». | Составление с детьми Красной книги г.Саранска. | «Символика города». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый город-город Саранск». | Родные просторы (знакомство с местоположением г. Саранска на карте). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами, г. Саранска. | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». | Экскурсия по близлежащим улицам г. Саранска. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика РМ» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая г.Саранска» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты РМ и г. Саранска». | Экскурсия в музейную комнату школы №16 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов РМ». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку. Знакомство с известными поэтами г.Саранска. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города. |
Февраль | Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части г. Саранска. | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Рассказ педагога о Героях России, РМ, г.Саранска. |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей И.Д.Воронина. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города», акция «Спасти и сохранить». |
Май | Экскурсия к памятникам, павших в В.О.В. | Рассказ педагога о заповедных местах РМ. | Викторина «Конкурс знатоков родного города». | «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга РМ. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Знакомство с мордовским народным творчеством. | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Государственная символика. Москва-столица нашей Родины. | Праздники мордовского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. | Развлечение «Алиса в стране чудес». |
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Ознакомление родителей с планом работы. | По плану ДОУ | Заведующий, методист |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители, методист |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители, методист |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, методист |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Заведующий, методист, воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, методист |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Физинструктор, родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель | |
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Съезд животных мордовских лесов». | Июль | Родители, воспитатели, методист |
15 | Участие в празднике «Наследие потомков». | Август | Родители, воспитатели |
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Саранска, РМ их символика).
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш город» и т.д.
2. Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского, мордовского народов укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории мордовского народа. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в краеведческий музей г. Саранска;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы, слушание песен военных лет.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия в музей боевой славы, посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
- Оформление групповых комнат.
- Благоустройство ДОУ.
- Труд бытовой в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года.)
IX. Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- Репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
- «Моя семья»;
- художественная литература;
- пособие «Заповедники и заказники мордовской области»;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас РМ.
- символика РМ.
Используемая литература
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра посвящённая Дню Победы «Отчизны верные сыны»
Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач. Это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе - это результат длительного целенапра...
НОД " Отчизны верные сыны"
Формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы....
Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы Тема: «Отчизны верные сыны»
Воспитание гордости за Отечество на примере подвигов воинов, защищавших Родину....
Квест-игра «Отчизны верные сыны»
Квест-игра «Отчизны верные сыны»итоговое мероприятие «Недели памяти и славы» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и ...
презентация к зональному спортивному развлечению с родителями "Отчизны верные сыны" для трех детских садов
Данная презентация поможет вам не только весело и увлекательно провести спортивное развлечение с родителями, посвященное Дню Защитника Отечества, но и поможет составить нормативные документы для взаим...
Физкультурный праздник для детей старшей группы "Отчизны верные сыны!", посвященный Дню защитника Отечества
Сценарий физкультурного праздника в старшей группе, посвященный 23 февраля - "Дню защитника Отечества". Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Основной акцент праздника- ...
Квест-игра «Отчизны верные сыны»
Для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Цель: игровое объединение детей взрослых для достижения общей цели....