Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Из этой статьи вы узнаете о начале профессиональной подготовки кадров для специального образования, о современном педагогическом образовании,  сферах деятельности педагога-дефектолога, и профессиональных и личностных качествах педагога системы специального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования

2. Современное педагогическое образование

3. Сферы деятельности педагога0дефектолога

4. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования

1.        Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:

  • первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
  • профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) - началась в 1892 г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.

2.        В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.

В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

•        тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

•        сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

  • олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
  • логопедия — с получением квалификации логопеда;
  • специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".

Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.

3.        Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

  • профилактика;
  • диагностика и консультирование;
  • педагогическое просвещение;
  • участие в психологической и психотерапевтической помощи;
  • образовательная и социально-педагогическая деятельность;
  • организация и руководство образованием;
  • преподавательская деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность.

Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.

4.        Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

•        педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

  • эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
  • педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;
  • педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
  • культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;
  • педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности.

Педагогическая техника — необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Pay выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

  • физическая выносливость;
  • сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
  • отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
  • психическое здоровье.

Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:

  • доброта;
  • ответственность;
  • терпение;
  • способность к эмпатии;
  • энергичность;
  • увлеченность своей работой;
  • уважение и любовь к своим воспитанникам;
  • профессиональная честность и порядочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....

Дошкольная система специального образования. Альтернативные варианты помощи дошкольникам в отклонении в развитии.

Согласно тенденциям развития образования, ведущей идеей является идея инклюзивного образования, т.е. совместное обучение всех детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми.В альтерн...

консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Данная консультация познакомит  педагогов с использованием  средств обучения с детьми  коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...

Законодательство в системе специального образования

Краткий обзор законадательных актов в системе специального образования...

Консультация для педагогов На тему: «Влияние личности педагога на качество образования в современным ДОУ"

Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных функций играет воспитатель дошкольного учреждения. Он является специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошколь...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Очный этап конкурса профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования

В Москве пройдет очный этап конкурса профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования.14-15 октября 2021 года Министерство просвещения Российской Федераци...