Проект по сотрудничеству с родителями.
проект (старшая группа)

Кладницкая Екатерина Сергеевна
Семья - это колыбель детства любого ребёнка, исток его жизни. Это один из краеугольных камней в развитии и воспитании новой личности. Без участия родителей, без их активной поддержки и помощи, все усилия педагогов ДОУ, а впоследствии и учителей школы, будут иметь более чем скромный успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sotr._s_roditelyami.docx86.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №41 «Солнышко»

Г. Смоленск

 «Проект взаимодействия с родителями

воспитанников старшей группы № 10

«Почемучки»

Воспитатель: Кладницкая Е.С.

Пояснительная записка

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учѐта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьѐй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребѐнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьѐй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и педагога, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя

содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития.

Цель работы с родителями: создание необходимых условий для

Развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями

воспитанников, повышение компетентности родителей в области

воспитания, привлечение родителей к активному участию в

деятельности группы.

Задачи:

1. Устанавливание партнѐрских отношений между педагогами, детьми и родителями.

2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.

3. Практическая помощь семье в воспитании детей.

4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.

5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада, группы.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду.

Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе

с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми,но и вработе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в

режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

Для реализации проекта использую следующие формы взаимодействия с родителями.

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей

родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования

воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава

начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную

картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей

структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и

семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с

каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических

потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

1. Сбор информации о семьях.

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета); - выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания; - семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуг

2.Распространение информации о работе детского сада:

- сайт;

- публикации в печати;

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; -выявление стратегии взаимодействия с семьями.

-родительские собрания. 3. Анализ информации.

4. Сбор информациио ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребѐнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; - выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

2. Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы,

тренинги, самообразование, семинары, творческие

группы.

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию: - информационные стенды;

- родительские уголки;

- методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность: - беседы;

- консультации; - круглые столы;

- родительские собрания.

4.Социально-нравственное и познавательное развитие: - семья;

- родословная;

- семейные традиции;

- гендерное воспитание;

- формирование духовных ценностей.

3. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого

пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

3.Вовлечение родителей в педагогический процесс: - участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; - планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); - оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ

(«Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и

т.д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников,

деревьев; изготовление фигур из снега; 4.Вовлечение детей в творческий процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);

- совместное участие с родителями в семейных концертах;

 4. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительских комитетов по группам.

3.Создание общего родительского комитета.

4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

Формы работы при реализации проекта Традиционные:

-Анкетирование родителей -Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание. -День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные). -Семейные праздники.

-Папки – передвижки.

-Выставки совместного творчества.

- Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. Инновационные:

-Сайт детского сада.

-Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»). -Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Ожидаемые результаты проекта.

• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,

участвующими в воспитании ребѐнка, мероприятий по педагогическому просвещению.

• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию

ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка, анализ его достижений и

недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным

помощникам,

осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребѐнка).

• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,

педагогами, родителями.

• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Структура проекта

Реализация программы рассчитана для работы с семьями детей младшего возраста (дети 5-6 лет).

Рассчитана на 1 год обучения.

Содержание проекта реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

Перспективный план работы с родителями старшей группы в соответствии с ФГОС (на 2018-2019 учебный год) в старшей группе №10 «Почемучки»

Сентябрь

1. Оформление наглядной агитации: режим дня; сетка занятий; «Это интересно», «Уголок здоровья».

2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.

3. Выставка: «Дары осени».

4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей» 5. Консультация: «Возрастные особенности детей 5-6 лет». 6. Газета по П. Д. Д.: «Родителям водителям».

7. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду.

Октябрь

1. Папка-передвижка: «Самообслуживание в жизни ребёнка» 2. Консультация: «Откуда берутся болезни?»

3. Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)

4. Консультация: «Бабушкины рецепты»

5. Памятка по ПДД: «Особенности осенней дороги» 6. Развлечение «В гостях у золотой осени».

Ноябрь

1. Родительское собрание: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

2. Консультация: «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой» 3. Фотовыставка: «Вместе с мамой».

4. Стенгазета: «С Днём Матери»

5. Досуг: «Мамы разные нужны…» (к дню матери)

Декабрь

1. Изготовление и выставка кормушек: «Покормите птиц зимой» 2. Памятка по ПДД: «Особенности зимней дороги»

3. Привлечение родителей к постройкам из снега на участке.

4. Газета: «А у нас Новый год»

5. Мастер-класс: «Новогодняя игрушка»; Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.

6. Праздничный новогодний карнавал.

Январь

1. Развлечение «Рождественские колядки»

2. Папка-передвижка: «Пожарная безопасность» 3. Консультация: «Чтобы зубы не болели»

4. Консультация: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Февраль

1. Папка-передвижка: «Отец как воспитатель» 2. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

3. Физкультурное развлечение «Папа, дедушка и я – спортивная семья». 4. Анкетирование: «Игра и ребёнок»

5. Семинар-практикум: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Март

1. Выставка рисунков: «Рисуем вместе с мамой (бабушкой, сестрой)» 2. Развлечение «Бабушек и маму очень любим мы».

2. Консультация: «Как надо любить ребёнка» 3. Памятка: «Особенности весенней дороги»

4. Папка-передвижка: «Роль развивающих игр для детей 5-6 лет».

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Консультация: «Книга или телевизор?»

3. Газета: «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге» 4. Консультация: «Одежда и здоровье детей»

5. Консультация: «Детские страхи»

Май

1. Консультация: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка».

2. Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участков.

3. Анкетирование: «Детский сад: плюсы и минусы»

4. Итоговое родительское собрание в форме устного журнала: «Дом, в котором мы живём»

Июнь-Август

1. Папка – передвижка: «Наблюдения в природе летом»

2. Консультации: «Как организовать летний отдых детей». «Укусы ос пчёл, шмелей»

«Отравление ядовитыми грибами» «Отравление ядовитыми растениями»

3. Субботники: Благоустройство участка группы.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как

носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

И на основе систематизированного сбора информации и

полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать

ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.

2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. 240 с.

5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. 187с.

Используемая литература.

1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. 1994, -235 с.

2 . Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.

3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .

4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

проект по сотрудничеству с родителями над укреплением здоровья воспитанников "Хочу быть здоровым"

Уголок уединения был создан родителями, в нем дети  по желанию могут отдохнуть от суеты группы. Оснащение помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, ра...

Проект по сотрудничеству с родителями в нравственно – эстетическом и патриотическом воспитании детей 6-7 лет «С песней к Победе»

Особенность данного проекта состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаём своё прошлое, которое большинство современных детей не знают и не читают и не только узнаем друг у друга новое, но и...

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»

Проект по сотрудничеству с родителями «Вместе мы одна семья»...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по сотрудничеству с родителями детей старшего дошкольного возраста «Взаимодействие с родителями»

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТпо сотрудничеству с родителямидетей старшего дошкольного возраста«Взаимодействие с родителями»...