Опыт работы «Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»
материал
«Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»
Успешность и социальная компетентность человека XXI века предполагает наличие у него определенного круга способностей, соответствующих требованиям современного общества. ФГОС дошкольного образования, предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе, ориентируют педагогов на создание условий для разностороннего развития личности обучающегося путём системно - деятельностного подхода. Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия, воображение и креативность, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispravlennyy.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Анна Александровна
Воспитатель МБДОУ
«Полтавский детский сад «Родничок»
Полтавского района Омской области
«Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»
Успешность и социальная компетентность человека XXI века предполагает наличие у него определенного круга способностей, соответствующих требованиям современного общества. ФГОС дошкольного образования, предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе, ориентируют педагогов на создание условий для разностороннего развития личности обучающегося путём системно - деятельностного подхода. Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия, воображение и креативность, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать.
Актуальность
В настоящий момент перед обществом особо остро встает вопрос о необходимости воспитания личности нового типа – личности креативно мыслящей, неординарной, свободно ориентирующейся в реалиях пестрой, информационно-насыщенной картины мира. Дошкольный возраст является особенно благоприятным для развития детской креативности и творчества.
Наиболее эффективное, раннее, организованное в различных видах деятельности формирование детского креативного потенциала и творческой активности возможно именно в условиях дошкольных образовательных организаций в процессе игры и непосредственной образовательной деятельности по конструированию. Изготовление поделок и моделей из различных конструкторов отвечает потребностям, возможностям и интересам дошкольников. LEGO-конструктор в силу своей универсальности является прекрасным развивающим материалом, позволяющим внести разнообразие в процесс обучения детей дошкольного возраста. Разнообразие образовательных конструкторов, их яркой цветовой гаммы – способствует развитию детского творчества и активизирует креативный потенциал личности ребенка. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно. Эти условия и создают атмосферу для развития креативных способностей и воображения детей, что я и заметила среди своих воспитанников. Это подтолкнуло меня на выбор данной темы проекта: «Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»
Новизна: Проект направлен на развитие мышления и креативности детей с помощью LEGO – конструирования.
Цель проекта: Внедрение LEGO - конструирования в образовательный процесс для эффективного развитие мышления и креативности дошкольников.
Задачи проекта:
1. Изучить современную методику LEGO - конструирования и применить ее для развития креативного мышления дошкольников.
2. Выявить и создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у дошкольников к LEGO конструированию.
3. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать развитие креативного мышления детей.
4. Уметь пользоваться приемами LEGO - конструирования при разработке непрерывной образовательной деятельности, ориентированной на креативную самореализацию детей.
5. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO - конструирования через организацию активных форм взаимодействия.
6. Проследить динамику развития креативного мышления дошкольников в результате применения LEGO-конструирования.
7. Способствовать распространению данного опыта среди коллег.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в развитии его креативного мышления, фантазии и воображения.
- Увеличение числа детей, активно занимающихся LEGO – конструированием и как следствие, повышение уровня их креативного мышления.
- Разработка картотеки по LEGO – конструированию и методических пособий для работы, направленной на эффективное развитие креативного мышления детей.
- У дошкольников будет сформировано умение обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий, умение находить неординарные решения.
- Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития креативного мышления детей.
Тип проекта: творческий, познавательный
Вид проекта: коллективный
Время реализации: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2022)
Участники: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители
Этапы реализации:
1 – подготовительный - (01.09.2019 – 01.10.2019)
2 – практический - (01.10.2019 – 30.04.2022)
3 – заключительный - (01.05.2022 – 30.05.2022)
Перечень ожидаемых результатов:
Основные риски риски реализации проекта:
- недостаточный уровень подготовленности педагога к деятельности с детьми по развитию креативного мышления с использованием лего - конструирования;
- проблема в оснащение материально-технического обеспечения;
- низкая заинтересованность родителей воспитанников.
Меры реагирования на риск:
- просмотр вебинаров, семинаров, посещение конференций с опытом работы по теме, пройти курсы повышения квалификации, привлечь партнеров (дом детского творчества, школа №2):
- организация для родителей мастер-классов, семинаров, выставок, открытых просмотров режимных моментов и НОД с использованием лего конструктора;
- привлечение спонсорской помощи социальных партнеров, поиск партнеров для реализации проекта.
1 этап – подготовительный (01.09.2019 – 01.10.2019)
В подготовительном этапе работы я определила следующие задачи:
- Проанализировать научно – методическую литературу, постановка цели и задач.
- Провести педагогические наблюдения, диагностику детей на начало года.
- Выбрать формы и методы взаимодействия с детьми.
- Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды по конструированию.
- Составить план кружковой работы на год.
- Подобрать и оформить информационный материал для родителей (буклеты, памятки, консультации).
В ходе педагогических наблюдений я обращала внимание на предпочитаемые виды занятий детей, самостоятельность творческого поиска, обращается ли ребенок за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе ему необходима, на отношение каждого ребенка к процессу творчества, на его инициативность при выборе вида деятельности, за полнотой реализации творческого замысла и др. Дети чувствовали себя замкнуто, стеснялись проявляться, все время боятся ошибиться. При диагностировании детей использовала элементы тестов креативности Элиса Пола Торренса.
Проанализировав результаты диагностики и педагогических наблюдений, я убедилась в том, что данная тема была выбрана не зря, так как результаты диагностирования были довольно низкими.
Высокий уровень проявления креативного мышления – 2%.
Средний уровень проявления креативного мышления – 15%.
Низкий уровень проявления креативного мышления – 83%.
Проанализировав РППС по конструированию, было отмечено: недостаточно количество лего конструктора для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Первыми откликнулись наши родители и выпускники детского сада, поделившиеся своими конструкторами.
Разработала и составила план мероприятий по кружковой деятельности «Лего-конструирование», с целью развития воображения, мышления, креативности, фантазии с использованием лего конструктора.
2 этап - практический (01.10.2019 – 30.04.2022)
Формы реализации:
- Совместная деятельность с детьми, родителями.
- Беседы по теме, игровые ситуации, просмотр презентаций, дидактические игры, конструирование, рассматривание иллюстраций.
- Индивидуальная работа.
- Организация выставки детских построек из LEGO-конструктора, оформление альбома с фотографиями работ.
- Сотрудничество с семьей: родительские собрания, консультации, проведение открытого занятия.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети научились производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте использовала такую форму организации обучения как «конструирование по замыслу», которая преобладает большими возможностями для развертывания креативности детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать. Так же я предлагала ребятам придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение, дети с удовольствием изменяли постройки и охотно рассказывали об изменениях. Созданные детьми постройки из LEGO использовала в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия должны были воплощаться с элементами креативности, ребята с удовольствием проявляли себя в игре.
По окончанию первого года реализации проекта мною было отмечено, что дети стали показывать высокую работоспособность, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
С целью повысить педагогическую компетентность родителей в области LEGO –технологий провела консультирование по теме «LEGO - конструктор – игра для развития детей», в котором были продемонстрированы формы работы с конструктором LEGO, а так же организовала фотоконкурс «LEGO любит вся семья - мама, папа, брат, сестра и даже я». Во время режима самоизоляции работа с родителями не прекращалась, я провела акцию, посвященную 75 – летию Великой Победы, которая называлась «Парад к 75 – летию Победы», в ходе которой дети совместно с родителями должны были сконструировать военную технику.
Тесно велась работа с педагогами ДОУ, за прошедший год я подготовила и распространила среди педагогов картотеку дидактических игр с LEGO – конструированием и схемы построек, данную информацию я так же разместила на личном сайте. Провела семинар – практикум «Внедрение LEGO в образовательный процесс», совместно с педагогами проводились дискуссии о том, как провести НОД с использованием LEGO – конструирования и каким образом можно использовать конструктор в режимных моментах. Приняла участие в Ассоциации педагогов дошкольного образования Полтавского района и поделилась опытом работы «Лего – конструирование – первый шаг в приобщении детей к техническому творчеству», защитила конспект НОД с применением современных образовательных технологий в рамках проекта «Педагогический дебют», в г. Омске. Свою методическую разработку НОД «Заборчик для цыплят», представила на Муниципальном фестивале передового педагогического опыта.
В дальнейшем при реализации проекта предусматривается:
- знакомство с различными видами конструкторов ( «Дупло», «Лего Техник», «Лего Сити» «Френдс»)
- игровая деятельность с конструктором
- конструирование на заданную и свободную тему
- реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами
- выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем
Планирую провести конкурсы, связанные с календарными праздниками: к 8 марта - «Букет для мамы», к новому году - «Подарок для Деда Мороза», к 23 февраля - «Военная техника». Анкетирование среди родителей «Организация LEGO - конструирования в домашних условиях», совместная детско-взрослая деятельность - Квест «В мире креативности с LEGO - конструктором», совместная проектная деятельность: «Веселый зоопарк», «Детский сад», «Улица будущего», «Город будущего» и др., планирую провести родительское собрание «С LEGO легче все уметь, с LEGO легче поумнеть».
Среди педагогов планирую:
- провести конкурсное мероприятие «LEGO – GO конспетека» по созданию конспектов НОД с использованием LEGO – конструктора по развитию креативного мышления дошкольников;
- педагогическую гостиную «Знакомство с опытом работы по лего конструированию и робототехники», воспитателя Злыдень Марии Викторовны детского сада №207 г. Омска;
- сайт- экспедицию (изучение педагогами данного вопроса посредством сайтов)
Для повышения интереса родителей к лего конструированию, планирую через организацию активных форм взаимодействия:
- создать семейный «Лего – клуб»;
- защита совместных проектов;
- участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах;
- оформление фотовыставок с работами детей.
3 этап – заключительный
На заключительном этапе реализации проекта планируется:
- Провести анализ результатов работы по проекту.
-Проведение педагогических наблюдений, итоговой диагностики.
- Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации.
-Обобщение и распространение опыта внедрения и использования лего конструирование в образовательном пространстве (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием "ДРУДЛОВ"
развитие креативного мышления у старших дошкольников в результате использования игры "Друдлы"...
Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»
Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....
Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...
Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....
Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы»
Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы». Чем полезна техника Друдлы. Этапы работы с техникой Друдлы....
Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники "ДРУДЛЫ"
Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники "ДРУДЛЫ"...
Мастер - класс «Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы»
Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей и креативного мышления у детей дошкольного возраста.Задачи: - по...