Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».
методическая разработка
Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».
Народная поговорка гласит: «Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память». А ведь память закладывается с первых лет жизни. Память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка.
Светлана Алексеевна.
Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти. Какие????
Различные типы памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр и упражнений. Дошкольники в процессе игр усваивают наиболее эффективные методы запоминания большего объема информации.
Причем у дошкольников преобладает зрительная память: то, что он видит, он быстрее и лучше запоминает.
Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т.п. Это образная память – память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют, на слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли.
1.Зрительная память
Светлана Алексеевна. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что перепутал художник».
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития зрительной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников.
Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости.
2. Слуховая память
Светлана Алексеевна. Мы поговорили о зрительной памяти, а теперь переходим к играм, развивающим слуховую память. С помощью волшебной палочки я приглашаю следующих участников.
Задание: прослушайте рассказ и нарисуйте рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепила я трех замечательных снеговиков. Слепила их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Светлана Алексеевна. Пока наши участники рисуют, я предлагаю поиграть всем кто пришел на мастер-класс.
Игра со зрителями.
1.Послушайте внимательно стихотворение, а задание вы услышите в конце.
У нашего Вовки на блюде морковки.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну а у Валерки – грибочки в тарелке.
А теперь вы не зевайте и посуду называйте!
(блюдо, кастрюлька, тарелка, чашка)
2. Послушайте внимательно стихотворение, потом я буду говорить начало строки, а вы ее закончите.
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка.
Прямо мишке в лоб…
Рассердился Мишка
И ногою – топ!
Больше я не буду
Шишки собирать,
Лягу я в берлогу,
Буду крепко спать!
Мишка……………косолапый
По лесу…………...идет,
Шишки…………...собирает
И в карман ………кладет.
Вдруг упала…….. шишка.
Прямо мишке…… в лоб…
Рассердился…….. Мишка
И ногою –………. топ!
Больше я не ……..буду
Шишки …………..собирать,
Лягу я в………….берлогу,
Буду крепко……..спать!
Слуховая память? Это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие родители сталкивается с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.
В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже свой собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом.
3. Двигательная память
Светлана Алексеевна. С помощь моей волшебной палочки я хочу вас пригласить поиграть и поговорить о двигательной памяти. Включается музыка, участники вместе со мной выполняют движения.
Светлана Алексеевна. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагает умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения.
4. Эмоциональная память
Светлана Алексеевна. И вот пришла пора поговорить об эмоциональной памяти. И я приглашаю участников с воздушными шарами пройти вперед.
Приготовить воздушные шары с эмоциями.
Игра 1. «Разные человечки»
Посмотрите, пожалуйста, назад, какие интересные человечки пришли к нам в гости. Подойдите и выберите себе человечка. Я предлагаю каждому из них дать имена. Почему человечки разные? (У них разное выражение лица)
Почему так? Что случилось? Сделайте такое же лицо.
Светлана Алексеевна. Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот подталкивает к действиям. Например, если вокруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Так действует память чувств. Эмоциональная память – память на переживание. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека.
5. Тактильная память
Светлана Алексеевна. Моя волшебная палочка готова пригласить участников, с которыми мы представим игру на развитие тактильной памяти.
Игра «Найди шарфик» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
Поочередно рассматривают, ощупывают все шарфы. Затем шарфы снимают, складывают в мешочек. Затем на ощупь отыскивают в мешочке нужный шарф.
Тактильная память. На этот вид памяти очень мало обращается внимания и в семьях и в детских садах. Такая память крайне важна для развития ощущений и формирования нужной человеческой эмоциональности. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Светлана Алексеевна. В заключении хотелось бы сказать, что если у взрослых слабо развита память, то им достаточно сложно развить память у детей. И мне хотелось бы вам предложить игры на развитие памяти для взрослых. Я зачитаю пары слов с логической связью, Вы их внимательно прослушайте. Затем я буду называть первое слово, а Вы второе.
- Почта – письмо
- Буква – слово
- Касса – деньги
- Стакан – кофе
- Небо – звезда
- Театр – драма
- Сани – зима
- Гнездо – птица
- Рыба – вода
- Булка – мука
- Весло – лодка
- Трактор – поле
- Сапог – нога
- Доктор – болезнь
- Пуля – ружье
А теперь я хочу Вам предложить пары слов без логической связи.
- Книга – окно
- Рука – туча
- Вилка – дело
- Чашка – груша
- Кошка – свеча
- Гора – краска
- Якорь – кино
- Сосна – ложка
- Бритва – волна
- Ящик – палец
- Танец – река
- Спина – лампа
- Перо – язык
- Число – крыша
- Сахар – шляпа
Мастер-класс мне бы хотелось закончить такими словами.
Подготовить деток к школе – задача не простая
Без игры не обойтись –
Я это точно знаю!
Чтоб успешным в школе стать,
Надо память развивать,
Дидактические игры с этой целью применять!
Все процессы психики память объединяет
И мышление, и речь без нее страдают.
Произвольность – вот основа для пятерок в школе
Произвольно думая, развиваем волю.
Ставим цель перед собой: выучить, запомнить!
С психологией дружить воспитатель должен
Без методики и знаний, педагогу сложно!
Настоящий мастер-класс познавателен для Вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...
Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....
Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....
Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития пс...
Тема: « Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».
Особенность детского творчества заключается в относительной новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонн...
Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...