Статья ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа)

Киппер Тамара Ивановна

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья посвящается одной из наиболее важных проблем – преемственности между дошкольным периодом и школой. Дан развернутый анализ деятельности ДОУ из опыта работы. Рассматриваются результаты осуществления воспитательного – образовательного процесса являющего качественной подготовкой детей к обучению к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_priemtstvennosti.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Г.В. Гончарова,

Т.И. Киппер,

г. Троицк

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: статья посвящается одной из наиболее важных проблем – преемственности между дошкольным периодом и школой. Дан развернутый анализ деятельности ДОУ из опыта работы. Рассматриваются результаты осуществления воспитательного – образовательного процесса являющего качественной подготовкой детей к обучению к школе.

Ключевые слова: непрерывность образования, педагогическое взаимодействие, совместная деятельность.

G. V. Goncharova,

T. I. Kipper,

Troitsk

CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION

Abstract: the article is devoted to one of the most important problems of continuity between the preschool period and school. Given a detailed analysis of the activities of DOE from the experience. Discusses the results of the implementation of the educational process which is quality education of children to study for school.

Keywords: continuity of education, pedagogical interaction, joint activity.

Педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о двустороннем процессе. На дошкольной ступени образования реализуется принцип самоценности дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества воспитанника (базис личностной культуры), являющиеся основой успешности школьного обучения.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к освоению программ начальной школы, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования.

Основаниями преемственности являются следующие:

  1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности. Познавательная активность обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие важных качеств личности воспитанника;
  2. Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (художественных, интеллектуальных) и других задач, помогающих быть успешным в разных видах деятельности;
  3. Развитие творческого воображения в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В процессе использования сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, конструирования, детского экспериментирования, многообразия художественной деятельности;
  4. Развитие коммуникативности (М.И. Лисина), умения общаться со сверстниками, как одного из основных условий успешности учебной деятельности, детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Основным условием эффективности по определению взаимодействия детского сада и школы является понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Цель – реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, осуществлять целостность и последовательность педагогического процесса.

Определили задачи:

1.       Развивать любознательность, формировать у старших дошкольников основы умения учиться;

2.       Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие дошкольника;

4.    Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- воспитание нравственного человека;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- поддержка индивидуальности ребенка, психическое, физическое развитие детей.

Преемственность дошкольного и начального образования предполагает решение приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие положительного самоощущения;

- развитие способности к творческому самовыражению;

- формирование инициативности, любознательности, произвольности; формирование широких знаний об окружающем мире, развитие игровой активности в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; вовлечение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы осуществляется:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- умение планировать свою учебную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно – нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие моральных норм, нравственных установок, нравственных ценностей;

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

- индивидуализация процесса обучения, важно в случаях опережающего развития.

Осуществлению общих целей способствуют психолого – педагогические условия:

На дошкольной ступени:

- личностно – ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важного фактора развития воспитанника;

- построение образовательного процесса с использованием форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

- опора на достижения дошкольного детства;

- ориентация процесса обучения на формирование умения учиться как основного достижения данного возрастного периода;

- взаимосвязь репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Совместная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников, поговорить о каждом воспитаннике, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений в ДОУ. Такое сотрудничество позволит добиться положительных результатов в работе.

Результатом осуществления воспитательно – образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Список литературы

1.       Арапова-Пискрева, О.А. О развитии программного обеспечения с сфере дошкольного образования /Н.А. Арапова-Пискарева// Управление ДОУ. – 2005. - № 5. – с. 64-73.

2.        Соломенникова, О.А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения /О.А. Соломенникова, Н.А. Баранникова// Начальная школа. – 2008. - № 2. – с. 3-5.

3.       Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском саду/ Д.Б. Эльконин// вопросы психологии. – 1971.- № 4. – с. 6-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос"         [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования на разных ступенях образования в воспитании и обучении детей

         Осуществлениепреемственности дошкольного и начального образования на разных ступенях образования в воспитании и обучении детей...

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

Статья на тему "Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС ДО"

В современных условиях, когда в соответствии с законом «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, вопросы преемственности между дошкольным и младшим ш...