Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сурмашева Елена Михайловна

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»

Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1.    Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2.    Заинтересовать игрой в шахматы с помощью  игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3.    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление

4.    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_ladey_.docx976.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»

Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1.    Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2.    Заинтересовать игрой в шахматы с помощью  игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3.    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление

4.    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;
  • демонстрационная шахматная доска;
  • игровизор, дидактический материал.

Ход занятия.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент

Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны.

-шахматы

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

 

Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении.

(В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

- А сколько всего пешек? Слонов?  Коней? Королей? Ферзей? (перечисляются все фигуры)

-16 (8+8)

-4(2+2)

- 2 (1+1)

3. Объявление темы занятия

-А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

- Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

- Будем знакомиться с фигурой Ладья.

- На что она похожа?

-ладьи

-потому что мы ее еще не изучали.

-с ладьей

-На башню

4. Формирование новых знаний и умений.

- Где занимает ладья свое место изначально? - Покажите.

-Сколько ладьей на доске?

 Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об этой шахматной фигуре.

- Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну. На чем мы можем отправиться?

Мы остановились около маленького уютного домика.

- Кто же там живет? - … белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая.

- Здравствуйте, мы ребята из д/с Ромашка.

- Здравствуйте. Я — ладья

— А почему ладью называют ладьёй?

— Шахматная Ладья  на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним.

--  Слушайте и запоминайте. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.

— Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья.— За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.

- Что значит побить?

— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.

- Я приготовила для вас задание ребята. Но прежде чем его выполнить, нам нужно немножко размяться.

Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков.

-по краям шахматной доски, в углах

-Четыре. 2белые и 2 черные.

- на ковре самолете

- показ действий

5. Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
Наши ножки разомнём.              

 1,2, – на месте шаг.                     (маршируют)

3- 4, приседаем,                              (Приседания)
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)  

Выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление

Белая ладья должна кратчайшем путем добраться до ракеты..

Игра «Кратчайший путь»

Дети выполняют на демонстрационной доске.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках.

Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.

Дети выполняют на карточках с проверкой на доске.

8.Обобщение по теме.

Игра «ДА – НЕТ»

Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля?

Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

9.Подведение итогов занятия.

О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!

10. Рефлексия

- Закончите предложения:

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня я научился….

Продолжают предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в  шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы "Знакомство с понятием МАТ"...

Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Познавательные: закрепить знания детей направлений в ...