Адаптация детей к условиям детского сада.
статья (младшая группа)
Данная статья расскажет родителям , в чем заключается адаптация к детскому саду, и как помочь ребенку адатироваться в детском учереждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое адаптация?
Для начала нам стоит разобраться, что же это такое - адаптация. Если рассматривать этот термин в широком смысле, то адаптация это - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
В условиях дошкольного учреждения адаптацию следует рассматривать как погружение ребенка в новую среду и преодоление проблем, связанных с его приспособлением к новым условиям.
Период адаптации является сложным не только для детей, но и для взрослых: родителей, педагогов.
Существует четыре варианта адаптации:
- Легкая адаптация - требуется около месяца, чтобы семья адаптировалась к новым условиям.
- Адаптация средней тяжести - семья адаптируется через два месяца.
- Тяжелая адаптация - это занимает три месяца.
- Очень тяжелая адаптация - около шести месяцев и более. Возникает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что условия детского сада не подходят ему в принципе.
Рассмотрим каждый вариант более подробно.
Легкая адаптация, это когда ребенок спокойно входит в кабинет, однако тщательно изучает, прежде чем останавливает свое внимание на чем-то. Ребенок вступает в контакт по собственной инициативе, может обратиться за помощью. Он знает, как занять себя, использует вещи-заменители в игре, например, кормит куклу, способен долго удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение энергичное или спокойное, эмоции легко контролируемы. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на наблюдение и замечания, исправляя свое поведение после них. Он знает, как играть рядом с другими детьми, он дружит с ними.
Адаптация средней тяжести. Ребенок входит в контакт, наблюдает за притягательными действиями психолога или с помощью телесных ощущений. Напряжение в первые минуты постепенно уменьшается, ребенок может вступать в контакт по собственной инициативе, может разворачивать игровые действия. Речь может быть разработана как в рамках возрастной нормы, так и ниже или выше нее. Замечания и поощрение адекватно воспринимаются, могут нарушать установленные правила и нормы поведения (социальные эксперименты).
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком может быть установлен только через родителей. Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не останавливаясь ни на чем, не может разворачивать игровые действия, выглядит встревоженно. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала оставляет ребенка равнодушным, или он испугается и бежит за поддержкой к своим родителям.
Очень тяжелая адаптация. С ребенком во время первой встречи не удается установить контакт. Часто родители авторитарны, вступают в соревнование со специалистами, демонстрируют свою превосходную компетентность по всем вопросам. Иногда родители образуют пару, например, авторитарного мужа - зависимую жену или авторитарную бабушку ребенка - зависимую мать.
Как родителям готовить ребенка к поступлению в ДОУ.
Мы с вами разобрались, что такое адаптация и ознакомились с ее видами. Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а иногда - тяжелая, максимально выраженная. Поэтому, отдавая ребенка в сад` вы должны в первую очередь подготовить к этому себя. На фоне стресса ребенок может стать более плаксивым, капризным, чаще болеть, иногда даже бывают невротические проявления. Поэтому хотелось бы озвучить некоторые рекомендации для родителей:
- не срываться на ребенке - не ругать за слезы и капризы. Ни в коем случае не шантажировать ребенка «Будешь плакать, не приду за тобой», но при этом, если ребенок пытается манипулировать вами при помощи слез, не поддавайтесь.
- старайтесь посещать детский сад регулярно, без необоснованных пропусков. Если вы будете ходить в сад нерегулярно, это приведет только к более сложной и болезненной адаптации.
- пытаться соблюдать единые требования дома и в саду, это касается
- гигиенических процедур, режима дня, самообслуживания.
- интересоваться чем ребенок занимался сегодня в саду. Хвалить, показывая
- ему, что ему дает детский сад, как много нового он узнает там.
- если ребенок сильно переживает о том, когда придет его мама, обязательно проговорить с ним точное время: «ты поспишь, покушаешь и я сразу приду».
- приводить ребенка в сад нужно только здоровым.
Также, ребенку самому будет легче, если он уже будет уметь:
- сам кушать, одеваться, раздеваться.
- самостоятельно, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься, выражать свои мысли чувства и желания вербально).
- ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками` выполнять требования воспитателя.
Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникло желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.
Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то вхождение в детский сад должно быть постепенным. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.
Важнейшей задачей родителей – мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети в семье, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми ( по крайней мере, пока нет открытого конфликта).
Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети неправильно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.
Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.
Однако не слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя ребенка домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений.
Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность « побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.
Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе и т.д.
Обычно период адаптации заканчивается к концу второго месяца.
Что делать, если возникают трудности в адаптации?
Влияет на адаптацию и возраст поступления в ДОУ. Малыши настороженно относятся к незнакомым людям. У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше подержать дома, просто посещая группы развития.
Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. Надо поинтересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, значит, адаптация идет благополучно.
Родителям необходимо интересоваться играет ли ребенок в группе с детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. Ведь наиболее успешно проходит адаптация, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.
Необходимо учитывать также и темперамент ребенка. Хуже всего себя чувствуют дети с флегматическим и холерическим темпераментом.
Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Но труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.
Легче адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытали проблем с детским садом. Если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.
Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мысли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно, лучше подождать с детским садом до 4-5 лет или отдать малыша в группу развития, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, работающим в детских садах и центрах.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Адаптация к условиям детского сада
В настоящее время многие родители отдают очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с н...
"Адаптация к условиям детского сада" краткая консультация воспитателя.
Адаптация один из наболевший вопрос воспитателей первой младшей группы. Это необходимая и важная проблема на данном этапе. Буду рада, если моё выступлением кто то воспользуется....
«Особенности адаптации к условиям детского сада»
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчи...
"В детский сад с радостью или адаптация к условиям детского сада"
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни.Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспе...
Проект: «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
Обоснование необходимости проекта В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто п...