Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.
Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; закреплять навыки фонематического анализа и синтеза слов, развитие диалогической и монологической речи; развитие психологической базы речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.
Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание игрушки матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок, беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.
Демонстрационный материал: кукла-матрёшка (из пяти элементов), маленькие матрешки-призы для всех участников, шкатулка, конверт с заданием, картинки с изображением предметов, разрезная азбука, свиток с вопросами, деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой); медиа - ресурсы: аудиомагнитофон, мультимедийный проектор и доска.
Сценарный план квест-игры «Тайна куклы с секретом»
Ведущий: Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки? Предлагаю отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков. Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.
В этом нам поможет волшебная шкатулка, а в ней записка: «Тайну вы узнать хотите? - В раздевалку выходите, на дерево - чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!» звучит русская народная песня «Русская матрёшка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» города Белгорода
Лучшие практики педагогов дошкольных образовательных организаций
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест - игра «Тайна куклы с секретом»
Фесенко С.И.,
воспитатель 1 категории
г. Белгород 2021
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Образовательная область и направление: социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства - русской матрёшкой.
Программные задачи:
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к народному искусству, уважение к труду народных умельцев.
Развивающие: способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; закреплять навыки фонематического анализа и синтеза слов, развитие диалогической и монологической речи; развитие психологической базы речи; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи и прослеживать логическую цепочку событий.
Обучающие: учить активно и творчески применять ранее усвоенные приемы составления композиции из отдельных элементов.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание игрушки матрёшки, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок, беседа-презентация «История появления матрёшки»; изготовление плоскостной игрушки-матрёшки; рисование матрёшек, узоров для фартуков; организация презентации авторских матрешек в группе; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; театрализованные игры с использованием матрёшек; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки «Нарядные матрёшки» и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме.
Демонстрационный материал: кукла-матрёшка (из пяти элементов), маленькие матрешки-призы для всех участников, шкатулка, конверт с заданием, картинки с изображением предметов, разрезная азбука, свиток с вопросами, деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой); медиа - ресурсы: аудиомагнитофон, мультимедийный проектор и доска.
Сценарный план квест-игры «Тайна куклы с секретом»
Ведущий: Ребята, какими игрушками вы любите играть больше всего? А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши родители? А ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки? Предлагаю отправиться в путешествие и узнать тайну любимой куклы наших предков. Путешествовать мы будем в группе. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.
В этом нам поможет волшебная шкатулка, а в ней записка: «Тайну вы узнать хотите? - В раздевалку выходите, на дерево - чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!» звучит русская народная песня «Русская матрёшка».
Станция № 1. «Отгадай-ка».
На дереве - чудес развешены картинки с изображением предметов: машина, аист, танк, радуга, ёжик, шары, кошка, апельсин. В задании предлагается выделить первые звуки в названиях каждой картинки и из них составить слово и буквами соответствующими этим звукам выложить слово (матрешка).
Ведущий показывает детям матрешку: «Кто не знает русскую матрешку, любимую красавицу-игрушку ваших предков! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбуешься ярким, затейливым рисунком — хороша девица! А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет. Не спеша разъединишь две половинки - а внутри… записка с заданием?!».
Ведущий читает задание: «В уголок литературы проходите, историческими знаниями удивите!»
Станция № 2 «Исторический перекресток».
- На полке дети находят древний свиток. В нем вопросы викторины: «Если все вопросы отгадаете, матрешку с заданием получаете!»
- Когда появилась первая матрешка на Руси? (не многим более ста лет назад).
- Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (фигурка добродушного мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше, ученики мудреца).
- Почему матрешка так называется? (в то время на Руси имя Матрена было самым распространенным).
- Кто сделал первую русскую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал в русском стиле кукол - их было восемь).
- Почему все матрешки разные? (каждый мастер расписывает куклу по-своему, стиль росписи характерен для местности, где изготавливается матрешка, поэтому есть матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские, Вятские).
- Каковы сюжеты современных матрешек? (художники расписывают их под былинных и сказочных персонажей, под диких и домашних животных, богатырей и солдат, государственных деятелей разных государств).
Ведущий читает задание из второй матрешки: «В мастерскую нашу проходите — знаниями о создании матрешки удивите!». Звучит песня Ю.Вережникова «Русская матрёшка».
Станция № 3 «Слобода мастеров»
В уголке детского творчества на столике выложены: деревянная чурочка, деревянная заготовка матрешки, жесткая бумага-шкурка, кисточки, разноцветная гуашь, высушенная соломка злаковых культур; книжки-раскраски с элементами росписи, рабочие тетради по основам народного искусства; третья матрешка из набора. Детям предлагается с наглядной опорой на эти предметы вспомнить и рассказать об этапах изготовления матрешки русскими мастерами.
Примерный рассказ детей (ожидаемый результат): «Для основы матрешки используются лиственница, липа, осина или береза, срубленные в конце зимы или ранней весной, когда в них мало сока. Заготовленные бревна сушат, складывая так, чтобы между стволами свободно проходил воздух. Через несколько лет просушенное дерево распиливают на чурочки — заготовки для будущих матрешек. Мастер выбирает чурочку и приступает к изготовлению матрешки, первой вытачивая на токарном станке самую маленькую матрешку, потом следуют матрешки побольше. Последней будет самая большая матрешка, в неё будут вкладываться все остальные. Готовые фигурки протирают жесткой шкуркой, и пропитывают специальным прозрачным составом, чтобы краски ложились ровно. Далее фигурки попадают в руки художнику. Каждый художник расписывает свою матрешку особым, характерным только для него стилем. Такая матрешка называется авторской».
Ведущий обращает внимание детей на готовую (третью из набора) матрешку и зачитывает следующее задание: «В уголок музыкальный заходите - стихи, загадки о матрешке прочтите!»
Станция № 4 «Музыкальная ярмарка»
Ведущий с детьми выполняет с детьми физкультминутку «Нарядные матрешки»:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Дети читают стихи и загадывают загадки о матрешке:
Наша русская матрёшка,
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идёт!
Я Матрёшка-сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня,
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрешки.
В одной кукле - кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…(Матрешки)
Среди музыкальных инструментов дети находят (четвертую из набора) матрешку с заданием: «К доске волшебной подходите - стиль росписи матрешкам подберите»
Станция № 5 «Мастерская художника»
В зоне познавательной активности группы на экране открыта игра «Одень матрешку» (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, Вятская): е представлены четыре силуэта матрешки без росписи, четыре стиля росписи. Ребенок выполняет задание и аргументирует свой выбор. (Загорская матрешка одета в сарафан, передник и платок, часто держит в руках букет цветов или корзинку. Платок, передник и сарафан украшают цветами, используя простые цвета: красный, зеленый, синий. У семеновской матрешки платок с каймой с цветочными бутонами, в руках большой букет цветов: розы, колокольчики, колоски. Преобладающие цвета: красный, малиновый, желтый, зеленый, фиолетовый. Полхов - Майданская - сильно вытянутая вверх фигурка с маленькой головой. Вместо сарафана и передника широкий овал, заполненный крупными цветами и кудрявыми листочками. Платок не завязан узелком, а свободно спадает с головы. Любимый цвет росписи - большие малиновые цветы шиповника. Для украшения Вятской матрешки, используется сухая соломка от ржаных колосков двух цветов: белого и золотистого оттенков.)
Ведущий вместе с детьми находит в последней пятой матрешке ключ-подсказку с местонахождением тайника: «Всех сестренок-матрешек соберите, шкатулку тайную у глобуса на полке найдите, и тайну куклы с секретом назовите»
«Матрешка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему человеку и так далее. Матрешка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Матрешка олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, яркими красками, дружными семьями. Матрёшка - символ России и русской души».
Звучит песня «Матрёшки» музыка З.Левиной, слова З.Петровой. Ведущий дарит всем участникам красочные матрёшки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: МГУ,2015.
2. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: ТЦ «Сфера», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста "С Днем Победы!"
Занятие в игровой форме позволит уточнить и расширить доступные детям представления о Великой Отечественной войне, привлечь внимание к празднику – День Победы....
Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках проекта «Играем вместе» Квест-игра «Путешествие на Север».
Ребята отправляются на Северный полюс, где путешествуют по станциям, вместе с родителями проводят опыты, делают выводы и в конце изготавливают макет Севера....
Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Кукла с секретом»
Интегрированное игровое занятие для старших дошкольников, целью которого является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознак...
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги.
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра: В поисках ключика или проказы бабы Яги. Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процес...
Конспект игровой деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста Квест-игра «Знатоки правил пожарной безопасности»
Цель: создать условия для закрепления у детей знаний правил пожарной безопасности....
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»
Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...
Конспект занятия Для детей старшего дошкольного возраста Квест - игра
Цель: Формирование у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий через сюжетно-ролевую игру.Задачи:- Познакомить детей с профессией археолога. Закрепить знания детей о труде людей разн...