Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни
статья по логопедии (старшая группа)
Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.
Иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности во владении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависит нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, усвоение школьной программы. Для того, чтобы понять имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_razvitii_rechi_rebenka_na_5-6_godah_zhizni.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни.
Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности во владении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависит нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, усвоение школьной программы. Для того, чтобы понять имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее развития.
Пятый год жизни.
На пятом году жизни у ребенка начинаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Появляется устойчивое внимание к речи окружающих. Увеличивается активный словарный запас (2500-3000 слов к концу года), что дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точно излагать мысли. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражающих пространственные и временные отношения. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шуба). Все чаще ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около). Высказывания строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения используются еще редко.
Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребенок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в роде, прилагательные и существительные в роде и т.д.).
Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение сложных звуков, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Шестой год жизни.
Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40-60 предложений, т.е. владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.
Ребенок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребенка с шестого года жизни достаточно развернута. С помощью распространенных предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, т.е. искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию все большего количества слов. К своим высказываниям ребенок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Кроме того, пытаясь более точно передать свою мысль, более четко описать то или иное явление, тот или иной предмет, ребенок начинает раскрывать и передавать свое отношение к тому, о чем говорит.
В этот период активизируется пассивный словарь, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счет увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счет овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предмета, а также отвлеченные, абстрактные понятия. Дети усваивают четко обозначающие понятия, причем детализируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василек, ромашка) и садовые (роза, тюльпан).
В диалогической речи дети, разговаривая со сверстниками, дают и сжатые и развернутые ответы.
Хотя словарь детей заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности, неправильный выбор слов. Характерны возможные затруднения при разборе слов, противоположных по значению, близких по значению (антонимов, синонимов) в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также неточности в уточнении признаков, предметов, действий. Неточно могут употребляться все разделы частей речи, включая союзы, предлоги.
Наряду с другими сторонами речи, активно развивается грамматический строй речи. Дети овладевают развернутой, распространенной фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно-падежные конструкции. Объем высказываний расширяется за счет уточнения и развития навыков согласования, употребления предложных окончаний. Это не значит, что речь ребенка свободна от ошибок. Могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
Несмотря на то, что в этот период совершенствуется связная речь ребенок способен устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами, явлениями, тем не менее часто большое внимание при этом уделяется главному, очевидному, тогда как более мелкие, не главные остаются не упомянутыми.
Бурное речевое развитие детей базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого небе, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение может происходить неравномерно, так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и нарушения формирования звуков, т.е. могут неправильно произноситься некоторые звуки. Встречаются и нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или же в данном словосочетании много смешиваемых звуков. Недостатки звукопроизношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики, слухового, фонематического восприятия, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.
У некоторых детей движения губ, языка, мягкого неба недостаточны, что требует активизации артикуляции, как одного из условий исправления звукопроизношения. Ребенок может выполнять тесты на выделение слов из слов с данным звуком из группы, подбирать слова на заданный звук. Однако, некоторые звуки различаются недостаточно четко, например, по мягкости-твердости, по месту образования. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия.
Дети успешно используют интонационно-мелодические средства передачи своего отношения к высказываемому. Им знакомо вопросительно-повествовательная интонация, они могут делать акцент на том или ином слове, точно передавать свои чувства, оценить с помощью выразительности тот или иной предмет, явление, событие.
Темп речи детей в повсеместном общении остается умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать свое высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребенок может начать говорить быстро, взахлеб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также может затруднить звукопроизносительные возможности ребенка.
Все вышеперечисленное поможет родителям сориентироваться в том, насколько развита речь ребенка, однако необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому речь отдельного ребенка развивается своими темпами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....
Развитие речи ребенка на 7-м году жизни.
Характеристика, особенности и основные проблемы развития речи детей на 7-м году жизни....
Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.
Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда....
Консультация «Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка ».
Консультация«Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка »....
«Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША
Вот и настал тот долгожданный день, когда Ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этот мир он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалис...