Дошкольная система специального образования. Альтернативные варианты помощи дошкольникам в отклонении в развитии.
статья на тему
Согласно тенденциям развития образования, ведущей идеей является идея инклюзивного образования, т.е. совместное обучение всех детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми.
В альтернативных детских садах эта идея осуществляется согласно основной идеологии учения этих ученых.
Новый вид помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – Центр медицинского развития.
В настоящее время развивается ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; Центры психолого-медико-педагогической помощи и группы при центрах психолого-педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дошкольная система образования | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольная система специального образования. Альтернативные варианты помощи дошкольникам в отклонении в развитии.
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20—ЗО-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принцип построения специального до школьного образования.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей: с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитие речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников). Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефекотологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:
с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек;
с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — до 12 человек;
глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабослышащих — до 6 и 8 человек; слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием — до 6 и 10 человек;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и 8 человек;
с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и 10 человек;
с задержкой психического развития — до 6 и 10 человек;
с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет — до 8 человек;
с туберкулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек;
часто болеющих—до 10 и 15 человек;
со сложными (комплексными) дефектами — до 5 человек для обеих возрастных групп;
с иными отклонениями в развитии —до 10 и 15 человек.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности
Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах — «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».
Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен
Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста:
диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей; образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении.
Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения (поликлиники, детской больницы, сурдологичского центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
В настоящее время к специальному образованию относятся 8 видов образовательных учреждений компенсирующего вида: Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизит этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальны документах эти школы называются по их видовому порядковом номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Для развития детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, существуют альтернативные варианты помощи:
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная постоянно действующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству общественными организациями.
Реабилитационные центры.
В системе Министерства труда и социального развития РФ также существует сеть специальных учреждений для детей и взрослы с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями, специальные профессионально-технические училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты.
В настоящее время созданы различные альтернативные варианты дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют образовательную деятельность, согласно теоретическим основаниям разных образовательных школ: детский сад Фребеля, детский сад Монтессори, вальдорфский детский сад, национальные детские сады, этнические детские сады и др.
Согласно тенденциям развития образования, ведущей идеей является идея инклюзивного образования, т.е. совместное обучение всех детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми.
В альтернативных детских садах эта идея осуществляется согласно основной идеологии учения этих ученых.
Новый вид помощи детям с ограниченными возможностями здоровья – Центр медицинского развития.
В настоящее время развивается ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; Центры психолого-медико-педагогической помощи и группы при центрах психолого-педагогического сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эволюция научных представлений об аномальном развитии Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии.
Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, госп...
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет....
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста»
В помощь логопеду. Конспекты занятий по работе с неговорящими детьми 3-7 лет....
«Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 2-х до 5 лет.
Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и д...
"Комплексы занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста»
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» возраст от 3 до 7 лет.
Предусматривает:Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к до...