Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"
проект (старшая группа)
Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_igraem_v_kukly_proekt.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 компенсирующего вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Творческо – игровой проект
«Мы играем в куклы»
Старшая группа
Воспитатели: Клишкова Е.В.
Орехова И.А.
Учитель – логопед Ежова Т.П.
Музыкальный руководитель Зацепина Е.В.
Павловск
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская
Актуальность.
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Постановка проблемы
Современные дети не смотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав...
Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делаем участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
Работа по теме проекта «Мы играем в куклы» реализуется через образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель проекта:
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта:
С детьми:
- познакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);
- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;
- учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани;
- в процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
- учить простейшим формам речевого этикета;
- формировать основы гендерной принадлежности;
- обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.
С родителями:
- способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;
- создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;
- способствовать развитию родительско-детских отношений.
Участники проекта:
Дети 5 - 6 лет (старшая группа).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей, воспитателей, логопеда, музыкального руководителя.
Срок реализации проекта:
Краткосрочный (апрель 2017)
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный.( октябрь-март)
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы над проектом.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;
Разработка и реализация конспектов НОД;
Изготовление практического материала по теме.
Второй этап – практический. (апрель)
Основные формы реализации проекта:
- беседы;
- рассматривание современных и народных кукол;
- игровые занятия;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;
- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);
- презентации о народной кукле;
- просмотр кукольных спектаклей
- знакомство с выставками музея кукол в СПб
Познавательная деятельность:
1.НОД «Путешествие в прошлое куклы», «Куклы, в которые мы играем», по ФЭМП «Наша Маша рано встала…»
2.Составление описательного рассказа о кукле.
3.Чтение художественной литературы:
4.Познакомить детей с малыми фольклорными формами и стихами: «Девочка чумазая», «Наша Маша рано встала…»
5. Просмотр мультфильмов: «Щелкунчик», «Живая игрушка»,
Художественно-творческая деятельность:
1.Рассматривание иллюстраций и картины «Дети купают куклу»
2.Лепка «Кукла в длинном платье»
3.Совместная деятельность детей и родителей «Одень куклу в необычный наряд»
4.Рисование «Укрась платье (фартук)»
5.Конструирование из бумаги «Куклы четырех времён года»
6.МУЗО: «Детский альбом» П.И.Чайковского, песенка «Мишка с куклой…», «Танцы кукол» Д.Шостаковича.
7.Конструирование из мягких модулей «Сказочный домик для куклы»
Игровая деятельность:
1.Дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».
2.Сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».
Практическая деятельность:
1.Создание коллекции кукол.
2.Создание выставки детских работ и рисунков.
3.Оформление фотовыставки по проекту.
4.Создание картотеки стихов, загадок, потешек о куклах.
5.Подбор интересных материалов для родителей по данной теме.
Двигательная деятельность:
Физкультминутки на занятиях.
Театрализованная деятельность:
Просмотр театрализованных сказок для детей «Машенька и медведь», «Почему у зайца хвост короткий», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Сказка про доброго паучка»
Третий этап – обобщающий:
1.Обобщение результатов проекта.
2.Выставка коллекции кукол.
3.Выставка детских работ.
4.Открытое занятие для родителей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;
- сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
- приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;
- приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.
Для родителей:
- сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;
- приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;
- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Список литературы.
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.
2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 59-62.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа(Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «Цветной мир», 2008.
6. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 120-121.
7. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2011. – 111 с.
8. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»
1.Характеристика игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3. Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...
Игровые технологии ,,Игры,игровые упражнения используемые в художественно-творческой деятельности конструирование"
Игры,игровые упражнения по конструированию...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ С КУКЛОЙ» Игры с куклами для детей 2-3 лет.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА«ИГРЫ С КУКЛОЙ»Игры с куклами для детей 2-3 лет....
Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»
Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»Воспитатель:Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность проекта: сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая д...
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.Цель: ...
Игровое занятие для детей 2-3 лет. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Игровое занятие для детей 2-3 лет. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»Программное содержание.1. Закреплять и уто...