Презентация опыта работы
материал

Каханова Милена Николаевна

В 2018 г. принимала участие в Региональном семинаре в рамках реализации образовательного проекта Федеральной инновационной площадки. Представление этапов технологии «Time Choice» «От первого шага в группе – до самостоятельных шагов в школьном пространстве»: визитные карточки точек технологии. Второй шаг» с представлением опыта с детьми среднего дошкольного возраста, г. Зеленогорск. 

Доклад из опыта взаимодействия с воспитанниками по накоплению опыта детей самостоятельных действий в пространстве группы завершения младшего и начала среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология Time Choice –  как технология поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в образовательном пространстве детского сада»

Доклад

из  опыта взаимодействия с воспитанниками

по накоплению опыта детей

самостоятельных действий в пространстве группы

завершения младшего и начала среднего дошкольного возраста

Каханова М.Н.

 Воспитатель

МБДОУ д/с №32 «Страна Чудес»

г. Зеленогорск

сентябрь, 2018

        Заявленная образовательная практика успешно апробирована и внедрена в образовательное взаимодействие с воспитанниками и получила дальнейший толчок к развитию и совершенствованию, как со стороны взрослого, так и со стороны воспитанников, проживающих в этой образовательной практике.

        Мне посчастливилось стоять у истоков ее внедрения, имея за плечами опыт выпуска воспитанников в школу, чей дошкольный период детства был прожит в созданных условиях социальной ситуации развития при поддержке их индивидуальности и инициативы. Что позволило им достигать положительных индивидуальных образовательных результатов и успешно вступить на следующую ступень образования.

        Каковы же те условия, при которых дети имеют возможность свободного выбора деятельности, её участников, принятия собственных решений, выражения своих чувств и мыслей, поддержки инициативных ситуаций развития и становления  самостоятельности ребенка в образовательном пространстве детского сада?

        Само название технологии Time Choice (Время выбора) раскрывает нам понимание о предоставлении ребенку времени для собственного выбора, времени, которое позволит ему проявить собственную инициативность и самостоятельность действий в очерченном собственными потребностями (на настоящий момент) поле. И как отмечал Л.С. Выготский, овладение «реакцией выбора» связано с процессом обучения произвольному управлению своей деятельностью. При котором, необходимо обеспечивать недирективную поддержку действий ребенка, с одной стороны, предоставляя среду, с разнообразными возможностями проявления активностей, с другой стороны, возможность путем практических успешных и неуспешных проб прожить различные варианты собственного выбора.

        На примере педагогического опыта взаимодействия с воспитанниками младшей и начала средней возрастной группы, презентую Вам условия 1 ступени технологии по её внедрению в пространство группы и накоплению опыта самостоятельных действий детей.

        На 1 этапе – зарождения инициативы пред нами обозначились задачи:

  • Создать предметно-пространственную развивающую среду, предоставляющую ребенку возможность удовлетворить собственные интересы, поддержать возникшую инициативу по организации собственной деятельности;
  • ввести правила нормативного поведения детей в среде, способствующих поддержке партнерского стиля общения детей в группе; инициировать самостоятельное создание детьми нормы поведения;
  • «проявить» момент выбора, сделать этот этап «видимым», проявить его как для взрослого таки для ребенка.

Прошло время, когда дети адаптировались к новым условиям и режиму группы младшего дошкольного возраста. И мы стали отмечать, что большинство детей приняли Экран выбора и уже самостоятельно делали пробы, фиксируя  свое желание, свои планы на текущий отрезок времени, и тем самым делали «видимым» для окружающих ту деятельность, которую им предстояло организовать для себя. Используя в практике технологию моделирования, мы создавали такие обозначения центров активности, которые доступны восприятию ребенка данного возраста, такими же моделями обозначались и центры в пространстве групповых помещений. По мере того, как дети овладевали умением делать выбор, на Экране стали появляться обозначения вида деятельности, изготовленные самостоятельно детьми, с обозначение введенного ими правила, например игра в домик вдвоем, знак моя игрушка. Во главе угла, конечно, стояли нормы и правила группы. Мы обговаривали, создавали и подписали печатными буквами каждое условное обозначение, т.е. правила, которые понятны и посильны детям этого возраста. Например, ходить в группе шагом, говорить спокойно, договариваться об одной игрушке с помощью песочных часов, убирать за собой используемые предметы и т.д. Так был создан общий свод норм и правил поведения, общепринятых группой.

Но чтобы овладеть универсальным умением – делать выбор, необходимо ни просто обозначить деятельность, но и соотнести собственные действия с этим выбором, действовать целенаправленно, разворачивать ее и уметь ее завершать. И тут необходимо удерживать важные ориентиры:

  • При обозначении на Экране центров активности и деятельности, которые предоставляются ребенку для выбора, учитываются не только требования ФГОС дошкольного образования, но и что не менее важно, склонности и интересы воспитанников группы;
  • Предоставление ребенку реальной возможности в общем образовательном пространстве (регламентированным режимом с чередующимися отрезками – сон, прием пищи, прогулка и др.) действовать в рамках собственной поставленной задачи, когда его собственная фотография в заданном поле Экрана подчеркивает важность его выбора, его занятость на ближайший отрезок времени;
  • Понятность и доступность «Экрана выбора» по содержанию (модели, символы и др.), предоставление, детям возможности (используя передвижные магнитные материалы) менять его в зависимости от своих собственных предпочтений (количество центров занятости, обозначение центров, возможность создания личного центра и т.д.).

Предоставляя ребенку действовать по собственной программе, педагогу необходимо учитывать риски (возможно):

  • ребенок не захочет каждый день делать выбор;
  • ребенок захочет выбрать те виды деятельности, которых нет на экране;
  • ребенок захочет поменять свой выбор.

Выделение и адекватная оценка этих рисков позволила сформулировать один из основных концептуальных принципов возникшей образовательной практики Time Сhoice  - признание возможностей зарождения инициативы другим путем и предоставления права действовать по собственным (культурным)  правилам и нормам.

На 2 этапе  - Time Choice, это время от 40 минут, в режиме дня ежедневно в утренний и послеобеденный промежуток, когда каждый ребенок в группе может заняться тем делом, которое он выбирает, следуя собственным потребностям. Это время, которое взрослый не может использовать для других дел. В течение данного отрезка времени, мы наблюдали за действиями детей, отмечая для себя (фиксируя в листе наблюдений), способность каждого организовать свою деятельность, согласовывать свои действия со сверстниками, возможности среды для удовлетворения интересов воспитанников. На этом этапе, мы оказывали детям недирективную помощь, т.е. разворачивали ситуацию так, чтобы ребенок сам находил способ ее решения.

Зачастую, в этом периоде дети играли поодиночке и конфликты возникали тогда, когда в индивидуальную деятельность внедрялся другой. И здесь, нам помогала так же технология, ведь умение сказать о своем желании играть вместе и тем самым, изменить свой выбор. На этом этапе мы помогали каждому, объясняя изменения в собственном выборе. С помощью музыкального сопровождения, веселой песенки про дружбу, мы постепенно учились сворачивать деятельность и убирать за собой то поле, в котором действовал каждый.

Во время Time Choice у ребенка формируется внутренний план действий, когда он, делая выбор, моделирует предстоящую собственную деятельность. Отображая свое замысел на Экране выбора, он формулирует внутренне, а иногда и проговаривая вслух, то действие и его план реализации, которое ему необходимо совершить, чтобы удовлетворить это желание. При этом подготавливает условия для разворачивания деятельности, реализует задуманное, завершает ее, представляет результаты в среде по желанию. Экран выбора позволяет увидеть количество участников той или иной деятельности, что позволяет в свою очередь, выбрать себе партнера для совместной деятельности или развернуть самостоятельную рядом.

Наблюдая за воспитанниками сейчас, отмечаем, что больше становиться совместных видов деятельности. Например, игры по типу «лото», активность в центре художника и др. И на этом этапе, ребенок как бы сам управляет взрослым, обращаясь  к нему в ходе возникших затруднений. Здесь оказывается недирективная помощь, когда, взрослый не является инициатором общения, а ребенок как бы сам урегулирует возникшие споры и затруднения, переведя его обращение в поле его же вопроса (уход от прямой помощи, ориентация ребенка «помоги себе сам», «попробуй сам решит свою проблему», «обратись за помощь к сверстнику»).

Ориентиром окончания Time Choice для детей служат различные переходы в другое поле совместной уже деятельности в группе - утренняя пробежка, прием пищи и др. Каждый определяет для себя темп выхода из деятельности по собственному выбору.

На 3 этапе – рефлексия. После окончания времени Time Choice, в свободной беседе с ребенком, мы можем обсудить, как он действовал самостоятельно, что ему помешало, что помогло реализовать собственный замысел, тем самым помочь овладеть планированием и осуществлением собственной деятельности.  В ходе педагогического наблюдений, анализируем и выстраиваем траекторию последующих шагов, которые помогут перейти на следующий этап накопления опыта детей самостоятельных действий. И здесь, каждый из педагогов группы ведет 3-х дневное наблюдение за каждым ребенком, фиксируя промежуточные результаты в листе наблюдений:

Отслеживая степень самостоятельных действий каждого ребенка, мы приходили к выводу о расширении возможностей для тех детей, чьи самостоятельные действия в условиях группы не требовали деятельного сопровождения взрослого. Тем самым расширилось пространство для осуществления выбора детей. На Экране появился знак «желтого браслета», что позволило расширить их возможности уже вне группы и действовать в разновозрастном и разновозможностном сообществе детей. Так же появился знак «белого браслета», обозначив свой выбор на Экране, дети, имеющие братьев и сестре в других группах, стали иметь возможность их навестить.

По завершению этапа младшего возрастного периода, все дети имели возможность выхода из пространства группы, где мы учились выбирать и ориентироваться, в пространство Open Space, выстроенное уже по другим правилам.

Слаженная работа всей команды взрослых, воспитателей и младшего воспитателя группы, позволяет обеспечить детям пространство выбора и индивидуальный подход для перехода на следующую 2 ступень инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в образовательном пространстве детского сада.

        

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Приобщение к истокам русской народной  культуры  является  эффективным  средством  для  реализации  важной задачи – формирование патриотических чувств. ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...