Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

Тема: «Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_opytno_-_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.

Тема«Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам».

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Расширять знания детей о свойствах магнитаопытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).

Развивающие

1. Развивать умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы.

2. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Предварительная работа:

       Опыты с магнитами, игры с магнитными геометрическими фигурами, исследовательская работа дома «Что притягивает магнит?»

Оборудование: аудиозапись мелодии из м. ф. "Фиксики", фартуки. Ящик ощущений, крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Игрушки - Нолик и Симка. Поднос с предметами из разных материалов в т. ч. металлических, магниты, стеклянный стакан, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, гречка , сахар и т. п,), лабиринт на картонной основе, мелкие бабочки на магнитах, подносы, картинки-символы, мольберт, магниты для поощрения.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия:

Звучит музыка из мультипликационного фильма «Фиксики». Дети проходит на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня за помощью ко мне обратился Симка из любимого нами мультфильма. Ребята, Симке очень нужна ваша помощь! Дело в том, что Симка и Нолик играли в прятки. Нолик спрятался в красивый сундучок. А тот возьми, да и захлопнись. Всё бы ничего, да озорная Кусачка подхватила ключик от сундучка и куда-то его припрятала. Симка очень просит вас, ребята, отыскать ключик. Ну, что, откликнемся на просьбу Симки? Да, да, да, Симка, мы непременно найдём пропажу.

 Знаете, друзья, Симка сказала, что отыскать ключик нам поможет чудесный камень, который лежит в волшебном ящике в нашей с вами лаборатории. Ребята, вы хотите узнать, что это за чудо-камень?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Дети надевают фартуки, подходят к лабораторным столам. Вспоминают правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: Перед нами – волшебный ящик, в котором находится объект для исследования. Кто желает провести первое исследование?

К ящику ощущений подходит один ребёнок, обследует объект и отвечает на вопросы  ( какой?  твердый, мягкий )

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это? Рассмотрев объект, дети выдвигают предположение, что это- магнит.

Магнит - это природный материал, добывают его из Земли.

Магниты нашли широкое применение в нашей жизни. Их используют и в быту, и в науке, а также различных видах деятельности человека. Мы можем встретить их повсюду: магнитик на холодильнике, в детском саду на доске, в разнообразной бытовой технике дома,  часто используют при изготовлении разнообразных детских игрушек, магнитных азбук, конструкторов, пирамидок и многих других предметов.

Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. И так, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к коробочкам, в которых смешаны предметы из различных материалов; побуждает детей высказать своё мнение.

Посмотрите, ребята. Кусачка раскидала  все предметы на подносе. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.

Опыт № 1.

- «На подносе лежат разные предметы. Выберете те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

- Ну, что, ребята,  все предметы притянул магнит???

- А какие же предметы магнит не притянул?» (Мягкую игрушку, пуговицы, киндер сюрпризы, губка).

- Как вы думаете почему? (она не железная)

-А какие же  предметы магнит притянул?» (Скрепка, шайба).

Из какого материала сделаны скрепка, шайба?  

Значит они какие?  (Дети - железные)

Какой можно сделать вывод из нашего опыта? Все ли предметы притягивает к себе магнит?»

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, вспомнили  свойства магнита, что магнит  притягивает к себе металлические предметы. Педагог предлагает детям обследовать лабораторию, обращает внимание детей на стеклянный стакан в который налита вода и на дне лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, озорная Кусачка уронила ключик в  стакан. Как же нам его достать? (Дети выдвигают предположения). 

Опыт № 2. 

Поднести магнит к стакану.

 Надо двигать магнит по стенке стакана вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?

Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.

(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной - ключик не подходит).

Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие

Вывод:  магнитные свойства сохраняются в воде. 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание - контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а, возможно, и ключик, который они ищут.)

Опыт №3

Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита.

(Дети достают предметы, используя магнит, не находят ключ к сундучку).

Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами узнали ещё одно свойство этого чудесного камня .

Вывод: Магнитная сила действует через сыпучие вещества 

Опыт № 4

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». Для этого нам нужно разделиться по 4 человека и присесть за столы. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками лабиринта. Бабочку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать бабочку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Чья бабочка окажется первой на цветке?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что происходит с бабочкой?

Дети(двигается).

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Она двигается под действием магнита.

Вывод: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через стекло, но и через более плотные предметы, картон. 

Ребята давайте ещё раз вспомним свойства магнита, которые мы сегодня узнали и разместим на мольберте.

Воспитатель:  Симка мне рассказывала, что перед тем как играть в прятки с Ноликом они собрали картинку. Кусачка так бежал,   что всю картинку раскидал. Давайте ее соберем. Дети поднимает  части от картинки и видят под ней ключик от сундучка. Собирают картинку и выясняют, что на ней изображена ракета сделанная из магнитного конструктора, открывает сундучок. Педагог достаёт из сундучка игрушку - Нолика. Дети выражают восторг.

Симка: Спасибо, ребята, вы нам сегодня очень помогли. А ещё, благодаря вам, я столько интересного узнала о магните! Я теперь могу и Нолику, и Верте, и Игрику, и Масе, и Папусу, и все-всем рассказать об этом чудесном камне. Я принимаю вас в клуб «Фиксиков» и награждаю вас медалями - магнитами. До свидания!

Дети: До свидания! (Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)

Рефлексия:

- Кому мы сегодня помогали?

- Что нового узнали про магнит?

- Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...