Представление опыта
материал

Малинова Юлия Александровна

Сенсомоторика     –     взаимокоординация     сенсорных     и                                        моторных компонентов деятельности.

Быстрое      формирование     всех   свойственных       человеку психофизиологических процессов   начинается  с        раннего          возраста. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для

совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Сенсомоторика        –        взаимокоординация        сенсорных        и        моторных компонентов деятельности.

Быстрое        формирование        всех        свойственных        человеку психофизиологических        процессов        начинается        с        раннего        возраста. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Специалисты, занимающиеся профилактикой и коррекцией нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста, пришли к единодушному мнению, что необходимо с ранних лет уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка: совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.

Таким         образом,         можно         сделать         вывод,          что         для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого,

которое        включает        ребенка        в        деятельность        и        формирует        действие

и восприятие:

∙        взрослый выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.

∙        взрослый учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Опыт работы по данной теме складывался постепенно. Необходимость

работы по теме была обусловлена тем, что в 2019 году в ДОУ мною была набрана группа детей младшего дошкольного возраста, среди которых большая часть детей – домашние дети, не посещавшие до этого времени детский сад. В этот возрастной быстро формируются все свойственные человеку психофизиологические процессы.

Работа была начата с изучения научно-методической литературы и передового педагогического опыта по теме, создания в группе условий для развития сенсомоторных способностей детей - развития мелкой моторики рук;        развития        координации        движения        кистей        рук        ;формирования представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; активизации сенсорного восприятия через стимуляцию зрительных, слуховых анализаторов, осязания, обоняния и вкуса; подготовки серии игр, упражнений, заданий на развитие сенсорных эталонов.

Полученный опыт призван решить проблему сенсомоторного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста с целью активизации развития у них психических процессов.

Наличие теоретической базы опыта.

1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.

2. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

4. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.

5. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2002. – 464 с.

6. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е издание исправ. и доп. -М.: Академия, 2001. – 416 с.

8. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2000.

10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

12. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.

-М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

13. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском

саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с. 14. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 16. Шаграева О.А. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель опыта: активизация у детей младшего и среднего дошкольного возраста развития психических процессов средствами сенсомоторного развития.

Задачи:

· Развитие мелкой моторики рук;

· Развитие координации движения кистей рук;

· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

· Активизация сенсорного восприятия через        стимуляцию зрительных, слуховых анализаторов, осязания, обоняния и вкуса.

Принципы организации работы:

- принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей;

- принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к

восприятию дошкольников;

- принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.

Ведущая педагогическая идея инновационного опыта «Сенсомоторное

развитие детей младшего дошкольного возраста» эффективно реализуется, если предложенные формы работы последовательно организуются в работе с воспитанниками, их родителями, педагогами.

Осуществление работы с детьми по сенсомоторному развитию я проводила поэтапно:

- изучение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве, так же развитие мелкой моторики рук (диагностика, планирование, разработка материалов);

- сообщение детям новых сведений о сенсомоторике и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности;

-        закрепление сенсомоторных        умений        детей        младшего        и        среднего дошкольного возраста.

Наряду        с        включением        игр        и        заданий        в        непосредственно организованную образовательную деятельность, я организую в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей :

∙        рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.; ∙        лепка из глины, пластилина, теста;

∙        игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором; ∙        застёгивание и расстегивание пуговиц;

∙        всевозможные шнуровки;

∙        нанизывание колец на тесьму;

∙        вырезание;

∙        аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); ∙        конструирование из бумаги (оригами);

∙        макраме (плетение из ниток, веревок); ∙        собирание пазлов;

∙        сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу;

∙        использование массажных мячей; ∙        «Шариковые» ванны»;

∙        самомассаж;

∙        игры с водой, песком; ∙        дидактические игры; ∙        подвижные игры.

Для реализации идеи этого я широко использую художественную литературу, музыкальное и        изобразительное искусство,        современные возможности информационно-коммуникативных технологий.

Для        осуществления        деятельности        по        данному        направлению подготовила следующий практический материал :

1.        Цикл        бесед        и        занятий        в        непосредственно        организованной образовательной деятельности: беседа «Зачем детям развивать моторику рук?»; занятие «Кошка», «Смотрит солнышко в окошко»;

2. Цикл игр:

- пальчиковые: «Зайчик», «Человечек», «Ежик», «Кошка», «Бабочка», «Очки»;

- театрализованные : «Пальчиковый театр» ;

-дидактические игры: «Сильные ладошки», «Мозайка», «Конструктор», «Шнуровка», «Бусины», «Разноцветные прищепки», «Счетные палочки», «Застегни пуговку», «Трафареты» и др.;

3. Потешки для мелкой моторики: «Сорока», «Ладушка», «Варежка», «Братцы», «Замок»;

4. Комплексы оздоровительных мероприятий:

- массаж: поглаживание, растирание, вибрация, массаж с помощью специального мячика;

- физкультминутки: «Дружба», «В гости», «Домик», «Прогулка»

- пальчиковая гимнастика: «Ладони на столе» (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе), «ладошка - кулачок – ребро» (на счет "раз, два, три"),        «пальчики здороваются»        (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук), «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

4. Информационный материал по теме для работы с родителями:

- консультации: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Сенсомоторное развитие».

- картотека игр: «Дидактические игры для развития сенсомоторных умений детей младшего и среднего дошкольного возраста»;

Весь материал активно использовался в работе с детьми и родителями группы.

Работа с детьми осуществлялась:

-непосредственно в совместной с детьми работе в группе;

-индивидуально по результатам развития у детей тех или иных сенсомоторных умений давались рекомендации для выполнения упражнений и заданий дома совместно с родителями.

Анализ результативности

За время работы по теме мною получены следующие результаты:

В результате организованной целенаправленной работы с детьми у детей сформировались определенные умения и навыки, что было выявлено по результатам диагностики.

Работа        с        детьми        по        сенсомоторному        развитию        показала положительную результативность:

-создана предметно-развивающая среда для организации деятельности по

формированию сенсомоторных умений у детей дошкольного возраста;

-        у        детей        отмечены        положительные        результаты        в        формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;     в        активизации        сенсорного        восприятия,     стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

-скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений удетей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей.

Таким        образом,        проводимые        в системе        тематические        беседы, дидактические игры и задания, игры-занятия, рассматривание плакатов, рисование пальцами, лепка из глины, подвижные игры, пальчиковая гимнастика,        самомассаж        способствовали        развитию        у        дошкольников сенсомоторных умений.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В начале своей работы столкнулась с проблемой недостатка практического материала. (изготовлены дидактические игры для развития сенсомоторики, разработаны конспекты занятий с детьми, так же план индивидуальной работы с воспитанниками и родителями) Поэтому, в первую очередь, оформила необходимый практический материал.

Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления дошкольников через художественную литературу, иллюстрации, картинки, настольно-печатные, дидактические игры, пословицы, поговорки и др., используя беседы, вопросы, наблюдения и продуктивную деятельность, организовала диагностирование знаний, привычек детей по развитию сенсомоторных умений и навыков.

Проанализировав        данные        результата        диагностики,        убедилась        в

целесообразности        выбранной        темы        и        необходимости        организации целенаправленной работы с детьми группы, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении со взрослыми, но знания поверхностные, не глубокие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Представление опыта «Организация самостоятельной деятельности в процессе развития логико-математических представлений».

Уважаемые коллеги, хочу вам представить вам краткое описание моего педагогического опыта....

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...