Современные требования к педагогической деятельности и личности педагога.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_trebovaniya_k_pedagogicheskoy_deyatelnosti_i_lichnosti_pedagoga.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Современные требования к педагогической деятельности и личности педагога.
Содержание.
Введение 3
Особенности педагогической профессии. 4
Требования к личности педагога. 6
Требования к педагогической деятельности педагога. 12
Вывод. 15
Список использованных источников. 16
Введение
Одной из самых социально значимых человековедческих профессий является профессия педагога, деятельность которого направлена на развитие и формирование человека. По теории А.Н.Леонтьева, главное, что отличает эту деятельность от другой, это предмет, на который она направлена. Своеобразие педагогической деятельности в ее предмете, объекте труда - развивающейся личности воспитанника, ученика, находящегося в постоянных изменениях, характер которых определяется позицией педагога.
Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.
Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. ``Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений'', - подчеркивал К. Д. Ушинский.
На современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массового образования обеспечивать высокий уровень обучения, проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде - педагогические способности.
Особенности педагогической профессии.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.
Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».
Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.
Креативность - способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]
Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая квалификация - уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Требования к личности педагога.
По словам Каптерева П.Ф., личность педагога в обстановке обучения занимает первое место, те или другие его свойства повышают или понижают воспитательное влияние обучения.
А.К.Маркова выделила три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.
В начале 29 века Каптерев П.Ф. выделил факторы педагогической деятельности:
1) личностные - нравственно-волевые качества;
2) специальные свойства:
А.К.Маркова в структуре субъективных свойств выделила 2 блока характеристик:
I. Объективные характеристики - это профессиональные знания, профессиональные умения, психолого-педагогические умения, педагогические знания;
II. Субъективные характеристики - психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре субъективных факторов педдеятельности:
I. Тип направленности
II. Уровень способностей
III. Компетентность (специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность).
По А.К.Марковой важны следующие профессиональные качества: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
По Коджаспировой Г.М. писал, что педагогическая направленность - это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
Структура педагогической направленности:
I. Направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием, развитию ребенка и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
II. Направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании, самореализации в сфере педагогического труда;
III. Направленность на предметную строну профессии учителя, содержание учебного материала.
Л.М. Митина составила современную модель личности учителя, состоящую из пяти профессионально значимых качеств в двух группах способностей:
1) группа проектировочно -гностических способностей:
1. педагогическое целеполагание;
2. педагогическое мышление;
2) группа рефлексивно -перцептивных способностей:
1. педагогическая рефлексия;
2. педагогический такт;
3. педагогическая направленность.
В своем исследовании Л. М. Митина выделила более 50 личностных свойств учителя (от профессионально значимых, до собственно-личностных характеристик): вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, порядочность, патриотизм, справедливость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Этот общий перечень свойств - психологический портрет идеального учителя, где стержень - собственно личностные качества и направленность, уровень претензий, самооценка, образ «Я».
В классификации В. А. Крутецкого представлены педагогические способности:
1. дидактические способности по передаче учащимися учебного материала, делая его доступным для них;
2. академические способности (научно-познавательные) по овладению информацией, знанием соответствующих областей науки;
3. перцептивные способности и проникновение во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность;
4. речевые способности - ясно и четко выражать свои мысли, чувства речью, мимикой, пантомимикой;
5. организаторские способности к правильной организации деятельности и учебного коллектива, и собственной;
6. авторитарные способности (суггестивные) к непосредственно эмоционально-волевому влиянию на ученика для принятия им установки;
7. коммуникативные способности к общению с детьми, установлению с ними целесообразных с педагогической точки зрения тактичных взаимоотношений;
8. способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности;
9. прогностические способности (конструктивные, педагогическое воображение) в предвидении последствий своих действий.
Индивидуальный стиль деятельности педагога, по А. А. Реану, это обусловленная типологическими особенностями система способов, складывающаяся у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально -своеобразная система психологических средств, с которыми сознательно или стихийно он прибегает в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с условиями педагогической деятельности.
Признаки индивидуального стиля педагогической деятельности по А.А. Реану:
1. в темпераменте - время и скорость реакции, темп работы
2. в характере реакций на педагогические ситуации
3. в выборе методов обучения
4. в подборе средств воспитания
5. в стиле педагогического общения
6. в реагировании на действия и поступки детей
7. в манере поведения
8. в предпочтении видов поощрения, наказания
9. в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей, т.е. учет в них своих индивидуальных особенностей, склонностей.
По Марцинковской Т.Д. влияние личности учителя на образовательный процесс прослеживается в 3 аспектах:
1. особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им стиля преподавания: чем позитивнее «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя;
2. особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи, его взаимодействия с учащимися;
3. позитивность или негативность «Я-концепции» учителя связана с самооценкой учащегося: при большой эмоциональной поддержке от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления учеников о себе обретают более реальный характер.
По А.А.Реану, самооценка - это центральное образование личности, определяющая социальную адаптацию личности, регулирующее ее поведение и деятельность и, наоборот, это более частное понятие, чем «самоотношение», самооценка - это конкретное выражение самоотношения. Он выделил в структуре профессиональной самооценки аспекты:
- операционально -деятельностный с оценкой себя как субъекта деятельности, в оценке своего профессионального уровня и уровня компетентности
- личностный - в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».
- самооценка результата - оценка достигнутого, отражающая удовлетворенность или неудовлетворенность достигнутым
- самооценка потенциала - оценка своих профессиональных возможностей, отражающая веру в себя, уверенность в своих силах.
По Коджаспировой Г.М., профессиональное самосознание учителя - это осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических способностей:
- чувство «объекта» - особая чувствительность к тому, в каком отношении к объектам реальной действительности находятся учащиеся и в какой мере их интересы и потребности совпадают с представлениями при этом требовании
- чувство меры и такта - чувствительность к степени изменений происходящих в личности и деятельности воспитанника под влиянием различных средств педагогического воздействия и системы воздействия самого педагога
- чувство причастности - чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и личности, проявляемая во взаимоотношениях.
Таким образом, в аспекте всех вышеперечисленных необходимых составляющих личности педагога можем заметить целесообразность отнесения Е.А.Климовым педагогической профессии к типу «человек-человек», требующему следующих качеств специалиста: устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро поставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей.
По общему мнению исследователей важнейшая личностная и профессиональная черта учителя, необходимая для эффективности педагогической деятельности - это любовь к детям, а также - желание самосовершенствования, саморазвития.
Требования к педагогической деятельности педагога.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся реализуются задачи обучения и воспитания. В общем виде, педагогическая деятельность - это особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и воспитанием.
Среди видов педагогической деятельности выделяют: обучающую, воспитательную, организаторскую, пропагандистскую, управленческую, консультативную и деятельность по самообразованию.
Н.В.Кузьмина, в свою очередь, выделили следующие уровни педагогической деятельности по результативности собственно педагога:
- Репродуктивный, на котором педагог умеет рассказывать, то, что знает сам;
- Адаптивный, где педагог умеет приспосабливать свое сообщение к особенностям аудитории;
- Локально - моделирующий, при котором педагог умеет формулировать педагогическую цель, искомый результат по отдельным разделам, курсам;
- Предметно - моделирующий, где педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, умений, навыков по предмету в целом;
- Системно-моделирующий со стратегией превращения своего предмета в условиях формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
А.К.Маркова выделила 10 групп умений, необходимых педагогу для организации эффективного педагогического процесса:
1 группа умений по организации педагогического процесса.
2 группа дидактических умений.
3 группа умений видеть минусы и развивать свою педагогическую деятельность.
4 группа умений сохранять благоприятный психологический климат общения.
5 группа коммуникативных умений.
6 группа умений управлять самосознанием.
7 группа умений индивидуализации своей деятельности.
8 группа - умение контролировать и управлять.
9 группа воспитательных умений.
10 группа оценочных умений.
Сластенин В.А. рассмотрел мотивы педагогической деятельности - ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние, отметив, что цель деятельности и мотив совпадают, иначе деятельность становится принуждением, когда к цели относятся безразлично или негативно. Педагог, цель и мотив деятельности, которого совпадают, работает с увлечением, вдохновенно, продуктивно, в противном случае у таких педагогов деятельность тягостна, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеет характера хороших результатов.
Н.В.Кузьмина отметила, что одним из субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности является личностная направленность, выделив три типа:
- Истинно-педагогическая направленность - в устойчивой мотивации на формирование личности учащихся средствами преподаваемого предмета, на переконструирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащихся в знании, носителем которого является педагог;
- Формально-педагогическая и
- Ложно-педагогическая направленность соответственно.
Л.Фестингер разделил учителей на два типа по видам заключений о результативности учащихся:
1) На основе заключения о достижениях по сравнению с их прежними показателями чаще обращают внимание и на факторы учебных достижений, особенно - прилежание, старательность, порицая за снижение успеваемости и отмечая едва заметные успехи похвалой, позитивным подкреплением, помогают в учебной деятельности;
2) На основе заключения о достижениях по сравнению с другими людьми больше внимания уделяют на устойчивые факторы достижений в учебе - значительные способности и задатки, считают возможным делать длительные прогнозы школьной успеваемости, будущей профессиональной карьеры, хваля тех, показатели которых превосходят окружающих и при снижении успеваемости хвалят или порицают уже тогда, когда учебный результат получен.
Можем заметить, что педагогическая деятельность, вызванная необходимостью передачи ее субъектом и педагогом социально выработанного опыта подрастающим поколениям с целью формирования личности каждого из воспитанников, являющегося сточки зрения современной личностно-ориентированной педагогики, уже не объектами, а также субъектами педагогической деятельности, ставит ряд требований непосредственно, к личности педагога, и соответственно выполняемой работе. Все вышеперечисленные личностные характеристики педагога способствуют не просто эффективности педагогической деятельности, а именно целесообразности ее выполнения.
Вывод.
Далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Во многом на эффективности педагогической деятельности сказываются и также глубокие личностные характеристики педагогов, как его профессиональное самосознание, «Я-концепция», самооценка, причем, отмечено, что во многом совершенствованию деятельности способствует именно такой сплав, при котором профессионал всегда чувствует созидательную неудовлетворенность, актуализирующую его творческий потенциал.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.
Список использованных источников.
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22
2. Коджаспирова Г.М.Педагогика -М:Гардарики, 2004 г. - 567с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - М.:Издательский центр «Академия», 2002 -426с.
4. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д.психология затрудненного общения -М:2001 - 250с.
5. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др.Психология развития/Под редакцией Т.Д.Марцинковской - м.:»Академия», 2005- 528с.
6. Психология: Словарь/Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.:Политиздат, 1990 - 494с.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная педагогическая психология - Спб:Питер -Ком, 1999
8. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология -Ростов-на-Дону:Феникс, 2003 - 326с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта
Материал к проектной деятельности...
Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...
Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта
Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта.состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федераль...
Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»
В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....
"Современные требования к организации НОД" консультация для педагогов ДОУ.
Современные требования к проведению занятия в ДОУ с учетом ФГОС ДО....
Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"
Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Из этой статьи вы узнаете о начале профессиональной подготовки кадров для специального образования, о современном педагогическом образовании, сферах деятельности педагога-дефектолога, и професси...