компьютерные технологии в логопедической работе
презентация к уроку по логопедии по теме

Лаптева Светлана Николаевна

Компьютерные технологии сейчас являются  важнейшими элементами учебной деятельности любого высшего заведенияи обычнойшколы.Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т.д.), изменений в личностной сфере ребёнка.

Представлен материал семинара с педагогами-презентация компьютерные игры+ теоритечская часть семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskaya_chast.doc57.5 КБ
Office presentation icon kompyuternye_igry_2.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

  1. «Теоретическая   часть»

Персональные  Компьютеры (П.К.)  прочно  заняли  существенное  место  в  нашей  жизни.  Спорить  по  поводу  того,  нужно  ли  детей   допускать  до  этого  изобретения,  пожалуй,  бессмысленно,  к уже в начальной  школе  наши  дети  будут  с  ним  взаимодействовать,  выполняя  определённые  учебные  задания.

Компьютерные  технологии  сейчас  являются  важнейшими  элементами  учебной  деятельности  любого  высшего  заведения  и  обычной  школы.  А   современные  дети  всё  активнее  используют  в  качестве  главных  источников  информации  телевидение, видео,  компьютеры, порой  в  ущерб  общению с окружающими  людьми, природой,  двигательной  активности,  необходимым  для  гармоничного  развития  личности.  При  работе  на  компьютере  организм  человека  испытывает  определённые  нагрузки, характеризующиеся  умственным, зрительным и  физическим  напряжением.  Широкое  использование  компьютеров  в  системе  образования  привело  к  необходимости  проведения  специальных  исследований  влияние  компьютерной  техники  на детский  организм.  Этот  вопрос  особенно  актуален   в последнее  время  в  связи  с повсеместным  внедрением  здоровьесберегающих   технологий.

С  тех  пор,  как  впервые  ребёнок  сел  к  монитору  компьютера,  ведутся  споры  о  пользе  и  вреде  раннего  обучения  детей  играм  по  определённым  правилам и азам  компьютерной  грамотности.

Аргументы  "за"  имеющие   научное  обоснование  и  подтверждение, выдвигают  многие  педагоги  и  родители,  говоря  о том,  что  компьютер  способствует  интеллектуальному  росту  ребёнка,  так  как  развивает  важнейшие  операции  мышления.  У  детей   периодически   проводящих  время   за  компьютером,  очень  рано  развивается  так  называемая   "знаковая  функция  сознания", улучшается  произвольная   память  и  внимание,  формируется  познавательная  мотивация,  моторная  координация  и  координация  совместной  деятельности  зрительного  и  моторного  анализаторов.  А  развитие  этих  качеств  во  многом   обеспечивает  психологическую  готовность  ребёнка  к  школе. Озабоченность  здоровьем  наших  детей  высказывают  медики,  приводя  немало  аргументов  "против" раннего обучения  ребят  дошкольного  возраста  информатике.  Воздействие  электромагнитного  излучения  монитора,  сидячее  положение  в  течение  длительного  времени  и  как  следствие  этого  появление  утомления,  нервно – эмоционального  напряжения,  эмоциональных стрессов, ухудшение  зрения  и осанки.  Из  этого  напрямую следует, что» виртуальный мир" скорее  опасен  для  физического  и  психического  здоровья  ребёнка, чем  полезен.  

Кто  же  прав в  этих  бесконечных  спорах  и  дискуссиях?               Подпускать  или  нет  дошкольников  к  компьютеру?  Благо  это  для  растущих  малышей  или  вред?  Вопрос  остаётся  открытым.  Итак,  компьютер – это полная  больших  возможностей, но и потенциальных  угроз вещь, которой должно быть  отведено  своё  место.

В ходе экспериментальных   исследований  выяснилось,  что  появление  компьютера  в  детском  саду  затрагивает  все  стороны  педагогического  процесса  и  требует  решения многих  организационных  вопросов.

Характеристики  и  возможности   современных персональных  компьютеров  и  программного  обеспечения постоянно  улучшаются.  Мир  вступил в  третье  тысячелетие.  Уже  сейчас  нужны  подготовленные  для  работы  в  новых  условиях  люди. Надобность в них  станет ещё  более актуальной  в  самое  ближайшее  время.  Поэтому  в  систему  дошкольного  воспитания  и  обучения  в  специальную  педагогику  необходимо  внедрять  новые  информационные  технологии.  Уж  чего  у компьютерных  игр  не отнять, так  это  способности  развивать  навыки  обращения  с  компьютером.  А  полезность  такого  умения  сегодня,  наверное, никто  не  будет  оспаривать, ну  если  только  консерваторы.

Грамотное  использование  компьютера  в  дошкольном  учреждении  ставит ребёнка  в  совершенно  новую  качественно отличающуюся  ситуацию  развития. Конечно, нельзя  бездумно  идти  на поводу  бурно  развивающегося  прогресса, принося  на его алтарь  здоровье  будущего  поколения, но  вместе  с  тем  нельзя  забывать, что  компьютеры   -  это наше  будущее.  Иными  словами,  нужна " золотая  середина".

А  чтобы  найти  эту  «середину», необходимо  учитывать  следующие  рекомендации:        

  • Компьютер должен  устанавливаться  в  хорошо  проветриваемом  помещении, где  регулярно  проводится  влажная  уборка.
  • Комната  должна  иметь  хорошее, равномерное  оснащение, не  допускающее  бликов  на  экране  монитора.
  • Для  ребёнка 5-6 лет  предел  одноразовой  работы  на  компьютере   10 – 15 минут.  При   этом  периодичность  занятий  с  одним  ребёнком  должна  быть  не более   двух  раз  в  неделю, в  первой  половине  дня.    

Для  детей,   относящихся  к группе  риска  по  состоянию зрения  и  имеющих повышенную  судорожную  возбудимость, нагрузку  следует  дозировать  индивидуально.

Каждое занятие с использованием компьютерной технологии д.б. комплексным, т,е. представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечать индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. И включать в себя 3 основных этапа:

  • Подготовительный: Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия, в соответствии с поставленными коррекционными – образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
  • Основной: Решаются поставленные коррекционные – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.  
  • Заключительный: Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятие эмоционального, зрительного, и мышечного напряжения(физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой и точечный массаж).

Новые компьютерные технологии применяются и в логопедической работе с целью коррекции нарушений речи. Одним из преимуществ, специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность  детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды.

Общение с компьютером у детей логопатов вызывает живой интерес, сначала как  игровая, а затем и как учебная деятельность.  Этот интерес и лежит в основе  формирования  таких важных структур, как  познавательная  мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую  готовность ребёнка к обучению в школе. Занятия на компьютере имеют большое значение  и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, страдающими дизартрией лёгкой степени. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться  нажимать пальцами на определённые клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того,  важным моментом подготовки детей к овладению  письмом является формирование и развитие совместной и координированной деятельности  зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. За прошедшее время на основе результатов проведённых научных исследований  разработано немало интересных и полезных компьютерных программ, игр развивающего, обучающего и коррекционного характера для детей.  Методик их применения в детских садах.

Игры можно применять по различным предметам и видам  деятельности:

  • Обучению грамоте;
  • Озн6акомлению с природой;
  • Развитию речи т.д.

Использование  компьютера для обогащения  словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений может оказать серьёзное влияние на развитие всех сторон речи ребёнка. Компьютерные логопедические программы  помогут решить те речевые задачи, которые дети не усвоили (или усвоили недостаточно).

В процессе выполнения заданий уточняется и закрепляются обобщающие понятия, например, «Мебель», «Транспорт», а другие задания учат детей понимать и употреблять предлоги и слова с пространственным значением (около, напротив, в центре, слева, справа, внизу, вверху),  образовывать наименования детёнышей животных (в именительном и родительном  падежах множественного числа), дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, находить заданный звук  в начале, середине и конце слова.

Компьютерные игры совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения задания.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей и коррекции речи.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционного – образовательного процесса. Это достигается в создании условий развития положительной мотивации.

Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранение и укрепления здоровья старших дошкольников.

  1. Практическая часть

1. Показ фрагмента занятия.

Ход фрагмента занятия:

Отгадай загадку(загадка про паука).

А теперь с помощью картинок зашифруй слово.

КАРТИНКИ   -( Паравоз – арбуз – улитка – кот )

Какое слово у нас с тобой получилось?

Р – к: У нас получилось слово паук.

Разминка:

Приехал к нам паравозик, нужно составить вагончики,  начинай с картинки Слон, к последнему звуку этого слова ставим новое слово. На какой звук заканчивается слово слон?  

Р – к : Слово слон заканчивается на звук [н]

Картинки (Слон – носки – индюк – коляска – арбуз   – сыр – рыба – автобус– сундук ). Сосчитай сколько вагонов у нашего паравоза?

Р – к : у нашего паравоза 9 вагонов.

Мы с заданиями справились, подготовились, отправляемся в сказку  «Гуси – лебеди». Гуси нам приготовили задание, непростое. Компьютерная игра «Баба – Яга учится читать», с гусями. В конце ребёнку выдаётся приз: грамота от Бабы – Яги!

2. Презентация развивающих компьютерных игр.

  1. Заключение.

Компьютерные  занятия  в  дошкольном  учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т.д.), изменений в личностной сфере ребёнка.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это мальчикам, и девочкам. А наличие в нашем кабинете компьютера – это хорошая база для психологической подготовки детей к последующей деятельности с компьютерной техникой в школе.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Лаптева Светлана Николаевна Учитель –логопед МДОУ №2 Компьютерные игры

Слайд 2

«Игры для Тигры» Компьютерная технология разработанная Л.Р. Лизуновой, включает в себя упражнения, ориентированные на коррекцию различных сторон речи.

Слайд 3

Блок « Просодика» Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, силу речевого выдоха, громкость (интенсивность) голоса, тембр голоса, темпоническую организацию, интонационную выразительность, чёткость разборчивость речи.

Слайд 4

Блок «звукопроизношение» Способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление различных дефектов произношения

Слайд 5

Блок «Фонематика» Направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста: развитие неречевого слухового гнозиса, выделение звука на материале слов, выделение первого звука в слове, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности, звуковой синтез.

Слайд 6

Блок «Лексика» Напавлен на преодоление нарушений языкового развития дошкольников и раскрывает наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объёма пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, формирование граматического значения слова.

Слайд 7

«Учимся говорить правильно» Предназначена для речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, используется для коррекционно – развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи. Материал мультимедийного пособия направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать простые предложения.

Слайд 8

Программа включает в себя следующие разделы: Неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и другое. Знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разное время года. Звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов. Речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Развитие связной речи: Обучение построению связной речи от словосочетания до текста.

Слайд 9

«Неречевые звуки» и «звукоподражание» Представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой живой природы. Используется при изучении лексических тем: «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Лето», «Домашние животные»,»Птицы» и многие другие. В каждом задание предлогается 2 режима работы. «Изучение», «Задание» - направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания.

Слайд 10

«Речевые звуки» Помогает закреплять навыки выделения и дефферинциации звуков, звукового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения звуков.

Слайд 11

Игра знакомит со звуками и буквами. Достоинства: понятное меню, звуковые подсказки, многочисленные игры со звуками. Мультяшные персонажи, 10 игровых заданий. После выполнения задания в верхней части экрана появляется буква. Ребёнок учится не путать буквы и понимает как из букв получаются слова,а из слов предложения. Баба - Яга учимтся читать

Слайд 12

В игре представлены 15 конкурсов,которые способствуют развитию различных видов памяти. Игра разбита на 14 эпизодов, что позволяет контролировать время игры ребёнка. В игре использованна классическая ручная анимация; Игра озвучена профессиональными актёрами. Развиваем память Секретная опрерация домовёнка Бу

Слайд 13

Лунтик русский язык для малышей Обучающая игра, основаная по мотивам мультфильма «Лунный Гость». 10 обучающих заданий; Каждое задание – маленькая история из жизни Лунтика и его друзей

Слайд 14

Лунтик Развивающие задания для малышей Детей снова ждёт встреча с героями анимационного фильма и весёлые обучающие игры. Игра предназначена для развития памяти, внимания, мышления.

Слайд 15

Игры направленные на совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закреплению умений определять количество слогов в слове.

Слайд 16

Тренажёр «Звуковой анализ слова» Содержит 7 упражнений для индивидуальной работы по развитию и отработке умения выделять в слове отдельные звуки. При выполнении заданий нужно обдумывать каждый ответ. Собака подтверждает правильность ответа, а мышка указывает, что допущена ошибка.

Слайд 17

«Какого фрагмента не хватает на картинке» Игра развивает воображение, глазомер у ребёнка, ребёнок должен выбрать правильный именно тот, который вырезан из картинки, (при правильном ответе – переход на следующее звено) Возрастная категория – старше 3 лет, ребёнок умеет пользоваться мышкой.

Слайд 18

Поиграем – почитаем! Игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления, навыков чтения. РЫБА

Слайд 19

ЧТО ДЕЛАЕТ МИШКА? знакомит детей раннего возраста с глаголами в русском языке и служит для совершенствования навыков чтения по методике Г. Домана В игре содержится 14 словосочетаний, предусмотрено 3 варианта показа слайдов (в разном порядке).

Слайд 20

бежит по лесу

Слайд 21

Спасибо за внимание ! Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать детей, но просто играть, немножко шалить, или просто посмотреть фильм. Всего вам доброго желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"

Прзентация "Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"...

Презентация "Компьютерные технологии в логопедической работе"

Презентация подготовлена к выступлению на городском методическом объединении учителей логопедов.Выступление посвящено созданию и применению презентаций на логопедических занятиях....

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Что дает внедрение компьютерных технологий ? - улучшение качества обучения;- повышение мотивации к получению и усвоению новых знаний;- возможность наглядно увидеть результат своих усилий;- ...

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

Использование КТ в логопедической работе...

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи и актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их обучения, в том числе с опорой на информационно –...

Применение компьютерных технологий в логопедической работе

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использова...