Комплекс игр и упражнений, направленных на психологическую подготовку детей к школе
материал (подготовительная группа)

Литвинцева Екатерина Сергеевна

Комплекс игр и упражнений, направленных на психологическую подготовку детей к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 Предлагаю Вам

комплекс игр и упражнений, направленных

на психологическую подготовку детей к школе

Игры и упражнения, направленные на развитие

Личностного компонента

психологической готовности детей к школе

Упражнение «Для чего ходят в школу».

Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: «В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... и т.п. (если правильно - хлопнуть, а если

не правильно - топнуть)».

Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”».

Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации со словом «Первоклассник».

Упражнение «Школьник и дошкольник».

Ведущий задает вопрос «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. - Дома. - С друзьями. И т.д.»

Игра «Доскажи словечко».

Ведущий загадывает какой-либо школьный предмет. А ребенку предлагается отгадать загадки про школьные принадлежности.

Упражнение «Урок или перемена».

Ведущий: «Сейчас я буду кидать мяч и называть разные действия, а ты отвечай, когда это делают школьники – на уроке или на перемене».

- Читать

- Играть

- Разговаривать с друзьями

- Просить у друга ластик

- Писать в тетради

- Отвечать на вопросы учителя

- Решать задачки

- Готовиться к уроку

- Есть яблоко.

Упражнение «Составь фигуру».

Ребенку из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».

Игры и упражнения, направленные на развитие

интеллектуального компонента

психологической готовности детей к школе

Игры и упражнения на развитие внимания

«Хозяин и тень».

Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

«Не говори "нет"».

Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое - это невкусная еда?»

«Летает – не летает»

Взрослый произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворота, ворона, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т.п.). Если они могут летать, ребенок машет руками. Если нет – приседает. По такому же принципу проводиться игра на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты и т.п.). Задуманное обобщение можно выделить среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

«Назови».

Попросите ребенка посмотреть вокруг и назвать зеленые (деревянные, покрашенные, металлические, живые, толстые, длинные, кирпичные и т.п.) предметы. Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

«Общие черты».

Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей у людей или предметов, окружающих вас. Игра должна проходить в форме беседы.

«Наблюдатель».

Предложите ребенку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картинке.

«Реакция».

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, лиса, одуванчик и т.д. Его задача, по договоренности, реагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. В третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

«Найди различия».

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано, либо то, что перепутано. В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.

«Корректор».

Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом. На выполнение задания следует отводить не более 5 минут.

Ребенку выдается текст. Взрослый говорит, например: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы "О"». Работа «корректора» проверяется.

Игра в корректора - это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» - подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.

Игры и упражнения на развитие памяти

 

«Что пропало?».

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.

«Что изменилось?».

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает, добавляет, либо меняет местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.

«Запомни и повтори».

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, зеленый пистолет), а ребенок должен их повторить в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому словосочетанию сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. Если он спрашивает: "А что рисовать?", объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все фразы.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все и дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз из 10 - это очень хороший результат. 

«Разложи, как я».

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.

«Я положил в мешок…».

Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т.д.): "В саду у бабушки растут груши, сливы..." (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

«Тактильная память».

Завяжите глаза ребенку и кладите в его руку разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал.

При этом работает узнавание и запоминание.

«Пуговицы».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

«Выложи кружочки».

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Взрослый выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 секунд запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются листом бумаги. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил взрослый. Если ребенок воспроизвел вашу последовательность правильно, то позвольте ему выложить какую-нибудь свою последовательность кружков, чтобы вы теперь попробовали ее повторить. Поиграть 2-3 раза.

Игры и упражнения на развитие мышления

 «Отгадывание небылиц».

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

 «Найди лишнее».

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«Отвечай быстро».

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«Назови как можно больше».

Возвращаясь домой из детского сада, попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).

«Добавь нужное слово».

Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога)) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит)).

«Бывает – не бывает».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Закончи слово».

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать!». Вы начинаете слово и произносите только его первую часть, а ребенок продолжает. Если он быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Угадай, что это?».

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный».

«Назови одним словом».

Ребенку называют слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты и т.д.

Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - …, птицы - …

«Разложи по порядку».

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

«Сравни предметы».

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

«Как это можно использовать?».

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

Игры и упражнения на развитие воображения

Упражнение «Клякса».

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Дети должны придумать на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Упражнение «Продолжи рисунок».

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Упражнение «Закорючки».

Дополнительно: бумага, ручки

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

Упражнение «Пять точек».

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

Упражнение «Оживление предметов».

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Упражнение «Кто я?»

Итак: «Кто я?» - спрашивает ведущий у игроков и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п.

Игры, направленные на развитие

социально-психологического компонента

психологической готовности детей к школе

Упражнение «Подарки».

Упражнение выполняется в круге с мячом. Взрослый предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей семье. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».

Упражнение «Доброе животное».

Взрослый говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

Упражнение «Найди свою половинку».

В центре круга разложены открытки, разрезанные пополам. Задание: по команде взрослого дети должны встать взять половинку открытки и найти того, у кого вторая половинка открытки. После этого со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров садится на стул, а другой встает у него за спиной.

Упражнения проводятся в два этапа: сначала их выполняет группа, сидящих детей на стульях, затем партнеры меняются местами.

Игры и упражнения, направленные на развитие

эмоционально-волевого компонента

психологической готовности к школе

Помогают в развитии эмоционально-волевой готовности игры по правилам – где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

Игры и упражнения

на развитие произвольной регуляции деятельности

 

«Запомни и повтори».

Предложите ребенку запомнить и выполнить ряд последовательных бытовых действий: положите ложку в стакан, карандаши в коробку, налей воду в чашку. Постепенно задания усложняются: кубики положи в деревянную коробку, а мячики убери в пластмассовое ведро, коробку положи на карандаши, а стакан на ложку. Предложите ребенку не только последовательно выполнить действия. Но и рассказать о них.

«Назови картинки».

Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10-15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т.д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три - ... (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.

 

«Раскрась фигуры».

Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок шести лет способен закрасить 10-15 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

«Копирование образца».

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный каким-либо несложным рисунком (машина, дом, дерево, паровозик и пр.). Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение линий соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением линий.

«Рисую палочки».

Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, секундомер (часы).

Дайте ребенку инструкцию: "Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь". Время работы не более двух-трех минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звоните в колокольчик, ставите перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что-то вкусное и др.

Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечаете отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируете наличие отвлечения.

Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитываете невыполнение. В этом случае следует упражнять волевой контроль поведения, используя подобные задания.

«Слушай музыку».

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Взрослый: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

Упражнение на распределение «Жук».

По разлинованному на квадратики полю ползает воображаемый жук. По командам взрослого он «ползет» влево, вправо, вверх и вниз. Школьник младших классов должен мысленно «водить» жука по клеточкам. Помогать себя пальцами или карандашом нельзя. В тот момент, когда взрослый говорит «Остановка», ребенок ставит карандашом на клеточке остановки крестик. Здесь одновременно происходит и развитие внимания у взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

«Комплекс игр и упражнений, направленных на психологическую подготовку детей к школе»

Актуальность. В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование ум...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

«Комплекс игр и упражнений, направленных на психологическую подготовку детей к школе»

laquo;Комплекс игр и упражнений, направленныхна психологическую подготовку детей к школе» Игры и упражнения, направленные на развитиеЛичностного компонентапсихологической готовности детей ...