Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
статья (подготовительная группа)
Из этой статьи вы узнаете о начале профессиональной подготовки кадров для специального образования, о современном педагогическом образовании, сферах деятельности педагога-дефектолога, и профессиональных и личностных качествах педагога системы специального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_deyatelnost_pedagoga_sistemy_spetsialnogo_obrazovaniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования
2. Современное педагогическое образование
3. Сферы деятельности педагога0дефектолога
4. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования
1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
- первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
- профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) - началась в 1892 г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
2. В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.
В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100-120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:
• тифлопедагогика - педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
• сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
- олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
- логопедия — с получением квалификации логопеда;
- специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".
Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.
3. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
- профилактика;
- диагностика и консультирование;
- педагогическое просвещение;
- участие в психологической и психотерапевтической помощи;
- образовательная и социально-педагогическая деятельность;
- организация и руководство образованием;
- преподавательская деятельность;
- научно-исследовательская деятельность.
Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.
4. Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
- эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
- педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;
- педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
- культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;
- педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности.
Педагогическая техника — необходимая составная часть педагогического мастерства. Ф.А. Pay выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:
- физическая выносливость;
- сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
- отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
- психическое здоровье.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
- доброта;
- ответственность;
- терпение;
- способность к эмпатии;
- энергичность;
- увлеченность своей работой;
- уважение и любовь к своим воспитанникам;
- профессиональная честность и порядочность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....
Дошкольная система специального образования. Альтернативные варианты помощи дошкольникам в отклонении в развитии.
Согласно тенденциям развития образования, ведущей идеей является идея инклюзивного образования, т.е. совместное обучение всех детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми.В альтерн...
консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
Данная консультация познакомит педагогов с использованием средств обучения с детьми коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...
Законодательство в системе специального образования
Краткий обзор законадательных актов в системе специального образования...
Консультация для педагогов На тему: «Влияние личности педагога на качество образования в современным ДОУ"
Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных функций играет воспитатель дошкольного учреждения. Он является специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошколь...
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
Очный этап конкурса профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования
В Москве пройдет очный этап конкурса профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования.14-15 октября 2021 года Министерство просвещения Российской Федераци...