компьютерные технологии в логопедической работе
презентация к уроку по логопедии по теме
Компьютерные технологии сейчас являются важнейшими элементами учебной деятельности любого высшего заведенияи обычнойшколы.Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т.д.), изменений в личностной сфере ребёнка.
Представлен материал семинара с педагогами-презентация компьютерные игры+ теоритечская часть семинара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskaya_chast.doc | 57.5 КБ |
kompyuternye_igry_2.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
- «Теоретическая часть»
Персональные Компьютеры (П.К.) прочно заняли существенное место в нашей жизни. Спорить по поводу того, нужно ли детей допускать до этого изобретения, пожалуй, бессмысленно, к уже в начальной школе наши дети будут с ним взаимодействовать, выполняя определённые учебные задания.
Компьютерные технологии сейчас являются важнейшими элементами учебной деятельности любого высшего заведения и обычной школы. А современные дети всё активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности. При работе на компьютере организм человека испытывает определённые нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.
С тех пор, как впервые ребёнок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определённым правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы "за" имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребёнка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая "знаковая функция сознания", улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе. Озабоченность здоровьем наших детей высказывают медики, приводя немало аргументов "против" раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике. Воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что» виртуальный мир" скорее опасен для физического и психического здоровья ребёнка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остаётся открытым. Итак, компьютер – это полная больших возможностей, но и потенциальных угроз вещь, которой должно быть отведено своё место.
В ходе экспериментальных исследований выяснилось, что появление компьютера в детском саду затрагивает все стороны педагогического процесса и требует решения многих организационных вопросов.
Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет ещё более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения в специальную педагогику необходимо внедрять новые информационные технологии. Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать, ну если только консерваторы.
Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребёнка в совершенно новую качественно отличающуюся ситуацию развития. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна " золотая середина".
А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
- Комната должна иметь хорошее, равномерное оснащение, не допускающее бликов на экране монитора.
- Для ребёнка 5-6 лет предел одноразовой работы на компьютере 10 – 15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребёнком должна быть не более двух раз в неделю, в первой половине дня.
Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения и имеющих повышенную судорожную возбудимость, нагрузку следует дозировать индивидуально.
Каждое занятие с использованием компьютерной технологии д.б. комплексным, т,е. представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечать индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. И включать в себя 3 основных этапа:
- Подготовительный: Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия, в соответствии с поставленными коррекционными – образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
- Основной: Решаются поставленные коррекционные – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
- Заключительный: Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятие эмоционального, зрительного, и мышечного напряжения(физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой и точечный массаж).
Новые компьютерные технологии применяются и в логопедической работе с целью коррекции нарушений речи. Одним из преимуществ, специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды.
Общение с компьютером у детей логопатов вызывает живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, страдающими дизартрией лёгкой степени. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определённые клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной и координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. За прошедшее время на основе результатов проведённых научных исследований разработано немало интересных и полезных компьютерных программ, игр развивающего, обучающего и коррекционного характера для детей. Методик их применения в детских садах.
Игры можно применять по различным предметам и видам деятельности:
- Обучению грамоте;
- Озн6акомлению с природой;
- Развитию речи т.д.
Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений может оказать серьёзное влияние на развитие всех сторон речи ребёнка. Компьютерные логопедические программы помогут решить те речевые задачи, которые дети не усвоили (или усвоили недостаточно).
В процессе выполнения заданий уточняется и закрепляются обобщающие понятия, например, «Мебель», «Транспорт», а другие задания учат детей понимать и употреблять предлоги и слова с пространственным значением (около, напротив, в центре, слева, справа, внизу, вверху), образовывать наименования детёнышей животных (в именительном и родительном падежах множественного числа), дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Компьютерные игры совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения задания.
Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей и коррекции речи.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционного – образовательного процесса. Это достигается в создании условий развития положительной мотивации.
Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранение и укрепления здоровья старших дошкольников.
- Практическая часть
1. Показ фрагмента занятия.
Ход фрагмента занятия:
Отгадай загадку(загадка про паука).
А теперь с помощью картинок зашифруй слово.
КАРТИНКИ -( Паравоз – арбуз – улитка – кот )
Какое слово у нас с тобой получилось?
Р – к: У нас получилось слово паук.
Разминка:
Приехал к нам паравозик, нужно составить вагончики, начинай с картинки Слон, к последнему звуку этого слова ставим новое слово. На какой звук заканчивается слово слон?
Р – к : Слово слон заканчивается на звук [н]
Картинки (Слон – носки – индюк – коляска – арбуз – сыр – рыба – автобус– сундук ). Сосчитай сколько вагонов у нашего паравоза?
Р – к : у нашего паравоза 9 вагонов.
Мы с заданиями справились, подготовились, отправляемся в сказку «Гуси – лебеди». Гуси нам приготовили задание, непростое. Компьютерная игра «Баба – Яга учится читать», с гусями. В конце ребёнку выдаётся приз: грамота от Бабы – Яги!
2. Презентация развивающих компьютерных игр.
- Заключение.
Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т.д.), изменений в личностной сфере ребёнка.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это мальчикам, и девочкам. А наличие в нашем кабинете компьютера – это хорошая база для психологической подготовки детей к последующей деятельности с компьютерной техникой в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игры для Тигры» Компьютерная технология разработанная Л.Р. Лизуновой, включает в себя упражнения, ориентированные на коррекцию различных сторон речи.
Блок « Просодика» Упражнения блока направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, силу речевого выдоха, громкость (интенсивность) голоса, тембр голоса, темпоническую организацию, интонационную выразительность, чёткость разборчивость речи.
Блок «звукопроизношение» Способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление различных дефектов произношения
Блок «Фонематика» Направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста: развитие неречевого слухового гнозиса, выделение звука на материале слов, выделение первого звука в слове, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности, звуковой синтез.
Блок «Лексика» Напавлен на преодоление нарушений языкового развития дошкольников и раскрывает наиболее значимые моменты коррекционной работы: расширение объёма пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, формирование граматического значения слова.
«Учимся говорить правильно» Предназначена для речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, используется для коррекционно – развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи. Материал мультимедийного пособия направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать простые предложения.
Программа включает в себя следующие разделы: Неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и другое. Знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разное время года. Звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов. Речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Развитие связной речи: Обучение построению связной речи от словосочетания до текста.
«Неречевые звуки» и «звукоподражание» Представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой живой природы. Используется при изучении лексических тем: «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Лето», «Домашние животные»,»Птицы» и многие другие. В каждом задание предлогается 2 режима работы. «Изучение», «Задание» - направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания.
«Речевые звуки» Помогает закреплять навыки выделения и дефферинциации звуков, звукового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения звуков.
Игра знакомит со звуками и буквами. Достоинства: понятное меню, звуковые подсказки, многочисленные игры со звуками. Мультяшные персонажи, 10 игровых заданий. После выполнения задания в верхней части экрана появляется буква. Ребёнок учится не путать буквы и понимает как из букв получаются слова,а из слов предложения. Баба - Яга учимтся читать
В игре представлены 15 конкурсов,которые способствуют развитию различных видов памяти. Игра разбита на 14 эпизодов, что позволяет контролировать время игры ребёнка. В игре использованна классическая ручная анимация; Игра озвучена профессиональными актёрами. Развиваем память Секретная опрерация домовёнка Бу
Лунтик русский язык для малышей Обучающая игра, основаная по мотивам мультфильма «Лунный Гость». 10 обучающих заданий; Каждое задание – маленькая история из жизни Лунтика и его друзей
Лунтик Развивающие задания для малышей Детей снова ждёт встреча с героями анимационного фильма и весёлые обучающие игры. Игра предназначена для развития памяти, внимания, мышления.
Игры направленные на совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закреплению умений определять количество слогов в слове.
Тренажёр «Звуковой анализ слова» Содержит 7 упражнений для индивидуальной работы по развитию и отработке умения выделять в слове отдельные звуки. При выполнении заданий нужно обдумывать каждый ответ. Собака подтверждает правильность ответа, а мышка указывает, что допущена ошибка.
«Какого фрагмента не хватает на картинке» Игра развивает воображение, глазомер у ребёнка, ребёнок должен выбрать правильный именно тот, который вырезан из картинки, (при правильном ответе – переход на следующее звено) Возрастная категория – старше 3 лет, ребёнок умеет пользоваться мышкой.
Поиграем – почитаем! Игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления, навыков чтения. РЫБА
ЧТО ДЕЛАЕТ МИШКА? знакомит детей раннего возраста с глаголами в русском языке и служит для совершенствования навыков чтения по методике Г. Домана В игре содержится 14 словосочетаний, предусмотрено 3 варианта показа слайдов (в разном порядке).
бежит по лесу
Спасибо за внимание ! Желаю вам любви и понимания в вашем доме, чтобы у вас было время не только воспитывать детей, но просто играть, немножко шалить, или просто посмотреть фильм. Всего вам доброго желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"
Прзентация "Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"...
Презентация "Компьютерные технологии в логопедической работе"
Презентация подготовлена к выступлению на городском методическом объединении учителей логопедов.Выступление посвящено созданию и применению презентаций на логопедических занятиях....
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Что дает внедрение компьютерных технологий ? - улучшение качества обучения;- повышение мотивации к получению и усвоению новых знаний;- возможность наглядно увидеть результат своих усилий;- ...
Опытно-экспериментальная деятельность "Значение использования компьютерных технологий в логопедической работе"
ИКТ как игровой инновационный метод в работе логопеда в ДОУ...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
Использование КТ в логопедической работе...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи и актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их обучения, в том числе с опорой на информационно –...
Применение компьютерных технологий в логопедической работе
Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использова...