Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»
Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
2. Заинтересовать игрой в шахматы с помощью игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление
4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_ladey_.docx | 976.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению игре в шахматы
для детей дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»
Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
2. Заинтересовать игрой в шахматы с помощью игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
3. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление
4. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование:
- шахматные доски с фигурами;
- демонстрационная шахматная доска;
- игровизор, дидактический материал.
Ход занятия.
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Организационный момент | Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке. На свете есть забавная Волшебная игра. В неё с утра до вечера Играет детвора Там мчатся кони резвые Трубят поход слоны. И клетки чёрно – белые Чудес и тайн полны. | -шахматы |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. |
Игра «Волшебный мешочек» -Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении. (В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ) - А сколько всего пешек? Слонов? Коней? Королей? Ферзей? (перечисляются все фигуры) | -16 (8+8) -4(2+2) - 2 (1+1) |
3. Объявление темы занятия | -А какой фигуры не хватает на шахматной доске? - Как вы думаете, почему её не было в мешочке? - Будем знакомиться с фигурой Ладья. - На что она похожа? | -ладьи -потому что мы ее еще не изучали. -с ладьей -На башню |
4. Формирование новых знаний и умений. | - Где занимает ладья свое место изначально? - Покажите. -Сколько ладьей на доске? Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об этой шахматной фигуре. - Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну. На чем мы можем отправиться? Мы остановились около маленького уютного домика. - Кто же там живет? - … белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая. - Здравствуйте, мы ребята из д/с Ромашка. - Здравствуйте. Я — ладья — А почему ладью называют ладьёй? — Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. -- Слушайте и запоминайте. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. — Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья.— За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге. - Что значит побить? — Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход. - Я приготовила для вас задание ребята. Но прежде чем его выполнить, нам нужно немножко размяться. Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков. | -по краям шахматной доски, в углах -Четыре. 2белые и 2 черные. - на ковре самолете - показ действий |
5. Физкультминутка: | - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: 1,2, – на месте шаг. (маршируют) 3- 4, приседаем, (Приседания) | Выполняют физкультминутку |
6. Первичное закрепление | Белая ладья должна кратчайшем путем добраться до ракеты.. Игра «Кратчайший путь» | Дети выполняют на демонстрационной доске. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках. Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их. | Дети выполняют на карточках с проверкой на доске. |
8.Обобщение по теме. | Игра «ДА – НЕТ» Ходит ли ладья по белым и черным полям?; Может ли ладья пойти с белого поля на белое? Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую? Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью? | |
9.Подведение итогов занятия. | О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью? Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью. Видимо, ладья упряма, | |
10. Рефлексия | - Закончите предложения: Сегодня на занятии мне понравилось… Сегодня я научился…. | Продолжают предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....
Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"
Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"
Конспект ООД по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы
Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Познавательные: закрепить знания детей направлений в ...